Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество27 августа 2021 17:22

«На дне города мы бросались тортами, а потом мылись в Свислочи»: Вячеслав Иноземцев об «ИнЖесте», выступлении с «Лицедеями» и представлении в стиле Людовика XIV

Поговорили об истории и современности театра с создателем Международного фестиваля пластических и танцтеатров «PlaStforma», который открылся в Минске [фото]
Благодаря Вячеславу Иноземцеву белорусы узнали, что такое танец Буто.

Благодаря Вячеславу Иноземцеву белорусы узнали, что такое танец Буто.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

- В Минске с 27 августа по 1 сентября проходит Международный фестиваль пластических и танцтеатров «PlaStforma». Что вы подготовили для зрителей в 2021 году?

- Должен сразу признаться, что уже несколько лет я «зиц-председатель» фестиваля (смеется). Сейчас его делают мои единомышленники и ученики. За пять дней в рамках «Пластформы» покажут перфоманс от Ольги Скворцовой, спектакль «Душа» белорусского театра Quadro, постановку для детей Виктории Бальцер «Буся и неслышное эхо». Запланированы также видеопоказы австрийских хореографов. А 31 августа спектаклем «Х-Традиция - к Дну Рождения» Театр «ИнЖест» отметит свое 40-летие. В день закрытия фестиваля публику позовут на польско-белорусский проект SomeBody's home и ливанское представление «Under the Flesh/Под плотью». В Центре современного искусства будут бесплатные лекции, пройдут мастер-классы, в том числе и мой. Правда, регистрация на них уже закончилась, так как зрители проявили большой интерес. А вот билеты на спектакли все еще можно купить в кассах ДКЖ или в интернете bycard.

Спектакли "ИнЖест" всегда очень зрелищные и чем-то даже шокирующие. Фото: личный архив

Спектакли "ИнЖест" всегда очень зрелищные и чем-то даже шокирующие. Фото: личный архив

- В этом году вы показываете и детский спектакль, хотя, помнится, как-то школьников привели в культпоход на ваш спектакль, и учительница была очень недовольна.

- Это единичный случай был, недоразумение – все же то был спектакль для взрослых. Но сейчас совсем другая история. В фестивале впервые участвует детский коллектив из Гродно, они привозят пластический танцевальный спектакль «Буся и неслышное эхо». Но вообще я давно думал о том, что надо растить смену и даже придумал название детского фестиваля «Пластформочка». До детского фестиваля пока не доросли – но мы в этом направлении движемся. Надеемся, что зрители придут. А еще мы пригласили на него бесплатно детей из детского дома.

В хулиганских 80-х у Дворца спорта бросались яйцами с гуашью

- Слава, мы знакомы еще с прошлого века. Помнишь, ты делал в нулевых для «Комсомолки» перформанс на выставке СМИ?

- Да, конечно, помню. Иногда даже использую родившуюся тогда идею перформанса. Для моноспектакля «Кино» в райдере пишу, что мне нужно 50 килограммов старых газет. Я делаю из них гору макулатуры и прячусь под ней. Когда начинается спектакль, ворох газет вдруг начинает шевелиться... Красивое и простое решение, даже апокалиптичное. А Матвей Сабуров, который ездит на гастроли вместе со мной, делает музыкальное и видеосопровождение спектакля.

В этом году исполнилось 40 лет творческой деятельности Вячеслава Иноземцева. Фото: личный архив

В этом году исполнилось 40 лет творческой деятельности Вячеслава Иноземцева. Фото: личный архив

- Наверное, сейчас на подобной выставке подобный перформанс просто не разрешили бы.

- Наверное, да. Общество стало другим. Но в конце 80-х как мы только не хулиганили в творческом плане! Например, на официальном празднике города у Дворца спорта делали перформанс, который назывался «Сеанс яйцизма». Актеры в белых халатах занимали разные позы, а я, как художник, бросал в них яйца, которые мы предварительно заполняли разноцветной гуашью. Через некоторое время актеры начинали бунт, и яйца летели уже в меня. Дальше в ход шли торты, которые мы специально готовили из творожной массы, чтобы эффектней разлетались при попадании. А это веселое побоище заканчивалось тем, что мы, перепачканные краской, с криками «обнимемся, братья» двигались в сторону публики. Понятно, что зрители тут же разбегались. После перформанса мы шли мыться прямо в Свислочи - надо же было как-то домой возвращаться (смеется).

Мы тогда назывались театр «Жест», база находилась напротив мясокомбината. А тогда модно было привязывать название театра к географической точке - например, Театр у Никитских ворот. И мы по аналогии писали на огромном желтом флаге «Жест», театр-студия у мясокомбината», размахивали им во время представлений.

Выступления театра "ИнЖест" никого не оставляют равнодушными. Фото: личный архив

Выступления театра "ИнЖест" никого не оставляют равнодушными. Фото: личный архив

Эта традиция средневековых карнавалов мне всегда очень нравилась. Но сейчас стало гораздо сложнее ее воплощать - общество более зажато. Мы по-прежнему делаем уличные спектакли, но это уже более гламурный вариант, если можно так сказать. Самый востребованный у нас - «Золотой век», хотя я не сказал бы, что это попса. Мы как-то играли его ночью в полнолуние в Ботаническом саду - это было сказочно, получилось представление в стиле Людовика XIV.

Выступление «ИнЖест» в Ботаническом саду, спектакль "Золотой век". Фото: личный архив

Выступление «ИнЖест» в Ботаническом саду, спектакль "Золотой век". Фото: личный архив

Первым опытом выступления «ИнЖест» в Ботаническом саду был спектакль "Золотой век". Фото: личный архив

Первым опытом выступления «ИнЖест» в Ботаническом саду был спектакль "Золотой век". Фото: личный архив

- Почему не переезжаешь в Европу, если вы часто выступаете там?

- Я никогда не рассматривал вариант, чтобы все бросить здесь и уехать. Хотя такие примеры перед глазами были - тот же Вячеслав Полунин, который стал продвигать себя сольно за границей, а «Лицедеи» остались в Питере… Я каждый год сажусь и рассылаю электронные письма с предложением о сотрудничестве. А ответ приходит, может быть, от четырех организаторов уличных фестивалей. Для того чтобы жить и работать в Европе, этого мало.

Вячеслав Иноземцев. Фото: личный архив

Вячеслав Иноземцев. Фото: личный архив

Японцы узнали от белорусов о… японском танце буто

- Были времена, когда вы выступали с «Лицедеями» на одной сцене?

- Скорее, мы выступали на сцене «Лицедеев», потому что они нас приглашали в Питер. Как-то даже участвовали в Конгрессе дураков, который «Лицедеи» проводили в свой юбилей. Помимо спектакля, мы были участниками масштабного перформанса. Люди за недешевые билеты приходили ко Дворцу молодежи, а парадные двери были закрыты. Вход с черного хода. И начинался квест. Пятнадцать человек из «ИнЖеста» сидели в пиджаках и галстуках с наклеенными бровями. Выдавали зрителям какие-то формуляры для заполнения, заставляли выполнять идиотские задания. Потом собирали формуляры и говорили: перепишите, неправильные чернила! Реакция у зрителей была разной - кто-то смеялся, а кто-то и истерил. Проходом на Конгресс дураков была прямоугольная печать, которую ставили на лоб - и все это за немалые для зрителей деньги.

- Сейчас в Беларуси ты самый известный специалист по танцу буто, родина которого - Япония. А где вас лучше принимают - в Европе или Азии?

- Мы дальше Казани и не доезжали, так что в Азии я не выступал. Хотя много раз приглашали участвовать в фестивалях в Японию. Но там расходы не оплачивали, а для нас это дорого. Интересно, кстати, что сами японцы о танце буто узнали через Европу. Они лишь слышали о каких-то сумасшедших, которые красятся белой краской и безобразничают (улыбается). И только когда пришла информация о том, что буто вызвал фурор в Америке и Европе, в Японии тоже заинтересовались.

Обычно герой Иноземцева - маленький человек, попадающий в гипертрофированно необычные ситуации.

Обычно герой Иноземцева - маленький человек, попадающий в гипертрофированно необычные ситуации.

Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ

Но этот жанр искусства никогда не являлся коммерческим. У меня есть знакомые японцы, которые практикуют танец буто - один профессор психологии, другая занимается акупунктурой. Если жить только искусством, надо проводить платные мастер-классы. Это сейчас очень популярно в мире: открываешь в Берлине журнал, раздел «воркшопы» - например, йога, и можно найти 150 предложений на эту тему. И я тоже периодически преподаю.

- У тебя своя студия в Минске?

- Да, в труппу театра «ИнЖест» попадают сейчас только через студию. При этом я не гарантирую окладов и соцпакета, как в государственном театре - могу предложить лишь участие в наших уникальных спектаклях. Все это понимают, поэтому идут к нам для души, а деньги зарабатывают в другом месте.

Вячеслав Иноземцев ведет свою студию в Минске. Фото: личный архив

Вячеслав Иноземцев ведет свою студию в Минске. Фото: личный архив

- Никогда не думал, что если бы 40 лет назад влился в труппу государственного театра, все могло быть значительно проще?

- В самом начале, когда мы только нащупывали свой стиль - уже тогда я не мыслил себя вне рамок свободы. Хотя были предложения из ТЮЗа, Горьковского театра, но когда я прислушивался к себе, понимал, что нет, не хочу. Хотя как свободный режиссер ставил спектакли в этих театрах.

В Польше устроили гонки в мусорных контейнерах

Спектакль "Трэш-поэма". Фото: Алена КАСЯНЧУК

Спектакль "Трэш-поэма". Фото: Алена КАСЯНЧУК

- Театр «ИнЖест» сейчас очень редко выступает.

- Это правда, «ИнЖест» показывает спектакли очень редко, потому что выступления с трудом окупаются. Мне всегда хотелось работать большой труппой, а в нашем случае это возможно, только если гастролировать. Поэтому с 2015 года мы сфокусировались на уличных представлениях. Это востребованный формат в Европе, и у нас таких уличных спектаклей несколько. В Беларуси есть всего два фестиваля, где можно их показать - в Бресте и Витебске. А если взять ту же Польшу - там даже самый маленький городочек, который не сразу и на карте найдешь, имеет свой фестиваль уличных театров. Под него выделяется бюджет, проявляют интерес бизнес-структуры, пивные бренды и так далее. И примерно такая же ситуация по всей Европе.

Спектакль "Трэш-поэма". Фото: Алена КАСЯНЧУК

Спектакль "Трэш-поэма". Фото: Алена КАСЯНЧУК

- В рамках «Славянского базара» проходит фестиваль уличных театров «На семи ветрах».

- Мы там дважды показывали наш спектакль «Золотой век». И в 2019 году предлагали сыграть сразу три спектакля, но пришло приглашение от оргкомитета крутого фестиваля в Гданьске с очень хорошим гонораром. И в итоге мы выбрали Польшу. Там, кстати, показали спектакль «Трэш-поэма», который очень забавно появился в нашем репертуаре. Изначально нас просили сделать перформанс на тему «День без автомобиля». В итоге решили использовать для перформанса большие мусорные контейнеры на колесах. Сделали импровизацию, получилось очень эффектно. Так что в Гданьск уже отправили райдер с просьбой предоставить нам большие железные контейнеры для мусора. У нас актеры (а в какой-то момент в контейнер забирается шесть человек) в них ездят, сталкиваются, работает пиротехника. Пластиковый контейнер просто не выдержит.

Спектакль "Трэш-поэма". Фото: Алена КАСЯНЧУК

Спектакль "Трэш-поэма". Фото: Алена КАСЯНЧУК

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

Дух войны, белорусские рыцари и виолончель: как всемирно известные металлисты сняли клип под Раковом и в заброшенных цехах завода Кирова

«Увидела актера и подумала: это же молодой папа!»: как снимают фильм о Мулявине под Минском и что думают о нем его дочь и музыканты «Песняров»

Побывали на съемках байопика «За полчаса до весны» и увидели своими глазами, похожи ли актеры на легендарных музыкантов