Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ
Эксклюзив kp.rukp.ru
28 марта 2024 4:00

От страха до чувства безысходности: психиатр рассказал, что происходит с обществом после массовых трагедий

Психиатр Гилев: боль от потерь после терактов может длиться до полугода
Красногорск. Люди у стихийного мемориала в память о погибших при теракте у здания концертного зала "Крокус сити холл".

Красногорск. Люди у стихийного мемориала в память о погибших при теракте у здания концертного зала "Крокус сити холл".

Фото: Андрей АБРАМОВ

После теракта в «Крокус Сити Холле» многих людей захлестывают эмоции. Кому-то страшно входить в торговые центры, метро, электрички. Кого-то накрыло ощущение безысходности, невозможности повлиять на ситуацию. Некоторые, несмотря на усиление мер безопасности, не могут избавиться от чувства незащищенности, беспомощности. Как приходить в себя после трагических событий? Когда есть шансы справиться с психологическими проблемами самостоятельно и по каким признакам определить, что не обойтись без медпомощи? Об этом мы поговорили с опытным врачом-психиатром, главным специалистом-экспертом центра доказательной медицины «Рассвет» Артемом Гилевым.

«БОЮСЬ ВХОДИТЬ В МЕТРО И ТЦ»

- Артем Андреевич, немало людей признаются, что им сейчас страшно бывать в общественных местах.

- Опасения в первое время после теракта - нормальная, естественная реакция. Но у некоторых это может приобрести масштаб настоящего бедствия, фобии. В такой ситуации нужно обращаться к врачу и проходить курс психотерапевтического лечения. Возможно, понадобится назначение лекарств.

- Как отличить нормальную реакцию от болезненной, той самой фобии, при которой пора лечиться?

- Основной ориентир - если ваше состояние стало мешать нормальной повседневной жизни, адаптации в обществе. Например, страх войти в метро настолько велик, что вы не едете по важным делам. Или при входе в общественный транспорт у вас подскакивает пульс, давление, появляется одышка. Либо на почве страха, тревожности возникают другие трудности во взаимодействии с людьми, с семьей, коллегами. Все это признаки, что необходимо обращаться за медпомощью.

БОЛЬ УТРАТЫ И БЕЗЫСХОДНОСТЬ

- Кроме страха многие говорят об ощущении бессилия, чувстве утраты - даже если в теракте не пострадали близкие.

- Это опять же нормальные реакции. Но если человек так сильно переживает, что не находит себе места, то может помочь разовая беседа с психологом, разгрузка. Для этого есть специальные методики.

От редакции: сейчас можно позвонить на бесплатные горячие линии различных служб и центров психологической поддержки после теракта. Их легко найти по поиску в интернете, также ряд телефонов публиковал KP.RU.

- В случае потери близких человек может испытывать сильные переживания, боль от утраты в среднем на протяжении до полугода, - продолжает доктор Гилев. - Так устроен организм. Даже самая тяжелая трагедия у более-менее здоровых людей не приводит к чрезмерно долгому периоду снижения настроения. Если же эмоциональное состояние не восстанавливается в течении 6 месяцев, то, как правило, речь идет о серьезной стадии депрессии или другого заболевания. Обязательно требуется медицинская помощь.

ВАЖНО

Врачи-психиатры предупреждают: чрезмерно сильные или длительные переживания чреваты развитием острой стрессовой реакции (ОСР). Она опасна тем, что может перейти в посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Увы, такое нарушение психики слабо поддается лечению, рассказал в одном из интервью «КП» профессор-психиатр Юрий Сиволап. Исследования показывают, что у людей с ПТСР возникают необратимые структурные изменения мозга, пояснил эксперт.

Поэтому специалисты советуют в случае острой стрессовой реакции как минимум пообщаться с психологом. Либо сразу обращаться за медицинской помощью - к врачу-психотерапевту или к психиатру.

Вот четыре главных признака того, что нужна медпомощь:

1) постоянная сильная тревога, с которой вы не можете справиться;

2) панические атаки (необъяснимый приступ страха, учащенное сердцебиение, чувство нехватки воздуха, головокружение);

3) стойкое снижение настроения (в среднем - две недели и более, в случае утраты близких - до полугода);

4) вы обращались к психологу, но это не помогло.

Врачи-психиатры предупреждают: чрезмерно сильные или длительные переживания чреваты развитием острой стрессовой реакции.

Врачи-психиатры предупреждают: чрезмерно сильные или длительные переживания чреваты развитием острой стрессовой реакции.

Фото: Shutterstock

«СТРАДАЮ, НО НЕ МОГУ ОТОРВАТЬСЯ ОТ НОВОСТНЫХ ЛЕНТ»

- В соцсетях пишут: «тяжело читать новостные ленты, но не могу остановиться, листаю непрерывно». Чем это объясняется?

- Это реакция, характерная для людей тревожного типа. Смысл в том, что когда ты пытаешься быть в курсе всего, создается иллюзия контроля за ситуацией. Если зависание в соцсетях не мешает человеку жить, работать, то ничего делать не нужно. Если же качество жизни страдает, надо обращаться за психотерапией. Скорее всего, будет диагностировано тревожное расстройство. Оно требует лечения.

- Еще сейчас обсуждают большое количество съемок на смартфон, которые люди вели во время теракта в «Крокусе». Некоторые говорят: это следствие того, что соцсети изменили психику человека. Привычка фиксировать любые события, чтобы потом поделиться в ленте, борется с инстинктом самосохранения.

- Нет, это не так. Потребность делиться информацией о любом событии - как радостном, так и трагическом - эта черта, свойственная людям во все времена. Уверяю вас, если бы мобильные телефоны были у наших предшественников во времена терактов, войн сотни лет назад, они бы тоже записывали видео.

Что касается инстинкта самосохранения, то снимавшие зрители, скорее всего, не осознавали смертельного риска именно для себя в данный момент. Отрицание явных угроз опять же одна из черт человека. Кстати, наиболее ярко она выражена, например, у курильщиков. Неоспоримо доказано, что употребление табака вызывает десятки видов рака. Но это не мешает дымить миллионам людей во всем мире.

БУДЬ В КУРСЕ

Как может аукнуться стресс: от «каски неврастеника» до термоневроза

- Через 3-4 месяца у врачей-психиатров вырастет поток пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами, - прогнозирует Артем Гилев. - Потому что такие нарушения развиваются отсроченно. Также неизбежен всплеск обострений тревожных расстройств.

Кроме того, на фоне стрессов у людей часто развиваются или обостряются так называемые функциональные нарушения работы различных систем организма, предупреждают медики. Это состояния, когда болезненные симптомы есть, а реального, физического поражения соответствующих органов нет. Чаще всего встречаются:

- сдавливающая головная боль («каска неврастеника»);

- расстройства пищеварения, боли в животе, вздутие, изжога;

- боли в сердце, одышка;

- постоянное повышение температуры тела до 37-37,5 градусов (из-за нарушения терморегуляции на фоне стресса, раньше это называли «термоневрозом»).

По правилам врачи должны сначала назначить базовые анализы и обследования, чтобы исключить реальные поражения органов (опухоли, инфекционные заболевания и др.). Если такие проблемы не обнаружатся, нужно обращаться за помощью к психотерапевту или психиатру. «Бывает, например, что повышенная температура держится неделями. Человека обследуют с ног до головы. Пробуют разное лечение, ничего не помогает. А в итоге оказывается, что у пациента тревожное или депрессивное расстройство. Психиатр назначает антидепрессанты. И все проходит», - описывает доктор Гилев.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Украину обвинили в теракте в «Крокус Сити Холле» (подробнее)