Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды23 марта 2024 4:00

Джоан Кроуфорд – аристократичная стриптизерша, получившая «Оскар»

Исполняется 120 лет со дня рождения голливудской легенды Джоан Кроуфорд
История Джоан Кроуфорд – прекрасный пример того, насколько по-разному можно рассказывать про одного и того же человека. Особенно – про знаменитость.

История Джоан Кроуфорд – прекрасный пример того, насколько по-разному можно рассказывать про одного и того же человека. Особенно – про знаменитость.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Она была очень красива. Или, по крайней мере, киногенична. И звали ее не Джоан Кроуфорд, а Люсиль Фэй Лесюр. Дочь техасского строителя родилась в Сан-Антонио; папа из семьи сбежал, оставив жену, беременную будущей Люсиль, и двух уже родившихся детей. Мать вскоре уехала из Техаса и нашла нового мужчину, Генри Кассина, которого маленькая Люсиль Фэй считала родным отцом. Он занимался художественной самодеятельностью с местной театральной труппой, и это очень увлекало девочку, она обожала все, что связано с театром и костюмами. Вплоть до развода матери и отчима она пропадала в гримерках, пробовала сама придумывать спектакли.

А потом все закончилось: мать развелась, стала работать в прачечной, а девчонку определила в католическую школу. Там ей пришлось «оплачивать» обучение тем, что она мыла полы и готовила еду, - фактически была служанкой (времени на уроки почти не оставалось)… В 18 лет это была девушка с прекрасной фигурой, весьма убогим образованием и желанием танцевать, несмотря ни на что.

Ее фильмы не стали известными у нас, за железным занавесом. Но в истории кино она осталась навсегда. Почти как кошка с девятью жизнями – разная в каждое десятилетие своей долгой карьеры.

Спилберг-сын, Спилберг-внук, Спилберг-режиссер

История Джоан Кроуфорд – прекрасный пример того, насколько по-разному можно рассказывать про одного и того же человека. Особенно – про знаменитость. Все зависит и об осведомленности рассказчика, и от его личного отношения к звезде, и от правил приличия.

Весьма наглядная иллюстрация. Факт: в 1969 году снимался эпизод сериала в жанре ужасов «Ночная галерея». Режиссером был начинающий 23-летний Стивен Спилберг, звездой – 65-летняя Джоан Кроуфорд. Далее мы сталкиваемся с версиями.

Номер один: Джоан Кроуфорд требовала уволить молодого выскочку-режиссера, поскольку постоянно пила и путала текст. А Спилберг был требователен, обложил звезду записочками с подсказками. Джоан постепенно прониклась и сказала в финале, что Стивена ждет великое будущее.

Версия номер два: Джоан Кроуфорд очень любила показывать свое тело режиссерам. По крайней мере, сохранились воспоминания одного из них, перед которым звезда в 50 лет разделась и потащила в постель. Через пятнадцать лет Джоан якобы решила провернуть аналогичный трюк со перед Спилбергом: встретила его в гостиничном номере полуодетой, но… потом одумалась. Мол, это будет, как с внуком. Лучше займемся кино, а не любовью.

Свидетельство номер три. Дано непосредственно Стивеном Спилбергом на телевидении. Он был гостем «Последнего шоу со Стивеном Колбертом», где рассказал о встрече с Джоан. «Мы должны были заранее, до начала съемок пойти поужинать куда-нибудь. Я вошел в ее парадную дверь, и первое, что она мне сказала - «Нет. Мы не сможем пойти с тобой на ужин. Люди подумают, что ты мой сын». В дальнейшем, по словам Спилберга уже в другом интервью, Джоан Кроуфорд неоднократно вступалась за него. Она даже соврала всем на съемочной площадке, что уже снималась у Спилберга и гарантирует, что он профессионал. Тогда работать новичку стало значительно легче.

Три трактовки истории – три разных Джоан Кроуфорд.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Мачеха для Белоснежки

Можно представить себе и других Джоан. От девицы, отплясывающей чарльстон в полуголом виде, стиптизерши и чуть ли не порномодели до уважаемой актрисы, получающей «Оскар» за драматическую роль в триллере. От невысокой (160 см) барышни с веснушками до женщины-статуэтки с гордым аристократичным профилем. И эта женщина с идеальной талией на экране совсем не выглядит крошкой. И взгляд, - всегда такой взгляд, которым не одаривают, а гипнотизируют.

Одна из легенд: именно Джоан Кроуфорд вдохновляла Диснея при создании «Белоснежки и семи гномов». Согласитесь, это не веселая веснушчатая сексапильная девушка, которая может закадрить парня для похода на вечеринку, а потом танцевать до утра с более перспективным кваалером. И даже не та наглая девица, которая ворвалась в кабинет Луи Майера, главы студии «MGM», потребовав срочно купить ей особняк в Голливуде. Потом, по слухам, Майер запер дверь, а через полчаса был готов договор о покупке особняка для новой звезды. И даже конкурс был на наиболее удачный псевдоним с тысячей долларов в виде приза. Кто выиграл приз, не знаю, но самой Джоан новое имя не нравилось.

Золушка по имени Кристина

Четыре мужа, четыре приемных ребенка. Неврозы, алкоголизм, собственные детские комплексы, комплексы приемных детей. Первая приемная дочь сперва звалась тоже Джоан Кроуфорд. Не пошло: девочку на ходу переименовали в Кристину. Когда она выросла, выпустила книгу «Дорогая мамочка». Очень жесткую. Потом по ней снимут фильм, в котором сыграет Фей Данауэй. Там девочку мучают по полной программе, заставляя то носить шикарные наряды, то мыть полы. И не оставлять разводов на полу, это важно. За разводы на полу могут и по голове стукнуть. Однажды, вспоминала Кристина, ее ударили расческой, которая переломилась надвое.

Видимо, тут сыграло свою роль детство приемной матери, помнившей, как она девочкой убиралась в школе-интернате. А еще, наверное, Кристина рисовала Джоан черной краской из-за обиды: она не получила больших денег после смерти актрисы, состояние ушло двум другим приемным дочерям-близняшкам и в благотворительные организации.

Сексапильность или талант?

Встречается мнение, что успех Джоан Кроуфорд связан исключительно с достоинствами ее тела и с некими фантастическими способностями в сексе. Но в десятку лучших американских актрис века за одну только сексапильность не включают, а ее включили. Но иногда сама Джоан начинала считать себя бездарностью, причем не такой уж и соблазнительной: на пластические операции она потратила в общей сложности около десяти тысяч долларов (огромные деньги в ее времена). Ходит анекдот, что после 1953 года она шутила: «Лицо и грудь новые, задница та же». Молодость была невероятно важна для Джоан, и свою дату рождения она периодически подправляла. Сейчас биографы считают, что она родилась в 1904-м, но в документах можно найти и другие года, вплоть до 1908-го.

Еще говорили, что у нее был роман с Кларком Гейблом. Они несколько раз снимались вместе. А потом Гейбл женился на актрисе Кэрол Ломбард, в которую влюбился по-настоящему, без памяти. Когда та через три года после свадьбы погибла в авиакатастрофе, Джоан исполнила главную роль в фильме, задуманном под Ломбард. И весь свой гонорар перечислила Красному кресту, сотрудники которого нашли тело Кэрол. А своего агента, удержавшего с гонорара 10 процентов, Джоан уволила.

Любовь – огонь

Такая странная женщина. Вроде бы капризная дива со своими заскоками - но отвечала каждому поклоннику, прислылавшему письмо и просившему автограф. Правда, делала исключение делала для одноклассников - с ними у нее как-то не сложилось…

А скончалась от рака поджелудочной железы. Было это на Манхэттене. У Джоан тогда ночевал поклонник. Вряд ли любовник, скорее какой-то восторженный любитель старого кино. Еще была домработница. Джоан проснулась утром 10 мая 1977 года, пошла на кухню, приготовила завтрак на всех – и для домработницы, и для поклонника, а потом вернулась в спальню, легла в кровать и тихо умерла.

Она говорила, что любит играть стерв. И еще. «Любовь – огонь. Но согреешь ли ты сердце или сожжешь свой дом – ты никогда не предскажешь».