Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Дом. Семья5 января 2024 0:00

За шесть лет Николай II убил 3786 собак, 6176 кошек и 20 547 ворон

Продолжаем рассказ о личной жизни и медицинских картах членов российской императорской семьи
Николай II (слева) предавался охоте со всей страстью. Фото: Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера

Николай II (слева) предавался охоте со всей страстью. Фото: Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера

В этом нам помогает книга «Медицина и власть в России», только что вышедшая в свет.

«Минни уже начинала страдать порядочно сильно и даже кричала по временам (...) Папа вернулся и помогал мне держать мою душку все время. Наконец в 1/2 3 часа пришла последняя минута, и все страдания прекратились разом. Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем». Так будущий император Александр III описывал появление на свет своего наследника, последнего русского царя Николая II. Ему было суждено прожить на свете 50 лет.

«Медицина и власть в России».

«Медицина и власть в России».

Молния в церкви

Николай II поражал окружающих своим невероятным спокойствием и самообладанием. Практически никто из приближенных не слышал, чтобы Николай II яростно ругался, не видел, чтобы он выходил из себя. Некоторые усматривали в этом почти что патологию. Другие, однако, полагают, что Николай брал пример с дедушки, Александра II. В детстве Николая потряс один эпизод: во время службы в дворцовую церковь влетела шаровая молния. Дедушка остался абсолютно спокоен, что поразило и восхитило мальчика. Свои эмоции с тех пор он старался тщательно скрывать (но это не значит, что их не было). Кроме того, стоит учитывать фатализм царя, происходивший отчасти из глубокой религиозности.

Но религиозность ничуть не мешала ему в чудовищных количествах убивать животных. В конце каждого охотничьего сезона составлялся итоговый список охотничьих царских трофеев. У Николая он был огромен и включал не только дичь. Авторы «Медицины в России» пишут, что за шесть лет (1896, 1899, 1900, 1902, 1908, 1911) Николай II убил 3786 «бродячих» собак, 6176 «бродячих» кошек и 20 547 ворон. «Не было ли это своеобразным выходом для глубоко скрытой агрессивности внешне кроткого царя?»

Вообще, с точки зрения любого зоозащитника, это воистину Николай II Кровавый: охота была одним из его любимых занятий. Однажды он за один день (!) настрелял 1400 фазанов. День, когда удавалось угрохать каких-то 70 уточек, он считал неудачным.

Будущий император в Нагасаки. 1891 год. Фото: Nagasaki City Library Archives

Будущий император в Нагасаки. 1891 год. Фото: Nagasaki City Library Archives

Юноша с татуировкой дракона

Ну а в целом наследник престола рос здоровым, спортивным, выносливым юношей. Воспитатель-англичанин привил ему стойкость к холоду (и потом Николай поражал окружающих тем, что разгуливал на морозе в одной рубашке). Высоким ростом он в отличие от своих предшественников не отличался: если Николай I «дорос» до 189 см, Александр II - до 185 см, Александр III - до 193 см, то в Николае II было всего около 168 сантиметров. Поговаривали, что «породу испортила» его мать - хрупкая датчанка Дагмара.

В начале 1890-х Николай отправился в путешествие на Восток: Египет, Индия, Цейлон... В Японии потребовал сделать себе татуировку, что несколько шокировало местных (когда-то татуировка у японцев была видом наказания, а с 1872 года делать тату вообще запретили). Тем не менее в газетах написали, что Николай сделал на руке «татуировку в виде дракона размером более 1 сяку (около 30 см), каковую с удовольствием демонстрировал своим приближенным». Набивали ее, говорят, семь часов; у дракона были желтые рожки, зеленые лапы и красное брюхо. Она видна на некоторых поздних фотографиях.

В Японии Николаю сделали на руке татуировку дракона. И не случайно: именно в год Дракона (1868) он и родился. Фото: Wikimedia Commons

В Японии Николаю сделали на руке татуировку дракона. И не случайно: именно в год Дракона (1868) он и родился. Фото: Wikimedia Commons

Гораздо более скандальный инцидент случился в мае 1891 года в городе Оцу. На цесаревича, сидевшего в повозке рикши, набросился полицейский-фанатик и дважды ударил его саблей по голове. Николай побежал (потом император вспоминал этот момент с отвращением: «Самое неприятное было бежать и чувствовать того подлеца за собой»). Полицейского скрутили, а на голове цесаревича обнаружили две раны, одну длиной 9 см и проникшую до кости. Скандал вышел огромный, японцы были в панике, император лично нанес визит на русский корабль к выздоравливающему Николаю (беспрецедентный случай!). Были ли у покушения чисто медицинские последствия, неясно: одним Николай говорил, что после того случая у него прошли головные боли, мучившие его с детства, другим (а именно Матильде Кшесинской) - что голова в месте удара иногда болит... Все, что связано с Японией, Николай после этого инцидента сильно невзлюбил.

Татуировка Николая II. Фото: Wikimedia Commons

Татуировка Николая II. Фото: Wikimedia Commons

«Это мальчик 14 лет, а ему 26»

Много рассуждали об инфантилизме Николая II, не готового управлять огромной страной. Все были уверены, что его здоровяк отец будет править еще долгие десятилетия. Болезнь и смерть Александра III, скончавшегося в 49 лет, стала ужасным сюрпризом. Великий князь Александр Михайлович писал, что Николай был в состоянии, близком к панике, когда понял, какой груз на него свалился. Его к этому, грубо говоря, почти никто толком не готовил. Про него говорили: «Это мальчик 14 лет, а ему 26». А впоследствии Сергей Витте давал царю такую оценку: «Государь по натуре индиферент-оптимист. Такие лица ощущают чувство страха только тогда, когда гроза перед глазами, и как только она отодвигается за ближайшую дверь, оно мигом проходит»...

Одна из гроз надвинулась в 1900 году в Ливадии: Николай II заболел тифом. Состояние царя было настолько тяжелым, что всерьез задумались, кто займет престол после его кончины. Его жена Александра Федоровна была беременна, имелся шанс, что она произведет на свет наследника. Но вдруг она в очередной раз родит дочь (так и случилось, она родила Анастасию)? Одни рылись в законах - думали, можно ли в случае кончины царя объявить наследницей его старшую дочь Ольгу Николаевну. Другие были уверены, что престол должен был занять младший брат царя Михаил Александрович... Но Николай выжил. Доктора рекомендовали ему прогулки по «горизонтальным дорожкам», и в горах специально пробили тропу, которую позже назвали Царской (сейчас она известна как Солнечная тропа).

Вообще гулять Николай любил страстно. Возвращаясь из-за границы в 1899 году, он страдал, что уже в течение пяти дней подолгу не ходил пешком. Не выдержал, сошел с поезда и зашагал вдоль полотна, а поезд медленно-медленно катился рядом! Еще одна легендарная прогулка - по крымским дорогам; тогда планировалось введение новой формы для нижних чинов русской армии, а царь пожелал опробовать ее на себе. И восемь с половиной часов топал при полной выкладке на жаре, пройдя порядка сорока верст!

В целом Николай страстно любил спорт и физические упражнения. Занимался на «висячей трапеции». Пилил, колол и рубил лед в Царском Селе. Играл в теннис. Греб на байдарке. Редко болел. А когда его настигали ОРЗ, лечил насморк, вдыхая... кокаин. С одной стороны, тогда кокаин продавался в аптеках, но с другой - уже был популярнейшим в богемных кругах наркотиком...

В 1916 году на императора обрушились серьезнейшие политические кризисы. Блок писал о Николае II: «Упрямый, но безвольный, нервный, но притупившийся ко всему, изверившийся в людях, задерганный и осторожный на словах, [он] был уже сам себе не хозяин». Министр иностранных дел Сазонов говорил: «Он здорово сдал, и на висках и в бороде появились в большом количестве седые волосы». Историк Щеголев и вовсе считал, что царь к этому моменту «носил в себе серьезную душевную болезнь». Дало трещину и непрошибаемое спокойствие: императора видели и нервным, и взволнованным. Ему оставалось жить считаные месяцы, хотя в 1916-м о расстреле, конечно, никто еще и подумать не мог.

«Императрица - с почти сумасшедшими глазами»

Невозможно говорить о Николае II, не вспоминая его супругу Александру Федоровну. Это была неочевидная невеста для наследника престола. Имелись другие варианты, например, принцесса Прусская, младшая сестра императора Вильгельма II. Или принцесса Уэльская Мод. А Гессенская принцесса Аликс выглядела в глазах Александра III и его жены Марии Федоровны не самой удачной кандидаткой. Вспоминали, что первая жена Павла I - Гессенская принцесса Наталья Алексеевна - умерла во время родов. А жена императора Александра Николаевича - Мария Александровна - страдала от легочных болезней... В общем, не очень здоровым был гессенский род.

Но Николай страстно влюбился в Аликс. И женился, как показало время, на целом букете заболеваний. Самым страшным из них оказалась гемофилия (женщины сами ею практически не болеют, но передают роковой ген своим детям мужского пола).

Аликс страдала от крестцово-поясничных болей, проводила много времени в инвалидной коляске, лечилась на курортах. «Твои бедные ножки опять болят, хотел бы я быть рядом с тобой, уж я бы их растер», - писал Николай невесте. Плюс к этому бедняжку мучили сильные головные боли. В среде русской аристократии пошли слухи, что немощная императрица не сможет родить здорового наследника (знали бы они, как близки к истине!). И как назло у Аликс раз за разом рождались одни только девочки, что повергало окружающих сперва в тревогу, а затем в откровенное уныние.

Переживала вся страна. В Зимний дворец шли письма и от медиков, и от обычных людей: «Попросите Государя, Вашего супруга, ложиться с левой стороны, или, иначе сказать, к левому боку Вашего Величества, и надеюсь, что не пройдет и года, как вся Россия возликует появлением долгожданного наследника».

Коронация Николая II и его супруги Александры Федоровны состоялась во вторник, 14 (26) мая 1896 года. Фото: Е. П. Самокиш-Судковская/ГИМ

Коронация Николая II и его супруги Александры Федоровны состоялась во вторник, 14 (26) мая 1896 года. Фото: Е. П. Самокиш-Судковская/ГИМ

Распутин был не первым целителем, который втерся в доверие к царской семье. До него был француз Низье Антельм Филипп, гипнотизер, которого Александра Федоровна почитала святым (на деле это был шарлатан). Его пассы были призваны обеспечить России наследника, а закончилось все трагикомически: императрица будто бы забеременела, об этом написали в газетах, все ждали рождения сына, а потом оказалось, что беременности нет. Или, точнее... «Ее Величество почувствовала боли, по характеру напоминавшие родовые схватки, которые к утру следующего дня утихли, причем во время утреннего туалета обнаружено было произвольно вывалившееся из половых органов мясистое образование величиной с грецкий орех, сферически-продолговатой, слегка сплюснутой формы (...) По внешнему виду образование... можно принять за отмершее плодовое яйцо не более 4-недельного развития». Но в народе пошли слухи, что царица родила «урода с рогами». И слухи были так распространены, что полиция приказала исключить из постановки оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» слова «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не собачку, не лягушку, так - неведому зверушку».

Со временем к проблемам императрицы добавились неприятности с сердцем (дыхание было со спазмами, губы синели). Плюс женские болезни. Плюс психические, скажем так, затруднения. Недуги обострились, когда царица наконец-то родила долгожданного наследника и осознала, что тот болен... Есть версия, что у Александры Федоровны развилась истерия - так полагал врач Боткин. Он был не единственным, кто ее лечил: одно время к ней практически ежедневно наведывались доктора, бравшие по 50 рублей за визит...

Александра Федоровна не переносила яркого света и резких звуков, а еще прикосновения металла к телу (поэтому ее серебряная ванна в Ливадийском дворце была обтянута серой замшей, а бассейн с морской водой на берегу Черного моря - замшей голубого цвета). Императрицу страшно беспокоило состояние здоровья Алексея, который иногда оказывался при смерти. Она старалась на людях держаться бодро (и порой ей удавалось имитировать цветущий вид - некоторые даже не верили, что императрица нездорова). Но хорошо выглядеть удавалось не всегда. Бывший министр народного просвещения граф И. И. Толстой записал в дневнике 21 февраля 1913 года: «...Молодая императрица в кресле, в изможденной позе, вся красная, как пион, с почти сумасшедшими глазами, а рядом с нею, сидя тоже на стуле, несомненно усталый наследник... Эта группа имела положительно трагический вид». Судя по всему, жизнь часто оборачивалась для Александры Федоровны мучением.

В следующем номере еженедельника «КП» мы расскажем о медицинской карте цесаревича Алексея Романова.