Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество2 декабря 2023 9:00

Дмитрий Шишкин: На чемпионате мы без всяких тестирований и опросов видим уровень компетенций участников

В рамках Финала чемпионата профессионального мастерства в Санкт-Петербурге директор административного департамента «Роскосмоса» Дмитрий Шишкин рассказал о кадровой политике госкорпорации
Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

- Насколько сейчас актуальна потребность в молодых кадрах для предприятий «Роскосомоса», и специалисты в каких направлениях особенно необходимы?

- Для высокотехнологичных отраслей она актуальна всегда, потому что это сложные отрасли. Завязанные на интеграции науки, промышленности и образования, они имеют длинные циклы проектов и задач. Наиболее востребованы, конечно, инженеры и технический персонал - высококвалифицированные ребята, которые представляют такие компетенции и направления, как токарные, фрезерные работы, сварочные технологии, электроника.

- Как сотрудничество с чемпионатным движением решает вопрос недостатка кадров?

- Мы в чемпионатном движении участвуем уже не первый год. Эта практика интересна тем, что она сразу сочетает в себе несколько аспектов. Во-первых, она популяризирует профессии. Чем больше ребят узнает о том, какие перспективы есть для работы, тем выше у них шанс поступить в профильные опорные вузы, колледжи и прийти на работу в высокотехнологичный сектор экономики. Как раз космонавтика – часть этого сектора. Во-вторых, на чемпионате мы сразу видим уровень компетенций участников. Не надо никаких тестирований, опросов и проверок – на деле видно, кто что умеет, и что он может показать.

Третье – обмен опытом. Разные компании представляют методики развития своего рабочего и инженерного персонала, имеют возможность обменяться опытом и практиками работы с такой категорией работников. Безусловно, для высокотехнологичных отраслей это очень актуально.

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

- А насколько совместная работа властей, предприятий, образовательной системы может решить вопрос нехватки кадров в стране в целом?

- Да, подготовить высококвалифицированного работника можно только при таком подходе. Потому что это очень сложная задача, очень долгая, которая требует синхронизации планов органов государственной власти, образовательных организаций, отчасти научных организаций. Ведь формулирование квалификационных требований к работнику часто завязано на выполнении какой-то сложной научно-практической и научно-производственной задачи. И, конечно, все это нужно делать во взаимодействии с предприятиями реального сектора, чтобы у всех сторон было понимание - какие сотрудники будут востребованы. Это так называемый кадровый прогноз, над которым мы вместе с министерством просвещения и коллегами из Минобрнауки сейчас работаем. Повторюсь: все эти задачи можно решать только сообща.

- Часть деловой программы чемпионата «Профессионалы» была посвящена увязке программ стажировок и практик с последующим трудоустройством молодых специалистов. В чем основные сложности в этом вопросе?

- Подготовить высококвалифицированного специалиста – трудоемкий длительный процесс. И если мы говорим о нашей отрасли, то начинается подготовка буквально со школьной скамьи. На первом этапе необходимо школьнику объяснить, как устроена ракетно-космическая отрасль, какие есть профили, специальности, куда поступать, и какое рабочее место можно потом получить.

На втором этапе, когда вчерашний студент получил соответствующее профессиональное образование, важно обеспечить его «бесшовный» переход на работу в компанию. И здесь основной вопрос – организация правильной стажировки и практики. Чем раньше ее юноша или девушка, начнет, тем лучше. Потому что, если быстрее познакомиться со своим будущим коллективом и рабочим местом, не будет «ветра в голове», каких-то иллюзий, а будет четкое понимание, какую задачу надо выполнять, какие навыки для этого необходимы.

А на третьем этапе, когда молодые люди уже начали работать, реализуется практика наставничества, которая позволяет быстрее войти в курс дела и быстрее начать работать с максимальной эффективностью.

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Безусловно, мягкие навыки, личные качества имеют огромное значение. И есть система оценки, которая позволяет объективно понять, соответствует рабочему месту человек или нет, какой путь развития ему можно было бы предложить. В нашей отрасли этим занимается центр карьеры «Роскосмоса».

- С какими учебными учреждениями вы сотрудничаете?

- У нас есть консорциум «Созвездие Роскосмоса», куда входят такие опорные вузы, как МГТУ имени Баумана, МАИ, МФТИ. В школах мы проводим Дни карьеры. У нас был случай, когда один 11-классник сказал: хочу стать специалистом по электронике. Мы отправили его на одно предприятие, потом на другое, на третье. Парень провел на них три дня, вернулся и сказал: я не хочу быть электронщиком, не хочу заниматься пилотируемой космонавтикой, я иду только в ЦНИИМАШ, где буду заниматься наукой - я увидел все, и это точно соответствует моим задачам.

У нас есть проект «Космические смены» в «Орленке», «Океане», «Артеке», где можно пообщаться с инженерами, специалистами, космонавтами. Мы работаем над тем, чтобы правильно с ребятами погрузиться в нашу отрасль. Во-первых, чтобы понять, цепляет это тебя или нет, ребята ходят с экскурсиями в музей космонавтики и павильон «Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, посещают наши профилирующие мероприятия – Дни открытых дверей на предприятиях.

Во-вторых, конечно, это олимпиады, в которых надо поучаствовать хотя бы для того, чтобы понять свой уровень и направленность. В-третьих, у нас есть проект «Космические классы». Он реализуется в 30 школах Москвы при поддержке департамента образования.

И здесь на мой взгляд, самое главное – подготовить педагога. Если у него горят глаза, а он учитель информатики, физики, математики, или даже истории, но любит историю авиации и космонавтики – он правильно передаст это детям. В центре всего, несмотря на все современные гаджеты - педагог.

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

- А гуманитариям там место есть?

- Есть место и гуманитариям. Во всяком случае, есть такое большое и важное направление, как космическая политика. Это направление, которое позволяет работать в сфере космического права. Например, ты можешь быть юристом. Международное, публичное или частное право – два раздела. И внутри работаешь по направлению космонавтики. Большая работа идет по линии международной деятельности. Ты можешь быть гуманитарием и хорошо знать языки, и профилироваться на космической высокотехнологичной деятельности. Это отдельная большая сфера. Это отношения с другими космическими агентствами, это регулирование работы космических группировок, это пилотируемая программа. Потому на наших кораблях много лет прилетают и работают иностранцы.

И, конечно, если мы говорим о гуманитариях, то это еще и блок наставничества. Потому что можно прийти и учить людей. Если ты умеешь это делать, то можешь прийти на работу в корпоративную академию «Роскосмоса», в Центр карьеры, и там этим заниматься. У нас разные специалисты находят свое применение.

- Лучшие конкурсанты Финала чемпионата «Профессионалы» получили возможность прохождения стажировок на предприятиях-партнерах чемпионатного движения. Какова реальная перспектива попасть на стажировку, а потом и на работу в «Роскосмос»?

- Сейчас чемпионат устроен таким образом, что он выглядит, как система ГТО. Необходимо добиться определенного уровня, благодаря которому мы точно понимаем, что, например, в компетенции «Сварочные технологии»школьник или студент имеет достаточно высокий уровень. И всех, кто достиг этого уровня, мы приглашаем к нам на предприятия, пройти там стажировку. Но вообще мы предлагаем это не только призерам и победителям, ведь отсутствие медали вовсе не означает, что это будет плохой работник. Поэтому мы ориентируем наши предприятия на то, чтобы они как можно раньше вовлекали школьников в стажировки и сделали специально для них формат облегченной стажировки, потому что, школьник и студент колледжа – не совсем одно и то же. Работая со школьниками, нужно очень много времени потратить на то, чтобы объяснить, какое образование необходимо получить.

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Фото предоставлено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»​

Но над этим мы работаем, и есть уже лидеры в этом направлении: ракетно-космическая корпорация «Энергия», НПО имени Лавочкина, «Энергомаш».

И достаточно просто пройти там стажировку, быстро погрузиться в производственный процесс и сказать – «мое» это или не «мое».

Потому что ты можешь быть хорошим программистом и сказать, что хотел бы виртуальных двойников создавать. А ведь кроме этой универсальной компетенции есть уникальная, например, создание виртуального двойника космического корабля нового типа, нового поколения. То есть, можно заниматься тем, что не умеет делать никто. Ты вроде как программист, но программист космический. Ты делаешь то, что для многих – мечта, и действительно, ты занимаешься чем-то новым и серьезным.