Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире30 ноября 2023 11:30

Вскрыта постыдная правда о ведьмах и парламенте: Почему депутаты до сих пор боятся и ненавидят ворожей

Казненных ведьм в Шотландии в XVI-XVIII веках отказались помиловать
Казненных ведьм в Шотландии в XVI-XVIII веках отказались помиловать

Казненных ведьм в Шотландии в XVI-XVIII веках отказались помиловать

Фото: Shutterstock

Парламент Шотландии зарубил законопроект, который реабилитировал ведьм, казненных в Средние века и в Новое время. Причина жестко формальная. Законопроект в прошлом году внесла депутат парламента Натали Дон. Однако, недавно ее назначили министром местного правительства. По закону, министры не имеют права вносить законы.

КОНЦЫ НЕ СХОДЯТСЯ

Законопроект предполагал признать, что 4 тысячи женщин, казненных в Шотландии за без малого 200 лет, пострадали по ложным обвинениям и невиновны. Как ни странно, юридически это до сих пор не так. Конечно, для потомков никаких последствий – поди отыщи предков в такой древности, но сам факт.

Решение настолько стыдное, что вы изрядно потрудитесь, если решите отыскать подробности в СМИ. Об этом стараются не писать.

В самом деле. Во-первых, у парламента был почти год, чтобы одобрить законопроект, пока Натали Дон не стала министром. Но бумага загадочным образом лежала без движения.

Во-вторых, Натали Дон внесла свой законопроект, когда еще НЕ БЫЛА министром. Таким образом, она обладала правом законодательной инициативы. Автора законопроекта в парламенте, допустим, больше нет. А законопроект-то есть.

В-третьих, законопроект еле пробился в парламент – после многолетней борьбы. Лоббировали бумагу разрозненные активисты, среди которых и просвещенная профессура, и феминистки, и просто народ, интересующийся стариной. Только упоминание, что вот, в Штатах же в 2001 году реабилитировали – заставил принять документ к рассмотрению.

Видимо, очень не хотелось. Вы удивитесь, но вообще-то законы о колдовстве формально не отменяли. В 1736 году ведьм перестали сжигать за то, что они колдуют. Власти признали, что колдовства не существует. Но, раз так, женщины, которые им занимаются – мошенники. Так и пошли они по уголовной статье вместе с ворами, незаконными предпринимателями, уклонистами от налогов и прочей веселой публикой. Сложно сказать, насколько закон 1736 года реально работает сегодня. Я не нашел свидетельств его практического применения в наши дни. Но, похоже, в глазах современных законодателей те ведьмы, которые из XVII века – если не слуги нечистого, так шарлатаны. Нечего и реабилитировать. Да, сжигать живьем – чересчур, но такие уж были времена. Не обессудьте.

Нельзя также исключать, что многие продолжают верить в само по себе колдовство. Чуть севернее, в Исландии, вера в эльфов и прочих духов повсеместно распространена. Опросов, которые подтверждали бы это предположение, я в открытых источниках не нашел.

ЧТО ЭТО БЫЛО

Кажется, 4 тысячи человек за почти два столетия – не такой уж разудалый масштаб для мрачного Средневековья (на самом деле, Средневековье уже кончилось, историки называют этот период Ранее Новое время). Вот только Шотландия невелика. На душу населения в этом регионе казнили впятеро больше колдуний, чем в среднем в Европе.

Упоминания о ведьмах, то есть пожилых женщинах, которые собирают травы, творят обряды и за небольшую плату решат твои проблемы, появляются в поздней античности. Как правило, это карикатурный образ. Авторы дают понять, что на самом деле ничего они не могут, просто – пришла старость, а заняться нечем. Жуткие деяния античных ведьм (например, в романе «Чудесный осел» Апулея) сочинялись с нуля на потеху публике, причем писатели в самом начале предупреждали, что все это выдумка.

Как ни странно, во времена, которые мы называем мрачным Средневековьем, ведьм не трогали. Властей интересовали скорее астрологи – считалось, что они видят будущее правителей, а значит, опасны. Ведьмы – это деревня, приворот, что-то сугубо бытовое, мелкое. Нехорошо, конечно. Но безобидно. В особо тяжелых случаях священник заставлял ведьму каяться.

Мрачная практика появилась лишь в 1430-х годах в современной Швейцарии. Историки до сих пор не понимают, как так получилось. Тем более, что поначалу и власти, и церковь пресекали стихийные расправы над ведьмами.

Но в 1480-х выходит книга Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот, направленный против ведьм» (в русском переводе – неправильно «Молот ведьм»). Поначалу это фантастическое сочинение не вызывает доверия, но в 1484 году Крамер попадает на прием к Папе римскому, и тот издает буллу (церковный закон) «Всеми силами души» (буллы называются просто по первым словам), и понеслось. Светские властители наперебой принимают законы против колдовства.

ЗАГАДКА ИСТОРИИ

Читая протоколы допросов ведьм (конкретно в Шотландии университет Эдинбурга выложил все на специальный сайт) испытываешь странное чувство.

Документы настолько ясны и образны, что не поверить им просто невозможно. Женщина утверждает, что каталась на метле, собирала жаб и гадюк, чтобы сварить из них магический отвар, а также превращалась в животных, руками вырывала сердце у противника и творила прочие невероятные вещи – а ты веришь, потому что детали обманчиво четки, и картина услужливо встает перед мысленным взором.

Что же это было? У историков нет единого мнения.

Специалисты «рациональной школы» полагают, что под давлением объективных причин (перенаселение, распространение безнадежной бедности, потеря контроля над умами людей в глубинке) у властей сложился запрос – «надо что-то делать» с бедняками. Излишне говорить, что ведьмы – все сплошь бедняки. Власти искали предлога, и булла Папы, порожденная кабинетными изысканиями схоластов, пришлась ко двору.

Специалисты, склонные изучать средневековое сознание, считают, что человек в то время жил как бы в мечте. Он «видел» то, чего нет – или из-за постоянного голода, или из-за низкого качества хлеба, в который проникали споры галлюциногенных растений. Поэтому-то так ярки описания ведьмами своих похождений. Они в самом деле это «видели» и описывали то, что «видели». Они были уверены в том, что делали это!

Специалисты нашли в протоколах допросов множество свидетельств самооговора. Так, в той же Шотландии пытки были обязательным упражнением перед допросом. Пытали, как правило, лишением сна – и через несколько дней человек соглашался на многое. Также бросается в глаза, что якобы реальные показания часто имеют литературный источник, тот же «Молот». Иными словами, палачи просто выписывали оттуда подходящие эпизоды и давали расписаться.

Процессуальная практика практически исключала апелляцию (ею в те годы вообще не баловались) или помилование. Считалось, что сам факт связей с нечистым – столь серьезное преступление, что человек не раскается никогда, а раз так, чего и тянуть со смертной казнью.

ПОЧЕМУ ВЕДЬМЫ, А НЕ ВЕДЬМАКИ

Отдельной загадкой остается вопрос, почему обвиняли и казнили именно женщин, хотя фольклор знает и мужчин-колдунов. Им, правда, тоже иногда доставалось, но редко и не везде. К мужчинам-колдунам применяли старое византийское правило «если колдун нанесет ущерб, он виновен». Отравил воду в ручье – понесешь кару как отравитель. С женщинами поступали иначе, идейно поступали.

Видимо, правы те историки, кто советует присмотреться к феномену Жанны дАрк. Ее же и казнили как раз за связи с нечистым – в самом деле, не могла же она сама взять такую силу, она же женщина. Ясно, кто-то научил. А если этот кто-то – не человек, то остается самое мрачное предположение.

Загнанная, низведенная до роли говорящей тени, женщина была способна на многое, если получала такую возможность. Это хорошо показали Крестовые походы, особенно народные – часто вожаками и проповедниками были именно женщины, которые наконец получили общественно значимую роль. А это значит, что именно за ними – глаз да глаз, подумали инквизиторы.

ЧТО В ИТОГЕ

Общее количество казненных во всем мире оценивается в 50 тысяч человек. Цифра, возможно, занижена.

Отказываться от страшной практики стали только в XVIII веке, на волне Просвещения. Успехи науки, пока еще скромные, намекали, что путь дальнейшего развития человечества – в образовании. В книгах Ньютона и Эйлера не было места таинственным силам, которыми могли бы пользоваться ведьмы. Образование входило в моду в высших слоях общества. Верить в «народные суеверия» стало фу и стыдно. А, поскольку законы писали богатые, они и инициировали отмену абсурдных документов прошлого.

Были страны, которые отметились сильнее других. Печально отличились Германия, Швейцария, Франция и Шотландия. Несмотря на то, что именно «испанскую инквизицию» чаще всего поминают в околонаучном споре, Испания и Италия не свирепствовали. Гонения на ведьм почти не коснулись США – но за единственный процесс 1692-1693 года, как мы знаем, Штаты раскаялись.

В России, и вообще в Восточной Европе, о таких ужасах и не слыхивали. С огромным трудом сыскивается пара сотен процессов, где вроде бы фигурирует колдовство, но лишь как отягчающее обстоятельство, а не само по себе. Православная церковь в России (например, устами Серапиона Владимирского) удерживала народ от деревенского самосуда над «колдуньями» и колдунами (в России мужчины якобы колдовали чаще женщин), и напоминала, что духовные проблемы лечатся духовными же методами (покаяние). Священники в XVII веке продолжали бороться с деревенскими праздниками (дудки, скоморохи, маски, костры и прыжки через них), но не о каких репрессиях и не думали.