Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество2 декабря 2023 8:00

Алексей Пономаренко: Наши двери открыты перед всеми заинтересованными и увлеченными ребятами

В рамках финала чемпионата «Профессионалы» заместитель гендиректора корпоративной академии «Росатома», директор блока инженерных компетенций рассказал о взаимодействии корпорации с чемпионатным движением и системой среднего и профессионального образования
Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

- Насколько сейчас высока потребность в молодых кадрах для предприятий и в каких направлениях?

- Для предприятий потребность в молодых кадрах была актуальна всегда. Любое предприятие заинтересовано в том, чтобы поставить вчерашнего выпускника на рабочее место, а он выполнял поставленные задачи в нужном качестве и количестве. Иными словами, выполнял производственную программу.

Конечно же, наибольший дефицит в тех специалистах, которых быстро не подготовишь. В ряде регионов мы испытываем сейчас острый дефицит в специалистах общестроительного характера. Это, например, бетонирование, сварочные технологии, сухое строительство.

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

- Сотрудничество с чемпионатным движением поможет утолить кадровый голод?

- Чемпионат – это часть образовательного процесса. И очень важная часть. Потому что мы можем в рамках чемпионата увидеть и по оценочным критериям понять, насколько студенты способны к выполнению производственных задач.

Наш интерес в чемпионатах в том, чтобы задания были актуальными, имели применимость в реальной жизни. Это должно быть связано и с тем оборудованием и теми технологиями, которые так же применяются на предприятиях.

Когда мы смотрим, насколько ребята способны к решению этих задач, конечно же, понимаем, кому можно сделать предложение о трудоустройстве. И выделяем учебные заведения, в которых подготовка ребят идет лучше.

Нам интересен не отдельно взятый чемпион, а прежде всего, технологии его подготовки. Иными словами, мы хотим гарантированно получать качество выпускника, которое выражено в конкретном наборе знаний и умений.

- Но на соревнованиях участник может, например, разволноваться, и не проявить некоторых сильных своих качеств…

- Мы действуем гораздо более системно. Во-первых, содействуем развитию чемпионатов фактически от колледжа до национального финала. Конечно же, мы смотрим на эти показатели в динамике, на тот пул наставников и учебных заведений, которые, как правило, продвигаются дальше других. Так же мы смотрим, из каких учебных заведений к нам идут кадры, а из каких-то по каким-то причинам не идут.

И еще важно, что чемпионаты мы дополняем демонстрационными экзаменами, которые проводим с 2015 года. Под эгидой «Росатома» мы их продвигали и в колледжах, и в университетах. Зачем это нужно? Например, если в колледже есть один чемпион, а остальные плохо сдали экзамен и даже не знают, как включить станок, то это значит, что этот условный Иван просто усиленно тренировался перед соревнованиями, а другие не имели никакой связи с профессиональной подготовкой. А если на демонстрационном экзамене вся группа стабильно показала хорошие результаты, то мы понимаем, что у этого колледжа есть технология подготовки специалистов, которую мы можем использовать для системного развития конкретной области знаний и профессиональной деятельности.

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

- Как «Росатом» был представлен на площадке финала в Санкт-Петербурге?

- У нас в компании много проектов, направленных на профессиональные пробы, профориентацию, профнавигацию, поэтому на площадке чемпионата у нас были представлены мастер-классы и мероприятия, связанные с профнавигацией по наиболее ярким и тематически содержательным направлениям. Это развитие Северного морского пути, ледокольный флот, инженерное проектирование, лабораторный химический анализ, прототипирование, новые материалы. Все то, что позволяет ребятам расширить кругозор и увидеть перспективы своей профессиональной деятельности.

Помимо этого, в чемпионате приняло участие около 30 наших ведущих экспертов, имеющих большой опыт работы в чемпионатном движении. Это и лидеры чемпионатов Европы, чемпионатов мира, отдельных корпоративных мероприятий. Их задача была в том, чтобы оказать содействие менее опытным коллегам в оценке выполненных участниками чемпионата заданий.

Конечно же, на площадке финала мы разместили большое количество высокотехнологичного оборудования, которое в последние два года производим и используем в учебной и тренировочной работе. Например, в компетенциях «Мехатроника» и «Робототехника».

Также мы предложили победителям стажировку и договорились с коллегами из администрации Санкт-Петербурга, с патронажем некоторых учебных заведений о содействии в обучении специалистов бережливым технологиям и производственным системам.

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

- Насколько реальна перспектива не только попасть на стажировку, но и остаться работать в «Росатоме»?

- Наши ребята участвуют в чемпионатах профессионального мастерства под девизом «Сильнее Росатом – сильнее Россия». Мы в полной мере именно так и действуем, поэтому, конечно, готовы предложить возможность прохождения практик, стажировок и трудоустройства на наши предприятия всем ребятам, кто в этом заинтересован.

Более того, мы регулярно принимаем участие в большом количестве образовательных проектов в колледжах и вузах регионов, поэтому здесь все двери максимально открыты. Те, кто приходит к нам, становятся участниками непрерывного процесса обучения и развития.

- Много ли чемпионов работают на предприятиях корпорации? И как их опыт участия в чемпионатах сказывается на уровне работы?

- За годы чемпионатного движения таких историй много. У нас даже есть целая плеяда сварщиков-миллионеров. Это те, кто на соревнованиях не просто стал лучшим в сварочных технологиях, а набрал максимальное количество баллов, и за это получил 1 миллион рублей от Фонда развития промышленности. Три раза этот приз получали сварщики волгодонского завода «Атоммаш». На его базе мы открыли отраслевой центр компетенций по сварочным технологиям, где у нас проходят обучение и студенты, и действующие работники, и даже проходят учебные программы для наших компаний-партнеров, причем, и российских, и зарубежных.

А один из сварщиков-миллионеров, Дмитрий Кучерявин, стал руководителем производственного обучения на «Атомммаше».

Всего госкорпорация сформировала 17 отраслевых центров компетенций по 12 основным направлениям работы. Фактически это прикладные лаборатории, в которых на сегодняшний день реализуется больше 100 программ. За прошлый год в них прошло подготовку в гибридном режиме 30 тысяч специалистов. Они занимаются решением таких задач, как сократить время протекания производственных процессов, повысить качество, снизив количество ошибок и неточностей в выполнении технологических операций. Программы короткие и рассчитаны на корректировку актуальных для отрасли и наших компаний-партнеров задач.

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

Фото предосталено пресс-службой чемпионата «Профессионалы»

- А со школами вы сотрудничаете?

- В них мы поддерживаем достаточно широкий спектр программ. Это инженерные классы, специализированные площадки подготовки ребят в школах, расположенных на территории присутствия наших предприятий. Мне кажется, что это очень важная часть слагаемой успеха, потому что сегодня в нашей отрасли работают четыре поколения специалистов. Есть опытные научные сотрудники, которым крепко за 70, но они в строю и помогают решать и научные, и технологические, и производственные задачи. В этом плане мы работаем со школьниками для того, чтобы расширить их горизонты и дать им возможность попробовать себя в какой-то сфере деятельности. Чтобы они понимали, куда можно двигаться.

Причем, работая с ребенком, мы не ставим задачу, чтобы он пришел потом именно в «Росатом». Для нас главное, чтобы он понял, что такое инженерное мышление, какие элементы простой механизации могут быть применены в жизни, какая профессия, какое направление подготовки ему могут быть интересны. То есть, в рамках бизнес-стратегии мы ставим своей задачей до 2030 года стать лучшими в раскрытии кадрового потенциала. Ведь только максимально вовлеченные люди будут максимально и в рабочем процессе и за его периметром думать и искать какие-то решения, которые им искренне интересны.

Мы понимаем, что в этой части нужно заложить достаточно мощный фундамент естественно-научного цикла. Математика, физика, химия, информатика, биология, сложные науки о материалах земли и окружающем нас мире нужны для того, чтобы получив эти знания, и опираясь на свой широкий кругозор, ребенок стал впоследствии хорошим инженером, специалистом в какой-то области, занимался созданием технологий, развитием производства, либо изыскательской, научной деятельностью.