Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Общество16 мая 2024 7:43

Ребенок — не чистый лист, а сундук с сокровищами

Реджио-подход к дошкольному воспитанию становится самым популярным в мире – разбираемся с экспертами, чем была завоевана такая популярность

Современный мир диктует свои условия: работа, пробки, постоянная погоня за успехом – мы живем в период высоких скоростей и постоянной занятости, совмещать родительство с вопросами карьеры становится все сложнее.

Психологи советуют: для гармоничного развития ребенка родитель должен….. не хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить хотя бы минимальные требования. Должен помноженное на «везде успеть» и рождает поколение детей, у которых расписана каждая минута, с самого раннего детства малыша взрослые стараются записать его в как можно больше кружков и секций, «чтобы не оставалось времени болтаться во дворе». Кажется, что это благо, но так ли это? Иначе как ребенок узнает, что ему интересно, определится с выбором дальнейшей профессии и найдет свое место в мире?

Вопрос спорный. Достаточно вспомнить детство детей, которые росли хотя бы три десятилетия назад. В основе познания мира была игра и врожденное детское любопытство. Это и есть основная база для развития, так еще в послевоенные годы говорил итальянский педагог Лорис Малагуцци.

Именно в этой стране, в городке Реджио-Эмилия более полувека назад зародился особый подход к воспитанию детей. Его основоположники мечтали, чтобы школы и сады не загоняли учащихся в строгие рамки, а развивали личность свободной, творческой и критически-мыслящей.

Вдохновитель и основатель первых садов в регионе Реджио-Эмилия говорил: «У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять».

Именно так зародился знаменитый reggio-подход, который имеет гуманный взгляд на детство и образование, в целом. Эта философия базируется на врожденной любознательности детей и дает им возможность познавать мир своим собственным способом.

Они познают мир через игру, рассуждают и сами находят ответы, то есть, все то, чего лишены большинство современных детей.

Вы, наверняка, возразите: неужели современные дети не играют? Играют, но с четкими установками: «На горку не лазь, на качелях упадешь, играй в песочнице!»

Эти привычные фразы взрослые произносят даже не задумываясь, ведь они же для блага детей. А вот и нет, скажут приверженцы Реджио-подхода. Потому что именно предостережения «маме виднее» и отбивают у ребенка всю волю и желание самому познавать мир. Видеть в найденном обломке березовой ветки коня, меч, удочку и палку-ковырялку; найти камушки и кусочек коры и поделиться с ребятами в песочнице; устроить общую игру, договориться без боя, кто возьмет одну на всех лопатку – все это не просто игра, а исследование мира, где ребенок проходит свой путь сам, а не по тропинке, прочерченной заботливыми руками мамы или папы.

С годами реджио-подход доказал свою эффективность и оказался в пятерке лучших и самых активно развивающихся подходов к дошкольному образованию во всем мире. Так, философия реджио стала одним из тех вдохновений, которое легло в основу созданной Илоном Маском частной школы Ad Astra в кампусе Space X. В России реджио сады есть во многих крупных городах. Сюда вряд ли попадают воспитанники, чьи родители не разделяют подход и ценности итальянской системы воспитания, ведь тут не увидишь привычных парт, обязательного английского и расписания с развивающими занятиями. В реджио подходе отдают приоритет свободной игре и творчеству как ведущей форме развивающей деятельности для дошкольников, так как это базовая потребность детей в этом возрасте. В ход идет подручный материал, часто природный и бросовый. Дома этот обрывок цветной бумаги или принесенная с улицы веточка или камушек отправились в мусорное ведро, тут становятся объектом творчества, превращаясь в космическую тарелку, гору Эверест или собачку. Если говорить образно, то это и есть познание мира через призму реджио. Это в теории, мы будем разбираться на практике, чем же так хороша данная метода развития подрастающего поколения.

Свой первый детский сад с рэджио-подходом в Москве Анна Шулейко и Валерия Сидорова открыли перед пандемией. В то время был нужен детский сад и для собственных детей, что создало нужный импульс к созданию идеального сада. В нем могли расти и развиваться все дети по ценностям реджио: гуманная педагогика, стимулирующая творчество, критическое мышление, собственный выбор и другие развитые метафизические качества ребенка, актуальные в будущем новом мире.

Знаете, что я поняла? Успешный успех слишком глубоко засел в головы современных людей. Мы постоянно спешим развить своих детей, судорожно обсуждая с соседями у кого раньше сын начал считать до 10. Мы не замечаем, как каждую минуту стремимся подготовить ребенка стать взрослым, отнимаем детство. Забываем о том, что природа даровала нам естественное любопытство, тягу к новому, открытиям - особенно в детстве. А играть дети ходят на специальные занятия или терапию, потому что эфир занят. Современные родители боятся самого главного в прогрессе - скука, риск и истинный интерес, – рассказывает свой опыт Анна Шулейко.

Основатель детских садов с Реджио- подходом Анна Шулейко

Основатель детских садов с Реджио- подходом Анна Шулейко

Сейчас ее дочь выпускница реджио-вдохновленного детского сада «Подкова».

У Валерии своя история сближения с реджио-подходом, которая прошла через годы индивидуальной работы по обучению детей иностранным языкам. Уже в этот период стало понятно, что каждый ребенок - индивидуальность и шаблонный подход в педагогике неуместен, что процесс познания эффективнее через игру, что игра и интерес ребёнка создает нужную вовлеченность для интенсивного прогресса в любых знаниях и науках.

Современной семье насаждается извне всевозможное количество убеждений, ограничений, установок, которые переходят из поколения в поколение как данность. Закрепляясь на подсознательном уровне, они становятся частью семейного кода. Этот код несет дальнейшие ограничения детям. К примеру, на детской площадке будучи в гаджетах, не вовлекаясь в детское любопытство, находясь на дистанции, родители зачастую ограничивают познание мира у детей: «не ходи, здесь грязно, это не трогай, отойди от этого мальчика, здесь не бери, а здесь упадешь, здесь ногу сломаешь, куда ты идешь, да что ты вообще делаешь!» Кажущимися с виду благими намерениями вымощена дорога в … ограничения, сомнения и страхи, которые на протяжении всей жизни могут сковывать самые замечательные идеи и начинания вашего ребенка. И самое интересное, что эти установки проявляются неосознанно. Реджио-подход полностью переворачивает процесс взаимодействия с ребенком, выводит его на новый уровень, – рассказывает Валерия.

Основатель детских садов с Реджио- подходом Валерия Сидорова

Основатель детских садов с Реджио- подходом Валерия Сидорова

Установка №1. Ребенок — не чистый лист, а сундук с сокровищами

Основатель педагогики был уверен, что установка «дети — это чистый лист, на котором можно нарисовать что угодно» - заблуждение. Ребенок – это сундук с сокровищами, и задача взрослого явить эти сокровища миру, помочь маленькому человеку разобраться с собой.

Ребенок уже рождается личностью, а не пустым несмыслящим существом. У него есть свои интересы, он наделен определенной мудростью и каким-то опытом. Все это нужно разглядеть взрослому.

Сильные качества видны уже в детстве, для этого вовсе не нужно бегать по всем кружкам, где «раскроют сильные стороны».

Установка №2. Родитель – это со-исследовать, проводник

«Давай-ка я тебе помогу и быстро вырежу/приклею/налью (выбирай свое), а то будешь тут еще полчаса сидеть». А знаете, что происходит в этот момент: взрослый ставит жирный крест на желании ребенка исследовать мир самостоятельно. А зачем, ведь мама сделает быстрее, мама знает как лучше, как правильно. Исследователь впадает в спячку.

Роль взрослого в жизни ребенка – позволять проходить все барьеры самостоятельно, давая удочку, а не рыбу.

Взрослый – это проводник. Его задача - где-то подсветить ребенку, где-то подсказать и направить, чтобы он выработал свой опыт. Взрослый не дает готовых ответов, не ставит рамки, не диктует, не принуждает. Он терпеливо направляет детей на их исследовательском пути познания, ассистирует детям, – говорит Валерия.

Установка № 3. Ребенок движим своим интересом, а не чужим шаблоном

Интерес загорается в игре: смешали краски, заморозили, а потом разбили кубик льда, сделали соленое море в тазике. Это не про баловство, а про художественное развитие, физику, биологию.

А красим вот этот рисунок, дальше по плану математика и ничего другого – это про чужие шаблоны. Любой урок может быть игрой, ведь математика – это не обязательно сели и пишем в тетради в клеточку. Математика во всем, считаем, сколько нужно яиц на пирог, а сколько муки? А сколько сантиметров ножка у стола? – приводит пример Анна.

Установка № 4. Стремление развиваться – естественная потребность

Трудно признать, но желание учиться, творить, развиваться у детей отбивают именно взрослые, постоянно давая какие-то готовые решения.

Когда родители спрашивают, как вернуть мотивацию к учебе, я задаю встречный вопрос: а вы знаете детей, которые не стремились учиться ходить? Таких нет, потому что новый опыт и знания – это наша естественная потребность, – говорит Анна.

Ребенок должен научиться говорить, чтобы общаться, научиться ходить, чтобы дойти до интересующего предмета, научиться считать, чтобы сходить в магазин, научиться читать, писать и так далее. Так заложено. И если интерес потерян, то где-то сломана нейропсихологическая база.

Установка № 5. Детство - не подготовка к тому, чтобы хотеть учиться

Недогруженные и перегруженные дети – бич сегодняшнего времени. Детство для познания через игры, школа – получение знаний через занятия.

Если ребенок читает в 4 года, это совсем не значит, что в первом классе он скажет: да, я хочу читать. Скорее наоборот, в школе он будет пытаться доиграть. Реджио - подход про то, чтобы растить ребенка с открытым интересом к миру. Все должно быть соразмерно потребностям, – отмечает Анна.

Установка № 6. Не быть, а участвовать

Наверно, это один из самых болезненных пунктов для каждого современного родителя. Примеры снова вокруг: ребенок что-то спрашивает у мамы, протягивает ей свою находку, она отвечает, не отрывая взгляд от телефона.

Ребенок получил ответ, а вместе с ним посыл, что его дела не интересны взрослому.

Между быть рядом с ребенком физическии (занимаясь своими делами) и участвовать в его познании мира, слышать вопросы - колоссальная разница. Это благодатная почва для того, чтобы подогреть интерес. Задавайте открытые вопросы: а где ты это видел? А как думаешь, что будет? Так стремление учиться и развиваться будет расти в геометрической прогрессии, – дает советы Анна.

Установка № 7. Не отмахиваться от детских проблем

«Ой, да какие у тебя в 4 года могут быть проблемы?» Эта фраза табу!

Это для взрослого потерянная засохшая божья коровка или отвалившееся на машинке колесо – сущая ерунда, а для ребенка рухнувший мир.

Фразы из серии: «да ничего страшного!», «нашел о чем плакать, новое купим» - обесценивают важность маленького человека.

Отвлечения - «Ой, смотри, кошечка побежала, собачка побежала, только не плачь», делают тоже самое.

Это все про непрожитые эмоции, невыплаканное горе. А еще про то, что тебя не ценят, не прислушиваются к тебе, ты не важен. А можно сказать: «Мне очень жаль, что так случилось, мне тоже нравилась эта божья коровка, я тебя понимаю, тебе сейчас грустно». Так у ребенка рождается эмоциональный интеллект, эмпатия к другим людям, – говорит Валерия.

Такой же принцип в ссорах. «Давайте мизинчики и мирись, мирись, мирись», - тут же пресекают конфликт на площадке взрослые.

Это и есть насаждение своего мнения. Но ребенок в этот момент расстроен, зол, обижен и хочет что угодно, но не «мирись-мирись» с обидчиком. Лучше спросить: а как можно было поступить в этой ситуации? А что ты мог сделать, чтобы предотвратить конфликт?

Дети более гибкие создания и лучше приспосабливаются к ситуации, так что мир наступит быстрее, чем от пожимания мизинцев.

Установка №8. Правила устанавливает взрослый

Этот пункт еще одна боль современных родителей.

«Ребенок постоянно сидит в телефоне», жалуются мамы друг другу.

Эта ситуация про те самые нарушенные нейронные связи, когда учиться становится неинтересно. Ребенок с головой уходит в виртуальное пространство, там интереснее.

Винить в этом подрастающее поколение неправильно. Сегодня родители настолько под детьми, они мягки, понятливы и пытаются быть вровень с подрастающем поколением. Это не плюс, а потеря опоры. У ребенка нет границ, чет четких правил «в телефоне два часа в день, распределяй, как хочешь». Потом отсутствие четких правил выливается в какую-то повышенную тревожность, иногда в агрессию, трудности коммуникации. Правила и насаждение – это про разное. Первые должны быть, – отмечает Анна.

Установка №9. С рождения ребенку даны 100 языков, 99 отнимают

Это один из краеугольных камней рэджио-педагогики. Ребенок воплощает себя, раскрывается через множество всевозможных языков тела – танцы, вербальный и невербальные контакты, движение, ритм, музыка, рисование, лепка и ид.

Способов выразить себя и познать мир очень много и важно прислушаться к этому, не считать незначительным. Ведь именно взрослый отнимает те 99 языков, загоняя маленького человека в общепринятые рамки.

Установка №10. Для родителей

1. Не бояться детской скуки и свободного времени. Это заставит ребенка искать себе занятие, а в поиске скрывается все самое драгоценное.

2. Не пытаться составить ребенку график такой же, как у родителей. На то оно и детство, чтобы было время для игры.

3. Гиперопека не оставляет шансов на исследование мира.

4. Быть опорным взрослым – ребенок должен знать, что имеет человека, который ему подскажет, направит и защитит. Взрослый несет ответственность за ребенка. Помните: если у ребенка нет взрослого, то сам должен стать взрослым.

5. Задавайте открытые вопросы детям, чтобы они могли рассуждать, анализировать и нарабатывать свой опыт.