Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Общество28 ноября 2023 22:00

Тайны последнего советского суперпроекта: Полет «Бурана» начинал готовить Юрий Гагарин

В разработке космического корабля «Буран» принимал участие Юрий Гагарин
1965 год. Первый отряд космонавтов со своей разработкой, невероятно напоминающей корабль, который отправится в космос только через 23 года (Гагарин - внизу слева). Фото: Виталий ШИТОВ/Архив «Роскосмоса»

1965 год. Первый отряд космонавтов со своей разработкой, невероятно напоминающей корабль, который отправится в космос только через 23 года (Гагарин - внизу слева). Фото: Виталий ШИТОВ/Архив «Роскосмоса»

15 ноября 1988 года мир зачарованно следил за полетом последнего советского суперпроекта - ракеты «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран». 35 лет прошло, а многое, связанное с этим событием, до сих пор находится под грифом «секретно», а то и «совершенно секретно»! Но к юбилею полета «Роскосмос» рассекретил порцию документов, которые мы сегодня публикуем впервые.

Теперь в открытом доступе есть разные варианты «Бурана» - облегченный (на одного космонавта) и грузовой (где вместо космолета ставился транспортный кокон, способный поднять целую орбитальную станцию или часть корабля для полета на Марс - до 100 тонн). Неизвестные фотографии, служебные документы и даже целая «Программа первого полета орбитального корабля многоразовой космической системы» - на тот момент самой совершенной и передовой системы в мире.

Схема стыковки «Бурана» со станцией «Мир». Кстати, он мог ее эвакуировать с орбиты на Землю по частям - вместимости отсека хватало. Фото: Архив «Роскосмоса»

Схема стыковки «Бурана» со станцией «Мир». Кстати, он мог ее эвакуировать с орбиты на Землю по частям - вместимости отсека хватало. Фото: Архив «Роскосмоса»

Однако все эти удивительные документы просто меркнут перед фактом, что полет «Бурана» начинал готовить еще Юрий Алексеевич Гагарин! Но как же это возможно, ведь он погиб за 20 лет до полета «беспилотника»?

"Буран" и "Энергия" перед установкой на стартовый стол

"Буран" и "Энергия" перед установкой на стартовый стол

Фото: Роскосмос.

Дело в том, что дипломной работой Юрия Алексеевича в Академии имени Жуковского была разработка космического корабля многоразового использования. Причем это был совместный учебный проект группы первых космонавтов, в которой Гагарин выполнял роль главного конструктора.

Транспортировка "Бурана" и "Энергии" на стартовую площадку

Транспортировка "Бурана" и "Энергии" на стартовую площадку

Фото: Роскосмос.

Гагарин, Титов, Николаев, Быковский, Попович проектировали космический корабль, который мог возвращаться на землю и садиться на аэродром как самолет (американцы начали разрабатывать свои спейс шаттлы лишь в середине 1970-х).

Вариант компоновки многоразового корабля и ракеты-носителя. Так называемый мини-«Буран» с одним пилотом. Фото: Архив «Роскосмоса»

Вариант компоновки многоразового корабля и ракеты-носителя. Так называемый мини-«Буран» с одним пилотом. Фото: Архив «Роскосмоса»

Рассматривалось несколько компоновок, и одна была невероятно похожа на хорошо известный нам «Буран». Сохранилась фотография 1965 года. На ней - подготовка к испытанию этой модели в аэродинамической трубе. Вокруг стенда - все разработчики, в том числе и Юрий Алексеевич.

Один из двигателей ракеты-носителя "Энергия"

Один из двигателей ракеты-носителя "Энергия"

Фото: Роскосмос.

Справедливости ради нужно отметить, что окончательная модель, выбранная Гагариным, отличалась от «бурановской». Она стала более плоской - больше похожей на летающую тарелку, у нее появились дополнительные раскладные крылья в передней части. Однако главный принцип остался неизменен - вывод на орбиту ракетой-носителем и возвращение путем планирования и посадки по-самолетному.

Страница из рассекреченной программы первого полета многоразового корабля. на ней - вероятный район падения космического самолета при аварии на спуске. Фото: Архив «Роскосмоса»

Страница из рассекреченной программы первого полета многоразового корабля. на ней - вероятный район падения космического самолета при аварии на спуске. Фото: Архив «Роскосмоса»

17 февраля 1968 года Гагарин блестяще защитил проект своего космического самолета многоразового использования, получив квалификацию «летчик-инженер-космонавт». Профессора посоветовали Юрию Алексеевичу продолжать работу и писать на ее основе диссертацию. Гагарин согласился и признался, что его новая мечта - слетать в космос на своем корабле...

План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты.

План спуска и посадки "Бурана". С реальностью разошлись всего на три минуты.

Фото: Роскосмос.

Через месяц первый космонавт планеты погиб в учебном полете. И кто знает, по какому бы пути пошла наша космонавтика, если бы он остался жив и продолжил научную работу...

Баллистическая схема запланированного первого полета "Бурана"

Баллистическая схема запланированного первого полета "Бурана"

Фото: Роскосмос.

Запланированные участки первого полета "Бурана"

Запланированные участки первого полета "Бурана"

Фото: Роскосмос.

Грузовой траспортный аппарат для ракеты-носителя "Энергия"

Грузовой траспортный аппарат для ракеты-носителя "Энергия"

Фото: Роскосмос.

Средства аварийного катапультирования с "Бурана"

Средства аварийного катапультирования с "Бурана"

Фото: Роскосмос.

Схема авиационной транспортировки систем "Бурана" и "Энергии" на АН-225 "Мрия"

Схема авиационной транспортировки систем "Бурана" и "Энергии" на АН-225 "Мрия"

Фото: Роскосмос.

Схема авиационной транспортировки систем "Бурана" и "Энергии" на самолете 3М-Т

Схема авиационной транспортировки систем "Бурана" и "Энергии" на самолете 3М-Т

Фото: Роскосмос.

Транспортный ракетно-космический комплекс. Вместо "Бурана" ракета-носитель выводит на орбиту специальную капсулу с грузом

Транспортный ракетно-космический комплекс. Вместо "Бурана" ракета-носитель выводит на орбиту специальную капсулу с грузом

Фото: Роскосмос.