Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество12 декабря 2023 13:20

Эрмитаж отреставрировал старое фламандское полотно

Теперь картина доступна к показу широкой публике

«Все мирские наслаждения и вещи исчезнут, словно дым. Думай о времени!», - такую надпись можно увидеть на новой выставке, открывшейся в Белом зале Главного штаба Петербурга. Сами строки взяты с картины фламандского художника Яна ван ден Хекке «Роскошный натюрморт», которой в том числе и посвящена выставка. Эта жемчужина фламандской живописи второй половины XVII века долго и кропотливо реставрировалась в Эрмитаже при поддержке партнера из мира ритейла.

БЫСТРОТЕЧНОСТЬ И ХРУПКОСТЬ ЖИЗНИ

На картине Яна ван ден Хекке - роскошный стол с дорогими фруктами, нетронутыми омарами и прочими деликатесами. В то же время покосившаяся скатерть, опрокинутый кувшин намекают на то, что застолье закончилось не совсем так, как предполагали хозяева вечеринки.

Полотно символизируют быстротечность и хрупкость жизни. Это в целом свойственно живописи эпохи барокко. Взять хотя бы популярный в то время жанр ванитас - натюрморт, центром композиции которого является человеческий череп или другие атрибуты смерти.

Вообще nature morte - это изображение «мертвой природы», что еще раз возвращает нас к идее бренности бытия. А вот «роскошный натюрморт», изображенный талантливым фламандцем, наводит к тому же на мысль о том, что все эти богатства, которые мы в течение жизни жадно собираем, на самом деле ничего не стоят.

- XVII столетие - это эпоха бурных политических событий, религиозных войн и все еще бушующих вспышек чумы. В то неспокойное время люди чаще задумывались о смерти и времени, - объясняет один из кураторов выставки Владислав Статкевич.

Все бренно. Только искусство вечно. Счастье, что это понимают не только музейщики.

А КТО ЕЩЕ?

Выставка открылась в день подписания соглашения о долгосрочном партнерстве между Эрмитажем и «Магнитом». Розничная сеть помогла картине получить второе рождение. Ритейлер участвовал в реставрации шедевра мирового искусства, а ранее поддерживал музей в организации фестивалей и выставок.

В церемонии подписания приняли участие гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, председатель правления Фонда «Эрмитаж XXI век» Зорина Мыскова и управляющий директор торговой сети Анна Мелешина. У этого стратегического партнерства даже появилось название - «Искусство жить». Его основной смысл в том, чтобы сделать прекрасное доступнее каждому и объединить больше людей вокруг «пищи духовной» по всей стране за счет новых интересных проектов.

По словам руководства Эрмитажа, в планах у музея большая совместная с давним партнером под названием «Эрмитаж – Югу России».

«ИСКУССТВО ЖИТЬ»

Наверняка о времени думали и реставраторы картины. У них этот процесс занял год. И это еще быстро. До того как картина попала в музей в 1935 году, она была в частной коллекции, владельцы которой, судя по всему, не очень хорошо за ней ухаживали.

- На полотне было множество осыпей, пожухший лак и прочие следы времени, - поясняет Владислав Статкевич.

ОТ ВЫСТАВКА – К ИНСТАЛЛЯЦИИ

В музее ощущение от картины решили усилить, создав целую инсталляцию из эрмитажного собрания. Рядом с картиной можно увидеть шедевры европейского художественного серебра и китайский фарфор. Перекликаться с картиной будут и музыкальные инструменты из Музея театрального и музыкального искусства.

К слову, музыкальной составляющей тоже уделили внимание – «экспозиция должна звучать». В зале - легкие песнопения и темы из произведений эпохи барокко, которые клавесином – отзвуком ушедших времен - вырываются в это пространство. Более того, на открытии выставки с оркестром выступил дирижер и скрипач-виртуоз Сергей Стадлер. Музыканты исполнили Баха и Генделя и дали присутствующим еще сильнее порефлексировать на тему жизни, смерти и бессмысленности всех земных благ перед вечностью – то есть опять-таки «подумать о времени».

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На полотне, кроме деликатесов, изображены музыкальные инструменты: барочная скрипка, ренессансная флейта, есть нотные тетради и другие интересные детали. Кстати, именно в тетради специалисты Эрмитажа умудрились разобрать те самые строки, которые впоследствии перенесли в название выставки – «Думай о времени!» (6+).