В этом доме в Минске напротив Купаловского театра более полувека пролежала картина Вильгельма Котабринского
Из 282 картин Вильгельма Котарбинского в нашей стране осталась лишь одна - да и та уцелела чудом. Немудрено, что имя мастера у нас едва известно.
Рассказала «Комсомолке» о Вильгельме Котарбинском и о той самой картине известный искусствовед, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси Надежда Усова.
- Однажды, в 1989 году, в музее раздался звонок. Пожилая минчанка предложила подарить в коллекцию музея полотно неизвестного автора с довоенными музейными номерами, - вспоминает Надежда Михайловна. - В ее квартиру в центре Минска немедленно отправились музейные работники. Дарительница рассказала, что полотно досталось ей, 15-летней девочке, сразу же после войны, когда в освобожденном советскими войсками Минске были обнаружены склады с имуществом, которые фашисты не успели вывезти в Германию. Там были продукты, одежда, фарфор, произведения искусства. Но ей так понравилась эта картина, что девочка не взяла ничего, кроме полотна.
Тот самый «Пейзаж», найденный в минской квартире
Почти полвека картина хранилась у минчанки дома, свернутая в трубку. Когда холст развернули, оказалось, что это сельский летний пейзаж - длинный, почти в два метра вид с рекой и хатами, освещенными заходящим солнцем. Интриги добавили отметки на обороте картины и номер - 2724. То есть она находилась до войны в собрании Белорусского государственного музея, а затем была передана в Картинную галерею.
- Старые минские художники, которым ее показывали, не смогли определить автора. Зато помогла инвентарная опись Социально-исторического музея 1934 года, где под этим номером было указано имя художника.
Автором картины был Вильгельм Котарбинский. В начале ХХ века его имя звучало наравне с именами Репина или Семирадского.
Переехал из Рима под Слуцк ради любви
Вильгельм был средним из троих сыновей Александра Котарбинского, эконома в поместье Неборов под Варшавой, принадлежащего Радзивиллам. Там он и родился, в Польше получил и начальное художественное образование. С детства юноша мечтал об Италии - Мекке искусства, но отец не поддерживал увлечения сына.
- Лишь благодаря дяде, который дал денег на проезд, он отправился в Рим в Академию святого Луки, закончил ее с медалью и даже был признан лучшим рисовальщиком Рима, - рассказывает Надежда Михайловна. - Появились влиятельные заказчики - от коллекционеров до турецких пашей, которые охотно заказывали ему гаремные сцены с наложницами.
Картина Котарбинского "Мелодии Нила"
В Италии художник прожил 20 лет, а затем еще 30 работал в Киеве. Котарбинского рекомендовали археологу Андриану Прахову, инициатору росписи фресками Собора Святого Владимира в Киеве. Cобралась блистательная плеяда художников - Васнецов, Нестеров, Врубель, которые именовали себя «соборяне». Котарбинский вошел в их команду под прозвищем «Катарр». Кстати, Васнецов ввел портрет друга - гордого шляхтича, подкручивающего усы, в свою картину «Царевна Несмеяна».
Художник Васнецов ввел портрет друга - гордого шляхтича, подкручивающего усы, в свою картину «Царевна Несмеяна».
- Благодаря росписи собора все участвовавшие в ней художники стали очень известны. Картину Котарбинского «Оргия» за 8000 рублей купил император Николай II для музея Александра III в Петербурге, - говорит Надежда Усова. - Хотел приобрести произведение Котарбинского в свою галерею и Третьяков, но с условием, что сделает подпись по-русски. Котарбинский же, как и Семирадский, подписывал картины исключительно по-польски. Художник парировал известному галеристу: «Вы покупаете мою картину, а не мой автограф».
Картина "Оргия", которую приобрел царь Николай II за 8000 рублей.
Постепенно Вильгельм Котарбинский изменил свой итальянский академический салонный стиль и всецело отдался вошедшему в моду в конце 1890-х мистицизму и символизму модерна. В его творчестве появились демоны грусти, томные русалки, наяды, самоубийцы, утопленницы, ангелы и мечтательные девы, кормящие ибисов. Открытки, выпущенные в 1914 году с его работ, раскупались мгновенно.
Котарбинский стал модным художником в Киеве, оформлял интерьеры домов местных миллионеров, а в 1915-м получил от Петербургской академии художеств звание академика «за известность на художественном поприще».
С годами художник увлекся изображением русалок и демонов.
- С конца 1880-х до начала 1910-х художник бывал летом в Минской губернии в Кальске в 34 километрах от Слуцка. Причина вот в чем: Котарбинский с юности был влюблен в свою кузину, но одобрения костела на брак из-за близкого родства он не получил. Когда ему было почти 40 лет, возлюбленная овдовела, и художник смог на ней жениться, - рассказывает Надежда Усова. - Екатерина, урожденная Корженевская, в первом замужестве Пудловская, унаследовала от отца несколько небольших поместий в Слуцком уезде Минской губернии, где вела хозяйство - имела лесопилку, сажалку с рыбой, 200 соток с клубникой. Рядом в старой мельнице художник устроил себе просторную мастерскую. Котарбинский часто выезжал в Киев для исполнения заказов.
Жена предпочитала проводить время дома, сторонилась киевского богемного окружения мужа. Друзья-живописцы так и не смогли разглядеть ее. Когда она иногда приезжала в Киев, всегда скрывала лицо под густой черной вуалью. Злые языки подозревали даже, что у нее было какое-то уродство.
Мастерская художника в Кальске
После революции стал бедняком
В Кальске сложился дружеский круг помещиков и интеллигентов, которые с уважением встретили прославленного художника, наперебой приглашали погостить, просили расписать местные костелы. Для костела в деревне Старчицы, прихожанином которого он был, он написан несколько больших картин. После революции (скорее всего, в 1918-м) Котарбинский перевез в Кальск часть своих произведений из киевской мастерской, опасаясь за их сохранность. В Киеве стало небезопасно. Обеспеченный живописец в одночасье превратился в бедняка.
В Кальске под Слуцком художник устроил себе просторную мастерскую.
А в журнале «Школа и культура Советской Белоруссии» №1 за апрель 1919 года (напомним, 1 января этого года была образована Советская Социалистическая Республика Беларусь) было такое упоминание по итогам экспедиции Наркомата просвещения для пополнения создававшихся музеев: «Недавно из Слуцка в Областной музей была вывезена инструктором музея т. Кастелянским большая галерея картин художника В.А. Котарбинского в количестве 282 холстов». Ящики с картинами хранились в трех комнатах Областного музея - бывшего Дворянского собрания всего полгода. 8 августа 1919 года польские войска вступили в Минск. В сентябре 1919-го город посетил глава Польши Юзеф Пилсудский, в здании Дворянского собрания он принимал делегации минчан. Картины, конечно, нашли и осенью 1919 года, скорее всего, перевезли в Польшу - говорили даже, что под коллекцию Котарбинского отдали целый вагон. Во всяком случае, следы теряются в начале 20-х годов прошлого века.
- Войска Западного фронта под командованием Михаила Тухачевского освободили Минск 11 июля 1920 года. Областной музей был разграблен. Но в 1924 году новый Белгосмузей принял в свои фонды три картины Котарбинского - «Пейзаж», «Портрет Ваньковича в украинском костюме» и «Бегство в Египет». Они чудом сохранились в колхозе «Труд» под Смолевичами, бывшем имении Ваньковичей. Вероятно, Котарбинский по приглашению Ваньковичей приезжал в их поместье в Шипянах, - говорит Надежда Усова. - Картина «Бегство в Египет» была в плохом состоянии, и ее передали в 1967 году в реставрационные мастерские Московского художественного училища памяти 1905 года. Возможно, картина, отреставрированная студентами, до сих пор находится в Москве - все же 50 лет прошло, ее не искали. А «Портрет Ваньковича в украинском костюме» пропал в 1941 году, был увезен немцами. Судьба его неизвестна.
Сам художник о судьбе картин уже не узнал: в последние годы он страдал старческим слабоумием. Умер Котарбинский в 1921 году в Киеве. Его картины есть сейчас в Киеве, Сумах, Петербурге, Москве, Варшаве. А в Минске в фондах Национального художественного музея из всей коллекции сохранился только единственный «Пейзаж», найденный таким удивительным образом. Следов этой коллекции не находят и в Польше. Возможно, она погибла в дни Варшавского восстания 1944 года. На месте имения художника в Кальске - поле, вдали видны корпуса гиганта Беларускалия. О прежней жизни напоминают только аллеи лип...
На этом месте раньше находилось имение художника в Кальске
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
«К Академии наук вел подземный ход, а посреди города был котлован с останками немецкого самолета»: история одного портрета и атмосфера послевоенного Минска