Минтруда вновь попытается упорядочить регулирование труда мигрантов.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Главными подозреваемыми в совершении теракта в «Крокус Сити Холле» стали выходцы их среднеазиатских республик, которые въехали в нашу страну, судя по всему, вполне легально. Эта трагедия вновь заставила власти обратить внимание на проблему контроля за трудовой миграцией.
Кадровый голод в России сейчас остро ощущается в большинстве отраслей экономики. Приток мигрантов отчасти снимает проблему нехватки рабочих рук. И иностранцы к нам едут охотно. Президент Путин недавно называл конкретную цифру – сейчас в нашей стране живут около 10 млн трудовых мигрантов.
Чтобы работать на просторах нашей необъятной родины им нужно получить специальное разрешение. Тем, кому для пребывания в России не нужна виза (например, гражданам Азербайджана, Узбекистана, Абхазии, Таджикистана), - необходимо оформить трудовой патент. Иностранцам, оформившим въездную визу, - разрешение на работу. А гражданам стран ЕАЭС (то есть Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) работать у нас можно вообще без специальных разрешений.
Некоторые едут к нам в рамках так называемого организованного набора - это когда компания «заказывает» определенное количество трудовых мигрантов под свои потребности. Такие оргнаборы регулируются межправительственными соглашениями – в частности, с Узбекистаном и Таджикистаном. Но нередко бывает и так, что, приехав работать на завод или стройку, мигрант уходит туда, где лучше условия труда или зарплата - в те же курьеры, например.
Минтруда пытается упорядочить регулирование труда мигрантов. Ведомство периодически выступает с законодательными инициативами. Недавно, например, там разработали законопроект, согласно которому приезжие должны работать исключительно по специальности, указанной в трудовом патенте. При этом многие эксперты, опрошенные «КП», сомневались, что эта мера поможет решить проблемы занятости приезжих. Теперь Минтруда предлагает ограничить двумя годами (с возможностью продления) срок заключения трудовых договоров с мигрантами, которые приезжают в Россию в порядке целевого организованного набора. Соответствующий проект закона появился на портале проектов нормативных правовых актов. Раньше такие договоры могли быть как срочными, так и бессрочными.
- Думаю, если вдруг такой закон будет принят, он ни на что не повлияет, - считает миграционный эксперт Вадим Коженов. – Во-первых, по организованному набору к нам едет очень небольшой процент мигрантов. Они часто не видят смысла приезжать в рамках оргнабора, поскольку могут просто приехать в Россию и оформить трудовой патент, не связывая себя какими-то обязательствами. А работу они здесь найдут себе обязательно – спрос на рабочие руки сейчас колоссальный. Во-вторых, непонятно, зачем ограничивать срок оформления трудового договора двумя годами, если патент у нас можно оформить максимум на один год? То есть через год мигранту в любом случае нужно перезаключать договор с работодателем (или вносить в него изменения), чтобы вписать туда новый номер трудового патента. Так что существующих законов вполне достаточно для того, чтобы контролировать вопросы трудовой миграции. А организованный набор нужно сделать по-настоящему привлекательным не только для российских работодателей, но и для самих мигрантов.