Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
3 апреля 2024 17:28

Раскрыто, почему Татьяна Конюхова ушла из кино

Киновед Шмыров объяснил ранний уход из кино Татьяны Конюховой
Татьяна Конюхова даже когда почти перестала сниматься продолжала ездить на творческие встречи, с удовольствием встречалась со зрителями

Татьяна Конюхова даже когда почти перестала сниматься продолжала ездить на творческие встречи, с удовольствием встречалась со зрителями

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

2 апреля на 93-м году жизни скончалась звезда советского экрана 50-60-х, народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова.

О её популярности в 50-ые годы красноречиво говорит сцена из оскароносного фильма «Москва слезам не верит», где героиня Ирины Муравьевой, провожая взглядом звёзд советского кино, которые поднимаются по «красной дорожке» кинофестиваля, восклицает: «Смотри, смотри! Конюхова! Обожаю!». В этом эпизоде Татьяна Георгиевна сыграла себя в ранней молодости почти 25 лет спустя.

Татьяна Конюхова была одной из самых популярных и самых красивых актрис своего поколения. У неё был яркий дебют в кино: она снялась в 1952 году в главной роли в фильме-сказке Александра Роу «Майская ночь, или утопленница» (1952) по мотивам повести Гоголя. Афиши с её портретом в роли красавицы Ганны украшали кинотеатры страны.

В 1950-60-е она сыграла главные роли десятках советских картин: «Запасной игрок», «Вольница», «Доброе утро», «Первые радости», «Разные судьбы» и «Олеко Дундич», «Карьера Димы Горина» др. То она в роли шахтера, то бригадира шоферов, работницы на заводе, красноармейца… Как писал о ней журнал «Советский экран»: «Татьяна Конюхова под разными именами — Валя, Галя, Катя, Соня, Неля — являла то, что именуют типом молодой современницы. Этим-то и нравилась».

Её кинокарьера складывалась чрезвычайно успешно. И как рассказывала Татьяна Георгиевна могла бы сложиться ещё лучше, если бы она сама не отказалась от ролей, которые «выстрелили» и стали судьбой и визитной карточкой для других актрис. Будто бы Эльдар Рязанов пригласил Татьяну Конюхову на главную роль Лены Крыловой в свою музыкальную комедию «Карнавальная ночь». Но Конюхова отказалась, потому что получила приглашение от режиссера Григория Рошаля на роль Даши в картине «Хождение по мукам». У Рязанова вместо неё снялась никому не известная в то время Людмила Гурченко. Конюхова могла бы сыграть и в фильме «Летят журавли». И тоже отказалась: ждала съемок у Рошаля. В «Летят журавли» снялась Татьяна Самойлова, а фильм, получил главный приз Каннского кинофестиваля в 1958 году. Конюховой было обидно не столько за упущенный шанс, а потому что Рошаль вместо неё взял на роль Даши другую актрису - Нину Веселовскую. К синеглазой красавице Татьяне Конюховой приревновала Рошаля его жена - известный кинорежиссер и драматург Вера Строева. И убедила мужа Конюхову не брать. Но точно не в этом была причина, почему на пике популярности Татьяна Георгиевна почти перестала сниматься в кино.

Кадр из фильма «Майская ночь, или утопленница» (1952)

Кадр из фильма «Майская ночь, или утопленница» (1952)

Об этом мы поговорили с известным киноведом Вячеславом Шмыровым.

- Я помню эпизод из задорного комсомольского фильма «Карьера Димы Горина», где главный герой, которого сыграл Александр Демьяненко, собирает из нарезок из западных киножурналов с фотографиями самых красивых актрис идеальный женский портрет. В результате у него получается портрет Татьяны Конюховой, которая сыграла в этом фильме бригадира на стройке Галю Берёзку. В кино Татьяна Конюхова воплощала идеальную очень обаятельную советскую девушку. В этом качестве она была прекрасна, - рассказывает Вячеслав Шмыров. – Она была актрисой переходного периода 50-х - начала 60-х годов. Когда в героях ценилась простоватость, открытость, искренность. Этот типаж замечательно воплощал на экране Николай Рыбников – парень с рабочей окраины, сталевар-передовик. А за Татьяной Конюховой стоял типаж девчонки с заводской проходной. Но этот типаж в 60-е годы себя исчерпал. Кстати, Конюхова и Рыбников ушли с экранов примерно в одно и то же время. На смену им пришли более сложные, изысканные герои, которых воплощали Татьяна Лаврова, Татьяна Доронина… Среди актеров-мужчин – Алексей Баталов, Иннокентий Смоктуновский. Я уже не говорю о том, что кино стремилось к поиску молодых лиц. Старые голливудские стандарты, когда 20-летнюю героиню могла играть актриса в районе 40 лет, ушли в прошлое. У Татьяны Георгиевны не было пороков и слабостей, из-за которых иногда артистов боятся снимать. Просто кино стало сложнее. И режиссеры перестали рассматривать её на роль героинь.

Кадр из фильма «Карьера Димы Горина»

Кадр из фильма «Карьера Димы Горина»

- Татьяна Георгиевна рассказывала, что упустила несколько судьбоносных ролей – у Эльдара Рязанова, Михаила Калатозова… Может быть, в этом причина.

- Вообще актерам свойственно создавать о себе легенды. Эльдар Рязанов мне рассказывал, что в «Карнавальной ночи» он хотел снимать Ирину Скобцеву, в которую был влюблен. Но Иван Пырьев вспомнил про Людмилу Гурченко и в определенном смысле её навязал. Потому что Рязанов снимать её совершенно не хотел. У Гурченко был сильный харьковский выговор, который Рязанова раздражал. А что касается фильма «Летят журавли», то в этом фильме должна была сниматься в главной роли Елена Добронравова (дочка артиста МХАТа Бориса Добронравова), которая перед этим снялась в фильме «Большая семья», имевшем огромный успех. Но жена оператора Сергея Урусевского - он был оператором у Михаила Калатозова на «Летят журавли» - увидела Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец» и посоветовала взять её. Так совпало... Это то, что знаю я.

Как бы то ни было, Татьяна Конюхова была замечательной актрисой. Даже когда она почти перестала сниматься, она продолжала ездить на творческие встречи, с удовольствием встречалась со зрителями. Но не было дополнительных стимулов, которые бы сделали её вновь актуальной актрисой для кинематографа. И она довольно спокойно ушла в тень. Кстати, совершенно спокойно ездила на метро, не боясь, что её узнают. Татьяна Конюхова прекрасно выглядела и в зрелом возрасте. И вполне был возможен её ренессанс в кино. Но новое поколение кинематографистов её не знало.

В ней было много человеческого добра. Легкий характер. Возможно, ещё и поэтому у неё не было страданий из-за «несправедливой судьбы».