Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество27 августа 2021 21:42

«В Беларуси уцелела она одна, чудом»: картина художника, чьи полотна покупал Николай II, полвека лежала в минской квартире, свернутая в трубку

4 сентября исполняется 100 лет со смерти одного из самых известных на рубеже XIX и XX веков художников, который работал в Беларуси [фото]
В этом доме в Минске напротив Купаловского театра более полувека пролежала картина Вильгельма Котабринского

В этом доме в Минске напротив Купаловского театра более полувека пролежала картина Вильгельма Котабринского

Из 282 картин Вильгельма Котарбинского в нашей стране осталась лишь одна - да и та уцелела чудом. Немудрено, что имя мастера у нас едва известно.

Рассказала «Комсомолке» о Вильгельме Котарбинском и о той самой картине известный искусствовед, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси Надежда Усова.

- Однажды, в 1989 году, в музее раздался звонок. Пожилая минчанка предложила подарить в коллекцию музея полотно неизвестного автора с довоенными музейными номерами, - вспоминает Надежда Михайловна. - В ее квартиру в центре Минска немедленно отправились музейные работники. Дарительница рассказала, что полотно досталось ей, 15-летней девочке, сразу же после войны, когда в освобожденном советскими войсками Минске были обнаружены склады с имуществом, которые фашисты не успели вывезти в Германию. Там были продукты, одежда, фарфор, произведения искусства. Но ей так понравилась эта картина, что девочка не взяла ничего, кроме полотна.

Тот самый «Пейзаж», найденный в минской квартире

Тот самый «Пейзаж», найденный в минской квартире

Почти полвека картина хранилась у минчанки дома, свернутая в трубку. Когда холст развернули, оказалось, что это сельский летний пейзаж - длинный, почти в два метра вид с рекой и хатами, освещенными заходящим солнцем. Интриги добавили отметки на обороте картины и номер - 2724. То есть она находилась до войны в собрании Белорусского государственного музея, а затем была передана в Картинную галерею.

- Старые минские художники, которым ее показывали, не смогли определить автора. Зато помогла инвентарная опись Социально-исторического музея 1934 года, где под этим номером было указано имя художника.

Автором картины был Вильгельм Котарбинский. В начале ХХ века его имя звучало наравне с именами Репина или Семирадского.

Переехал из Рима под Слуцк ради любви

Вильгельм был средним из троих сыновей Александра Котарбинского, эконома в поместье Неборов под Варшавой, принадлежащего Радзивиллам. Там он и родился, в Польше получил и начальное художественное образование. С детства юноша мечтал об Италии - Мекке искусства, но отец не поддерживал увлечения сына.

- Лишь благодаря дяде, который дал денег на проезд, он отправился в Рим в Академию святого Луки, закончил ее с медалью и даже был признан лучшим рисовальщиком Рима, - рассказывает Надежда Михайловна. - Появились влиятельные заказчики - от коллекционеров до турецких пашей, которые охотно заказывали ему гаремные сцены с наложницами.

Картина Котарбинского "Мелодии Нила"

Картина Котарбинского "Мелодии Нила"

В Италии художник прожил 20 лет, а затем еще 30 работал в Киеве. Котарбинского рекомендовали археологу Андриану Прахову, инициатору росписи фресками Собора Святого Владимира в Киеве. Cобралась блистательная плеяда художников - Васнецов, Нестеров, Врубель, которые именовали себя «соборяне». Котарбинский вошел в их команду под прозвищем «Катарр». Кстати, Васнецов ввел портрет друга - гордого шляхтича, подкручивающего усы, в свою картину «Царевна Несмеяна».

Художник Васнецов ввел портрет друга - гордого шляхтича, подкручивающего усы, в свою картину «Царевна Несмеяна».

Художник Васнецов ввел портрет друга - гордого шляхтича, подкручивающего усы, в свою картину «Царевна Несмеяна».

- Благодаря росписи собора все участвовавшие в ней художники стали очень известны. Картину Котарбинского «Оргия» за 8000 рублей купил император Николай II для музея Александра III в Петербурге, - говорит Надежда Усова. - Хотел приобрести произведение Котарбинского в свою галерею и Третьяков, но с условием, что сделает подпись по-русски. Котарбинский же, как и Семирадский, подписывал картины исключительно по-польски. Художник парировал известному галеристу: «Вы покупаете мою картину, а не мой автограф».

Картина "Оргия", которую приобрел царь Николай II за 8000 рублей.

Картина "Оргия", которую приобрел царь Николай II за 8000 рублей.

Постепенно Вильгельм Котарбинский изменил свой итальянский академический салонный стиль и всецело отдался вошедшему в моду в конце 1890-х мистицизму и символизму модерна. В его творчестве появились демоны грусти, томные русалки, наяды, самоубийцы, утопленницы, ангелы и мечтательные девы, кормящие ибисов. Открытки, выпущенные в 1914 году с его работ, раскупались мгновенно.

Котарбинский стал модным художником в Киеве, оформлял интерьеры домов местных миллионеров, а в 1915-м получил от Петербургской академии художеств звание академика «за известность на художественном поприще».

С годами художник увлекся изображением русалок и демонов.

С годами художник увлекся изображением русалок и демонов.

- С конца 1880-х до начала 1910-х художник бывал летом в Минской губернии в Кальске в 34 километрах от Слуцка. Причина вот в чем: Котарбинский с юности был влюблен в свою кузину, но одобрения костела на брак из-за близкого родства он не получил. Когда ему было почти 40 лет, возлюбленная овдовела, и художник смог на ней жениться, - рассказывает Надежда Усова. - Екатерина, урожденная Корженевская, в первом замужестве Пудловская, унаследовала от отца несколько небольших поместий в Слуцком уезде Минской губернии, где вела хозяйство - имела лесопилку, сажалку с рыбой, 200 соток с клубникой. Рядом в старой мельнице художник устроил себе просторную мастерскую. Котарбинский часто выезжал в Киев для исполнения заказов.

Жена предпочитала проводить время дома, сторонилась киевского богемного окружения мужа. Друзья-живописцы так и не смогли разглядеть ее. Когда она иногда приезжала в Киев, всегда скрывала лицо под густой черной вуалью. Злые языки подозревали даже, что у нее было какое-то уродство.

Мастерская художника в Кальске

Мастерская художника в Кальске

После революции стал бедняком

В Кальске сложился дружеский круг помещиков и интеллигентов, которые с уважением встретили прославленного художника, наперебой приглашали погостить, просили расписать местные костелы. Для костела в деревне Старчицы, прихожанином которого он был, он написан несколько больших картин. После революции (скорее всего, в 1918-м) Котарбинский перевез в Кальск часть своих произведений из киевской мастерской, опасаясь за их сохранность. В Киеве стало небезопасно. Обеспеченный живописец в одночасье превратился в бедняка.

В Кальске под Слуцком художник устроил себе просторную мастерскую.

В Кальске под Слуцком художник устроил себе просторную мастерскую.

А в журнале «Школа и культура Советской Белоруссии» №1 за апрель 1919 года (напомним, 1 января этого года была образована Советская Социалистическая Республика Беларусь) было такое упоминание по итогам экспедиции Наркомата просвещения для пополнения создававшихся музеев: «Недавно из Слуцка в Областной музей была вывезена инструктором музея т. Кастелянским большая галерея картин художника В.А. Котарбинского в количестве 282 холстов». Ящики с картинами хранились в трех комнатах Областного музея - бывшего Дворянского собрания всего полгода. 8 августа 1919 года польские войска вступили в Минск. В сентябре 1919-го город посетил глава Польши Юзеф Пилсудский, в здании Дворянского собрания он принимал делегации минчан. Картины, конечно, нашли и осенью 1919 года, скорее всего, перевезли в Польшу - говорили даже, что под коллекцию Котарбинского отдали целый вагон. Во всяком случае, следы теряются в начале 20-х годов прошлого века.

- Войска Западного фронта под командованием Михаила Тухачевского освободили Минск 11 июля 1920 года. Областной музей был разграблен. Но в 1924 году новый Белгосмузей принял в свои фонды три картины Котарбинского - «Пейзаж», «Портрет Ваньковича в украинском костюме» и «Бегство в Египет». Они чудом сохранились в колхозе «Труд» под Смолевичами, бывшем имении Ваньковичей. Вероятно, Котарбинский по приглашению Ваньковичей приезжал в их поместье в Шипянах, - говорит Надежда Усова. - Картина «Бегство в Египет» была в плохом состоянии, и ее передали в 1967 году в реставрационные мастерские Московского художественного училища памяти 1905 года. Возможно, картина, отреставрированная студентами, до сих пор находится в Москве - все же 50 лет прошло, ее не искали. А «Портрет Ваньковича в украинском костюме» пропал в 1941 году, был увезен немцами. Судьба его неизвестна.

Сам художник о судьбе картин уже не узнал: в последние годы он страдал старческим слабоумием. Умер Котарбинский в 1921 году в Киеве. Его картины есть сейчас в Киеве, Сумах, Петербурге, Москве, Варшаве. А в Минске в фондах Национального художественного музея из всей коллекции сохранился только единственный «Пейзаж», найденный таким удивительным образом. Следов этой коллекции не находят и в Польше. Возможно, она погибла в дни Варшавского восстания 1944 года. На месте имения художника в Кальске - поле, вдали видны корпуса гиганта Беларускалия. О прежней жизни напоминают только аллеи лип...

На этом месте раньше находилось имение художника в Кальске

На этом месте раньше находилось имение художника в Кальске

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

«К Академии наук вел подземный ход, а посреди города был котлован с останками немецкого самолета»: история одного портрета и атмосфера послевоенного Минска

Музыковед Ирина Мильто рассказала неизвестное о легендарной картине Валентина Волкова «Минск. 3 июля 1944 года» и атмосфере послевоенного Минска