Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
18 марта 2009 10:00

Чем Дмитрий Глуховский шокирует читателей в новом романе "Метро 2034"?

Дмитрий Глуховский рассказал о своем новом романе и ответил на вопросы читателей 18 марта.
Источник:kp.ru

Дмитрий Глуховский ответил на вопросы читателей 18 марта.

Стенограмма онлайн конференции и фрагменты трансляции

- Здравствуйте, дорогие посетители сайта «Комсомольской правды», читатели «Комсомолки». Сегодня у нас в гостях замечательный писатель и безумно популярный Дмитрий Глуховский. Он был уже у нас несколько месяцев назад, рассказывал только о своей книге «Метро 2034». А теперь книжечка уже вышла. Она существует и она безумно популярна. На книжной ярмарке, которая была в минувшие выходные, было столпотворение. Аншлаг был сумасшедший. Более 700 книг было продано. Вчера в «Библио-Глобусе» была презентация. И Дима побил рекорд. Было 838 книг- рекорд.

- Нет, это мой результат. Мой спортивный результат.

- Планка взята, Исинбаева отдыхает и Бубка. Побит сам Минаев, что тоже очень приятно. И побит еще один товарищ известный – Коэльо. Его рекорд был меньше тысячи. Уже более тысячи книг сделано автографов. И это еще не предел, я так думаю. Тем более, что еще куча будет презентаций, о которых мы скажем в конце нашей трансляции. А теперь приступаем к вопросам

- С удовольствием.

- Первый вопрос не о книге. Чем вы занимаетесь в свободное время? Или все время работаете?

- Вы знаете, у меня свободного времени сейчас нет совершенно. Последние полгода была тяжелая работа над книгой. И не было ни одних приличных выходных. Потому что в выходные мне давали просто возможность, не отвлекаясь на радиоэфиры и на какие-то передвижения по городу, где-то спрятаться, в каком-нибудь кафе. Я последовал примеру Дж.К. Роулинг, которая писала про Гарри Поттера, или, может быть, Сартра, который тоже писал, как известно, в кафе, и действительно открыл для себя возможность писать не дома, где есть Интернет, который ужасно отвлекает, а именно в кафе, где можно попросить чашечку кофе, сесть в таких больших наушниках и там писать. Свободного времени так или иначе не было совершенно. И все возможности каких-то более-менее праздников или еще чего-то я посвящал исключительно работе над книгой. Сейчас, конечно, начался уже сущий ад совсем. Потому что каждый день и встречи какие-то, и эти автограф-сессии, и все эти организационные поездки и так далее. Очень хочу, где-то начиная с лета, устроить себе настоящие школьные каникулы и уехать на три месяца куда-нибудь на море.

- Мы вам тоже этого желаем. А пока про книжки, возвращаемся. Насколько я понял, ты же выкладывал многие главы этой книги в Интернете. Вопрос от учительницы русского языка. Преподаю русский язык и литературу в школе в Московской области. Подтверждаю, что 15-16-летние ребята совершенно не читают, не хотят. Интернет – и все. Поэтому, может, это и хорошо, что вы выкладываете свои книги в Интернете. Может быть, там они прочитают качественную современную литературу. Вы согласны с учительницей русского языка и литературы?

- Что касается чтения в Интернете, то к настоящему моменту сайт проекта «Метро 2034» посетило почти полмиллиона человек. Все эти люди, видимо, друг другу рассказывали. Многие из них просто узнавали о том, что книга существует, не хотели портить себе глаза, не хотели ждать раз в две или три недели, пока выходят новые главы, и просто запоминали, что есть интересная книга, и ждали ее выхода. И, соответственно, сейчас она вышла, и накопилась какая-то критическая масса людей, которым она интересна, которые хотят ее купить уже в бумаге и прочесть. Я считаю, что в любом случае Интернет – это совершенно гениальный инструмент продвижения. Особенно текста, любого текста в принципе и книги в том числе. Дальше надо понимать, что размещение бесплатного текста на сайте – это такой тест-драйв. И человек, которому не понравится текст, он не обязан ее покупать. Я не полтинник, чтобы всем нравиться. Книга получилась другая, чем «Метро 2033». Кому-то она понравится больше, кому-то она понравится меньше.

- Была жуткая дискуссия, уже есть сторонники и противники.

- Да, была жуткая дискуссия. Так или иначе, книга получилась другая. Понятное дело, что люди, которые ждали точного повторения, один в один воспроизведения, клонирования предыдущей части, они оказались разочарованы. Но с другой стороны, люди, которые отнеслись к этому открыто и увидели в этой книге отдельное законченное произведение, им нравится она больше, пожалуй даже, чем первая часть. И чем взрослее люди, на самом деле, тем больше нравится им книга. Потому что как бы я сам подрос. Все-таки прошло 5 лет с тех пор, как «Метро 2033» в первом варианте была дописана. И странно ожидать, что будет то же самое. Так или иначе, люди, которым не понравилось, они увидели…

- Не понравилось именно из категории 15-16-летних?

- Немножко есть подростков тоже, которым, тем не менее, нравится. Но в принципе люди, которые ждали, которые видели в прошлой книге прежде всего боевик и прежде всего фантастическую бродилку, и книгу об ужасах и мутантах, им, конечно, вторая часть меньше понравилась. Но люди, которые в первой книге видели другие компоненты: роман-воспитание, какой-то стеб над нашей действительностью, социальную критику, философскую притчу, - все эти компоненты в новой книге еще четче проступают.

- Можно сказать, что «Метро 2034» получилось, скорее, ближе к «Сумеркам»…

- Да, но она по-любому получилась взрослее. Там меньше растекания мыслью по древу, чем в «Сумерках», все более лаконично, сжато. И там нет, в отличие от предыдущих двух книг, вообще ни одного лишнего слова. То есть все, что сказано, сказано для чего-то, о чем-то, почему-то. Все это такие кусочки мозаики, которые сначала, когда человек читает, многие люди, конечно, читая по главам, я прибегал к принципу американской сериальной драматургии, в частности, с оглядкой на сериал «Lost», когда история складывается из кучи фрагментов, которые вначале разбросаны. Такие кусочки мозаики. И в одной главе мы здесь видим кусок, тут, тут, тут начинает складываться постепенно. И только к конечным главам и к эпилогу мы видим всю картину целиком. И люди, которые не привыкли, может быть, к такому жанру или которым не хватает терпения дочитать ее до конца, которые читают действительно по две главы, по главе за неделю, успевают забывать, что было раньше, они, наверное, немножко теряют ощущение целостности картины. Поэтому в любом случае, так или иначе, рекомендую всем, кто следил за проектом на сайте, взять и прочитать все целиком. Что касается того, помогает ли книга читать подросткам, на той самой книжной ярмарке ко мне подошли, наверное, чуть ли не каждый третий подходивший – это была мама или бабушка, которые покупали книгу своему сыну или внуку, чтобы сын или внук читали. Потому что они сказали мне, что, и раз пять я слышал за эту автограф-сессию на ярмарке, что знаете, да, ваши книги, у нас мальчик ничего не читал вообще. А тут вдруг начал. И мне хочется верить, что детишки, они, им понравится. И там подходило несколько третьеклассников, пятиклассников. И было, конечно, странно. От мала до велика просто. И каждый, видимо, в ней что-то свое увидит. Кто-то видит в этом приключенческий роман в духе Жюля Верна или Даниэля Дефо. И слава богу. Потом через пять лет перечитают и увидят что-то еще. А через десять лет перечитают – и еще что-то увидят.

- Опять же вопрос про Интернет. Идет дискуссия. Если предыдущая учительница русского языка считала, что это хорошо, что многие будут читать, то здесь вот противное мнение. Дмитрий, добрый день. Не кажется ли вам, что Интернет – ужасно вредная штука? А вы еще и книги там решили выкладывать, чтобы все окончательно скрючились. Я врач. А вам, похоже, все равно. Но вы ведь как журналист и писатель тоже должны задумываться о подобных вещах. Или вы уже сами Интернет-зависимый человек? Извините за тон. Наболело.

- Безусловно, я Интернет-зависимый человек. Тут, как практически каждый человек нового поколения, я завишу от Интернета. И, с одной стороны, я Интернету обязан и вот этой своей новоявленной популярностью какой-то, и при этом, разумеется, есть зависимость. Есть зависимость от отдачи, от реакции читателей. Надо понять, что с самого начала фактически я выбрал себе этот путь – путь публикаций, путь интерактива, путь взаимодействия постоянного с читательской аудиторией. С одной стороны, это, конечно, сплачивает читателей. Это помогает им превратиться в сообщество. Более организованное. Кроме того, что они читают книгу, они еще живут в этом мире, фактически уже получается что. И, разумеется, они могут взять там и организованно прийти в магазин «Библио-Глобус» и побить рекорд Коэльо. Не потому, что я более популярен, чем Коэльо, а потому что читатели просто более организованные. Потому что они уже…

- Коэльо надо задуматься и тоже организовать своих читателей.

- Не особо? Не фонтан?

- Жутко неудачная. И еще перевод плохой, похоже, сэкономили. Есть такое подозрение.

- Есть проблема вообще со сверхпопулярными писателями. Они попадают в кабалу и не то что в обойму, а в такую машину, которая заставляет их раз в год по книжке выдавать. И проблема, конечно, заключается в том, что первые-то книги у каждого писателя выстраданные. И они идут от сердца. А потом, когда просто ему говорят: ну вот чего хочешь делай, в год по книге. Он, конечно, попадает в такую ситуацию, когда ему приходится выдумывать. Иногда вымучивать, иногда выдавливать, ради того, чтобы выпустить обязательно раз в год хоть что-то. И со многими-многими действительно популярными авторами, которые начинали искренне и с задором, и ярко, потом они так или иначе истощаются. И мы это видим практически со всеми сверхпопулярными писателями девяностых и начала двухтысячных годов. Свежие книги – уже не то.

- Это касается многих наших писателей.

- И наших писателей это тоже касается. Тут есть две опасности на самом деле.

- Пелевиным был разочарован. Последняя его вещь мне не понравилась. Да и Сорокин тоже.

- Тут опасность на самом деле. Потому что человек, познав успех, и это на самом деле то, с чем я столкнулся с этой книгой, в очень большой степени столкнулся. Потому что она мне, конечно, стоила крови, пота и слез больше, чем обе предыдущие. С одной стороны…

- Поподробнее, пожалуйста.

- Сейчас расскажу. С одной стороны, конечно, это продолжение «Метро 2033». С другой стороны, «Метро 2033», у него общий тираж 300 тысяч. В Интернете ее читали миллиона полтора человек к этому моменту, я думаю. И каждый человек ее любит за свое. И многие действительно видят в ней прежде всего приключенческую составляющую, атмосферную составляющую. Московское метро, вот эти кланы противоборствующие. И людям просто нравится атмосфера, прикольно. И они ждут действительно воспроизведения один в один. Они хотят, чтобы я выбрал для себя жанр. Актера Тихонова всю жизнь воспринимали как Штирлица, и он вот… И что бы он потом ни делал, какие бы он драматические роли ни играл, вот Штирлиц и Штирлиц. И как бы мне не попасть сейчас в такую ситуацию, что что бы я и ни делал, как ни изощрялся, как бы ни старался и как бы ни пытался комбинировать и совмещать острые сюжеты и качественную литературу, насколько мне это будет даваться, люди все равно будут требовать хлеба и зрелищ, давай…

- В «Сумерках» другая получилась история.

- В «Сумерках» другая получилась. Да, но она не претендовала на то, чтобы быть продолжением первой части. А это, в общем, как бы претендует. И название-то отличается лишь на одну цифру.

- Можно было другое название придумать.

- Можно было, да. Но мир-то тот же самый. И тут получается двойственная ситуация. И люди, которые выбирают себе один жанр, они этим жанром как-то потом оказываются скованы, потому что публика от них ждет все время точного повторения. И они хотят, может, куда-то рыпнуться в сторону. Может быть, у них уже умственное развитие вперед пошло, может, у них какой-то жизненный опыт обогатился и требует от них чего-то другого. Он вырос. А нужно, чтобы читатели росли. А читатели, может быть, не растут. А может быть, нужно просто обращаться к другой аудитории теперь. А его по привычке покупают те, кому понравилась первая часть. И вот те, кому понравилась первая часть, оказываются разочарованы.

- Но ты не ориентировался на эту аудиторию?

- Сложный вопрос. Я старался сделать независимую хорошую книгу. Со своим сюжетом, со своей моралью, со своим мэсседжем, со своей философией, со своими героями. В том же мире, но с другой атмосферой. И с другим мэсседжем соответственно. И больше думал не о Стругацких, как когда я писал первую часть, а, скорее, может быть, о Сент-Экзюпери. И думал о средневековых поэмах героических, типа «Тристана и Изольды». Да, скорее, в этом духе и в этом ключе. Хотя в той же вселенной. Вселенная вроде та же, но герои другие и язык другой. И главный персонаж, ему не 24 года, а за пятьдесят. Поэтому, разумеется, и любовь появилась.

- В первой апокалипсической книжке этого не было.

- Апоплексической, да. Там нет однозначно главного героя, и, может быть, главная героиня – это девочка. Девочка 17-летняя, с которой, которая играет очень важную роль во всей книге. Каждый из остальных героев, к которым она прикасается, она помогает ему измениться, помогает ему либо получить искупление за какие-то грехи, которые он совершил, либо развиться, либо воплотиться, состояться и так далее. Она такой как бы ангелок, который целует каждого из героев в лоб, и в итоге книга приходит к такому финалу, более жизнеутверждающему, чем прошлая часть.

- Можно сказать, что «Метро 2035».

- «Метро 2033» тоже независимое полноценное произведение, которое определенную историю закрывает. Это не «Гарри Поттер», где на протяжении семи книг продолжается одна и та же история. Это гениальный маркетинговый ход, конечно, - на семь книг растянуть одну и ту же историю, каждый раз показывая с новой стороны.

- Говорят, такие вещи сейчас в моде у издательств.

- Издатели, конечно, любят такие вещи. Потому что это гарантирует эффект снежного кома, когда все больше и больше людей подсаживаются. Но я не настолько финансово зависимый человек, слава богу, чтобы гнать просто какой-то шлак ради исключительно зарабатывания денег. Мне хотелось создать книгу, которая в той же вселенной, но при этом является независимым и целостным произведением, рассказывает отдельную историю. Она перекликается с «Метро 2033». Это не то что продолжение. Это, скорее, зеркальное отражение того, что происходит там, повторение определенных моментов, но совершенно по-другому. С другими героями и с другим противостоянием. Та история, которая была в «Метро 2033», она закрыта. Но есть новая история, которая возвращается к тем же глобальным вопросам. И что касается финала этой книги, то он сугубо финален. Книга законченная однозначно, целостное произведение. Как пушечное ядро – ничего не торчит в сторону. Аэродинамика отличная у книги. Она обтекаемая и может лететь. А «Метро 2035» - это отдельный вопрос. И мне кажется, что, если будет такая книга, то она…

- «Метро 2036», «Метро 2037»?

- Нет, не бесконечно. Может быть, трилогия. Но в любом случае не в ближайшие несколько лет. И не следующей книгой. И под нее обязательно должна быть независимая, отдельная идея. Отдельная философия, новые герои. И что-то принципиально отличающее ее от предыдущих двух книг. Потому что все-таки я претендую на то, чтобы писать, скорее, для умной аудитории, чем просто для всех подряд. И люди не прощают, когда… Читатель – не идиот. Как только ты начинаешь повторяться, как только ты начинаешь гнать. Надо понимать, что люди, которые покупают книги, это уже определенные люди. И у них есть определенные требования. Их надо развлечь, потому что им скучно и они покупают книгу, чтобы развлечься, а не для того, чтобы загрузиться.

- Особенно сейчас.

- Когда такой мрак.

- Конечно, сейчас то, что я вижу в магазинах, фэнтэзи сейчас востребовано. Они всегда были более востребованы. Но даже в сравнении с прошлым годом – это небо и земля. Ты специально подгадывал?

- Нет, не подгадывал специально.

- Кризис не ты создал случайно?

- Знаешь, ощущение витало в воздухе. Я не знаю, как у тебя, у меня однозначно было ощущение того, что наша стабильность и процветание это все ненадолго. Такого у нас не было в истории страны, чтобы целых восемь лет подряд людям давали возможность зарабатывать деньги и тратить их, ходить в суши-бары и рестораны, ездить за границу. Это нонсенс для нашей страны. У нас все время катастрофы, революции, беспросветное, диктатуры и так далее. И вдруг 8 лет все нормально. Что такое случилось? Было ощущение, что это все наколка. И что все это рано или поздно обратно схлопнется в ту точку, с которой все начиналось. И просто эти ощущения витали в воздухе. И так или иначе в книгу переносились. Апокалипсис настает.

- Слава богу, пока не ядерный. Следующий вопрос по поводу кризиса. Как вы относитесь к новому президенту США? Выведет ли Обама Америку из кризиса? Вопрос как к политическому журналисту.

- Знаете, я приветствую Барака Обаму, потому что, прежде всего, он победил Джона Маккейна, который ярый ненавистник России, который сидел во вьетнамском плену, сбитый летчик, и который просто однозначно был самым ярым из американских республиканцев, очень консервативный, просто Россию на дух не переносит. Неоднократно предлагал Россию исключить из всех международных организаций. И всячески ее прессовать.

- Сомнительный типаж.

- С моей точки зрения, старый маразматик. Обама – совершенно новый тип политика. Неформальный, прямой, честный, откровенный. С личным подходом, со свежим взглядом. Человек, который не успел еще замазаться во всех иерархических и полукоррупционных, полусвязанных с личными отношениями делах и связях в американском истеблишменте политическом. Человек, который может прийти со свежим взглядом. Дальше вопрос в том, хватает ли у него компетенции, профессионализма, сможет ли он это все выдержать или не сможет. Посмотрим. Но в любом случае мне он лично симпатичен. Я считаю, что это политик нового типа. И тот факт, что чернокожего американцы избрали, тридцать лет назад они их в автобус не пускали, и вдруг негр стал президентом страны. Мне кажется, это здорово. Это значит, что с Америкой далеко все не так плохо, как у нас принято об этом говорить.

- Дмитрий, здравствуйте. Нет ли у вас плана написать книгу про кризис? Еще тот бестселлер получится. И как вы выбираете темы для своих книг?

- Что касается книги про кризис, я стараюсь не очень ориентироваться на конъюнктуру. Нужено писать, конечно, о вещах знакомых и понятных каждому в целом и потом уже стараться как-то это обыграть или какие-то дополнительные слои создать в книге. Взять, например, метро. Метро – это некий объект, известный каждому, мы все в нем ездили, мы все знаем, что это такое. Многие из нас, 9 миллионов человек ежедневно проводят в нем от получаса до полутора. Не надо объяснять. И, разумеется, это очень узнаваемо все. И забавно представить себе, что было бы, если бы. Ну а что касается таких временных явлений как кризис, это заслуживает, может быть, рассказа. И у меня есть несколько рассказов на эту тему. Скорее, сатирических, тоже в фантастической сфере.

- Они где?

- Они выходят в журнале «Русский пионер» и они у меня время от времени выкладываются в «Живом журнале». Рассказы забавные, смешные. В них, поскольку это что-то сиюминутное, к теме кризиса можно обращаться. Такие полуфантастические, полустебные. Что касается романа, все-таки роман – это некий плевок в вечность. Поэтому, если он и должен быть привязан ко времени, то к чему-то более глобальному. Не к чему-то, что проходит за полгода и заканчивается. Чтобы книгу просто написать, по-хорошему, нужно несколько лет. Сначала ты придумываешь ее, потом прорабатываешь идею, собираешь фактуру, потом садишься писать. По большому счету, «Метро 2034», хотя активной работы над текстом здесь было около года, но придумал я ее года четыре назад, наверное. и как-то с этой идеей жил, отложил ее.

- Получилось, это практически сразу после «Метро 2033»?

- Да, еще до того, как «Метро 2033» была издана на бумаге, у меня уже была идея альтернативного сюжета этого же мира, который практически, с некоторыми изменениями, конечно, и был воплощен в «Метро 2034». Поэтому привязывать сейчас книгу исключительно к кризису, мы не знаем, что дальше будет. Я пока ее напишу, она уже не будет актуальной и даже интересна никому не будет.

- Сумрачное такое, обложечкая такая.

- Книжка – да. Обложечка мрачноватая. И книжка чуть более мрачтоватая, чем первая, в начале по крайней мере. И написана немножко по-другому, чуть мрачнее. Но зато она со многих точек зрения более динамичная. Меньше воды. И посложнее, правда, написана. Лиричнее, поэтичнее, целостнее. Но, может быть, кому-то не хватит приключений. Может, кому-то не хватит бытописания. Но с другой стороны, весь быт, вся вселенная уже описана в первой части. «Метро 2033» - это как Ветхий Завет, где описывается мир и как он созидался. А «Метро 2034» - это такой Новый Завет, где уже одна конкретная, но очень важная история из этого мира. И даже есть любовь.

- Вопрос от женщины. Вы очень интересный мужчин, Дмитрий. Симпатичный и умный. Мечта любой женщины. Дмитрий, а вам какие женщины нравятся?

- Мне нравятся красивые и умные, как ни странно. У меня есть любимая девушка. Она мне и нравится больше всего. Что касается вообще моих предпочтений, я достаточно придирчивый человек. И обращаю больше внимание и на внешность, и на внутреннее содержание. Но во времена бурной молодости больше внимания уделял внешности. Но если ты хочешь с человеком просыпаться каждое утро, то тут тебе неизбежно надо с ним о чем-то говорить. И, если человек глуп или неадекватен, тут ты понимаешь, что больше одного раза с ним проснуться невозможно. Поэтому, когда речь заходит об отношениях, действительно на первое место уже выходит личный контакт и то, насколько тебе с человеком интересно, насколько тебе с ним весело и смешно, насколько тебе с ним легко. Должен ты над собой делать усилия, чтобы с ним оставаться, или не должен. Все эти моменты. При знакомстве, конечно, внешность играет роль основную. Будет ли это сейчас шовинизмом сказать, что я страшненьких не люблю?

- У нас можно. Вопрос в актуальную тему. «Евровидение». За кого будете болеть? И вообще как ваше мнение, это нормально, что Россию представляет украинка да еще поет на украинском?

- «Евровидение» - это адское фрик-шоу, которое во всех цивилизованных странах воспринимается как фрик-шоу. Туда отправляют самых отъявленных балбесов, придурков и хулиганов. Всегда.

- В этом Франция отправила Патрисию Каас.

- Еще «АББА». Было две-три группы и исполнителей, которые были серьезными. Но это давно прошло.

- А некоторые страны отправляют Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова.

- Да, есть такие страны. Израиль, помню, отправил транссексуала и победил. Финны отправили какую-то адскую группу воинствующих придурков в масках, которые просто всех порвали. И только у нас всерьез заморачиваются над этим, выдвигают лучших артистов, самых популярных. И люди бьются за это. И группы влияния какие-то схлестываются в безумной борьбе, страсти кипят. Поэтому мне кажется, что вообще, релакс, пипл, что называется. Дышите глубже, «Евровидение» - это чушь собачья. Потом, надо понимать, что, и слава богу, что нас представляет украинская певица, которая поет на украинском языке, и музыку для нее написал грузин.

- А слова – эстонка.

- А слова – эстонка. Это как раз три страны, с которыми у нас сейчас самые проблемные отношения. Это показывает этим странам, что вы можете, конечно, про Путина песенки петь на «Евровидении», а мы хорошие, мы вас любим. Вы нам пощечину, мы вам вторую подставляем. И рано или поздно у вас будет либо очередная цветная революция, либо просто мирно все решится, и мы с вами снова будем дружить. То есть мы не злопамятные. Мы, конечно, грузинское вино запретили ввозить. И рестораны позакрывали. Но потом снова открыли, и о них все забыли. У нас в стране с нашим уровнем коррупции злопамятность долго не держится.

- Екатерина: Почему вас так привлекает метро? Ездите ли вы сами в метро? Я не могу заходить в подземку, там тяжело дышится.

- Знаете, я на метро езжу. Несколько раз в неделю – однозначно. Потому что вместо того, чтобы стоять в пробках…

- Где тяжело дышится, откровенно говоря.

- В пробках тоже дышится нелегко. Я просто человек с плотным графиком. И мне лучше полчаса проехать в метро и потолкаться, чем полтора часа стоять в пробке. Потому что пробки меня бесят дико. Поэтому я предпочитаю действительно взять и поехать, где-то, может быть, даже бросить машину, спуститься и проскочить по Кольцевой несколько остановок, вместо того, чтобы толкаться по Садовому кольцу. И меня это не смущает. По ночам вообще в метро ехать – сплошное удовольствие. Когда там пусто. Но и днем не страшно. Я абстрагируюсь от толпы, ничего страшного. Один раз даже видел человека со своей книжкой. Я стоял у него за спиной. Женщина читала. Я думал: может, предложить ей автограф? А потом думаю: нет, будет дебильная ситуация. Потому что я такой: наконец-то кто-то купил мою книжку! Отказался от этой идеи. Но чтение книг про метро в метрополитене, конечно, создает кумулятивный эффект совокупный.

- Я бы даже сказал, что руководство Московского метрополитена в курсе, вы с ним общаетесь, дружите, можно сказать.

- Я дружу с пресс-службой. А с Дмитрием Гаевым я знаком. Он приходил ко мне на эфир на радио «Маяк» и сказал, что читал книжку. И что ему понравилось. Она как сценарий компьютерной игры.

- Продолжения реакции пока нет?

- Пока нет реакции на продолжение. Но я думаю, что я подпишу и подарю Дмитрию Владимировичу тоже книжку. Надеюсь, что ему понравится. В любом случае пресс-служба московского метро устроила мне пару очень полезных экскурсий. Я попросил, и они организовали. В процессе того, как я писал книгу. И все эти вещи достаточно пригодились мне, помогли лучше почувствовать атмосферу. Разумеется, метрополитен не ограничивается исключительно тоннелями и станциями. Есть масса служебных помещений, всяких дополнительных штреков, переходов и так далее.

- Я так понимаю, что как раз во второй части на это акцент делается в меньшей степени? В отличие от первой, где было много перегонов. И к ним придирались в том числе.

- Во второй части я просто оказался более подкован уже. Поэтому меня было не за что критиковать практически, кроме одного случая, когда я увидел на карте линию, приняв ее за межлинейное соединение. А выяснилось, что это просто у кого-то дрогнула рука. И герои пошли по несуществующему тоннелю. Но с другой стороны, кто знает, как там разовьется метрострой, что будет продолблено в московской земле к 2034 году. Поэтому это все свобода слова и свобода авторской фантазии.

- Правда, что ты обиделся на читателей, на тех, кто нападали.

- Не то что я обиделся на читателей. У читателей, разумеется, есть абсолютное право на любое мнение. Им может нравиться, может не нравится. В принципе, насколько я сейчас уже понимаю, это нравится или не нравится связано прежде всего с тем, соответствует их ожиданиям это или нет. Они ждут одного, а получают другое. Конечно, они чувствуют себя обманутыми. Если они ничего не ждут и воспринимают книгу как нечто независимое, отдельное, другое, тут они не чувствуют себя обманутыми, они получают от нее удовольствие. Потому что книга на самом деле во многом сильнее. И мнение людей, которые являются филологами и так далее, более подкованными и постарше, кому ближе к сорока, им как раз вторая книга нравится намного больше первой. Потому что они говорят, что это просто другой уровень совершенно. Но опять же, дальше у каждого свой вкус. Что касается того, на что я конкретно обиделся. Там была история, когда просто часть людей стала откровенно хулиганить. Взломала форум на сайте и под моим именем стала писать какую-то матерщину. Но это уже совсем непотребщина какая-то, и пришлось комментарии из-за этих выходок, которые продолжались в течение недели, я терпел сначала, но потом меня достало, и пришлось просто отключить комментарии. Потому что интерактив не для этого. Но в принципе с точки зрения испытаний и какой-то жизненной школы, «Метро 2034», конечно, для меня это что-то очень серьезное. Именно потому, что я попытался отойти от собой же установленных канонов как бы, это моя книга, это другая книга, я не могу там пять лет спустя воспроизвести то же самое, мне это неинтересно просто-напросто. Есть книга об одном, я ее написал, она тоже моя, почитайте. Хотите такого, читайте вот это. Я развиваюсь, я иду вперед. У меня теперь другое. Вам интересно? Читайте вот это. Следующая книга будет опять совершенно другая. А они друг на друга не похожи. «Сумерки» не походи на «Метро 2033», «Метро 2034» не похоже ни на «Метро 2033», ни на «Сумерки». И для меня принципиальным моментом является не нравиться всем сразу, потому что, как я уже говорил, я не сто рублей, чтобы всем нравиться, а развиваться и оставаться в порядке с самим собой. Мне, конечно, обидно и досадно, когда кто-то не принимает, не принимает. Но, безусловно, принципиальный для меня момент – чувствовать, что я не стою на месте. И это важнее. Рано или поздно книга своего читателя найдет.

- Уже, судя по количеству проданных экземпляров и розданных автографов, нашла.

- И уже находит. Но тем не менее, пришлось, конечно, с определенным негативом во время этого столкнуться. Так что, будет ли следующая книга интерактивной, это вопрос.

- Читатели, которые приходили за автографом, публика разная или определенная возрастная категория?

- Очень много студентов и старших школьников. Но преимущественно, конечно, с первого по пятый курс. Где-то процентов шестьдесят.

- Они были в школе, когда вышла первая часть.

- Да. Есть школьники младшие, я говорил, на книжной ярмарке было человек десять – просто средняя школа, младшая школа. Самому младшему было лет восемь или девять. Но за счет того, что и та, и другая, и третья книга многослойные, там есть и приключенческий сюжет, который интересен всем, и есть дополнительные тексты и подтексты скрытые. Поэтому, например, на ярмарке книжной ко мне подошла женщина средних лет и попросила подписать книгу для Илюши и Светланы Никитичны. Я говорю: что это значит? Ну, это для моего сына и для моей мамы. Потому что бабушка и внук с одинаковым увлечением читают ваши книги. Очевидно, бабушка видит в этих книгах что-то другое, нежели чем видит внук. Но так или иначе им есть, о чем поговорить. То есть, хотя большая часть читателей – это молодежь, студенты, при этом есть и люди старше, и люди совсем старше. Просто, наверное, студенты активнее пользуются Интернетом и быстрее распространяется информация среди них. Они общаются друг с другом, могут друг другу советовать. А люди более старшие, взрослые, у них нет такой активной коммуникации друг с другом. И вряд ли, собравшись за чашкой чая, две пятидесятилетние старушки… ой, упаси боже, семидесятилетние старушки или пятидесятилетние женщины начинают друг другу рекомендовать какие-то книги читать. Я думаю, что у них есть, о чем поговорить.

- Человек не читал первую часть «Метро». Можно ли начать со второй? Или ничего не поймет?

- Знаете, там есть пролог, который описывает вселенную, где разворачивается действие. Я думаю, что вполне он может начать со второй. И поймете все, что происходит. Кроме, может быть, одного момента в развязке, которая отсылает к первой книге. Если вам жалко денег на первую книгу, можете ее с сайта прочесть. На сайте она выложена бесплатно. Последние все эти годы она так и лежала на моем сайте бесплатно для тех, кто не может себе ее сейчас позволить или далеко живет. Желательно, конечно, чтобы получить общую картину целостную, прочесть первую часть тоже. Но начинать с нее не обязательно.

- А вас кризис коснулся? И к чему он приведет в России? Ваше мнение очень хочется узнать, вы человек умный, всегда слушаю вас на «Маяке».

- Спасибо большое. Меня кризис лично не коснулся. Потому что я упорно гнул свою линию. И с июня прошлого года, когда стал активно заниматься «Метро 2034», сначала как продюсер сам себе, потому что уже тогда я был независим от издательства «Популярная литература», с которым мы расстались, и я стал это делать как собственный проект. И сайт в Интернете, и какую-то поддержку партнеров информационных. Подготовка, и музыка, и картины, и все. И потом, собственно, сел за книгу, стал книгу писать, у меня просто не было времени этим заниматься. И за счет того, что просто, не отвлекаясь ни на что, работал, и при этом занимался информационной стороной вопроса, как раз сайт собрал большую аудиторию, эти полмиллиона человека, часть из них, предположим, даже если 100 тысяч, тоже неплохо, приходят в книжные магазины. Меня это никак не коснулось. Многие из моих знакомых, которые молоды, радуются кризису, потому что считают, что кризис расчистит немножко поляну, и все лишние люди с нее уйдут. Выживет сильнейший, будет эволюция, продвинутся. Потому что, я так понимаю, что-то развалится, что-то упадет, и на руинах что-то вырастет. Но руины – это тоже руины чьих-то жизней. Поэтому я не могу сказать, что я кризису очень рад. Мне кажется, что кризис поможет нам немножко об этой потребительской лихорадке, в которой мы, собственно, и жили последнее время, забыть. Это, скорее, плохо, правда, чем хорошо. Потому что наш народ впервые восемь лет за всю свою историю получил возможность это делать. И так его снова возвращают достаточно жестко в реальность. Мне кажется, что, тем не менее, мы вернемся, наверное, к тому, чем всегда и жили - просто человеческими отношениями, дружескими разговорами на кухне, вместо суши-баров, и портвейном вместо виски, и вернемся к поездкам в Крым вместо поездок на Мальдивы. К сожалению, в основном-то кризис затрагивает не богатых людей, а только-только появляющийся у нас средний класс. Людей, у которых в Москве зарплата от 1 до 2 тысяч долларов. В других городах – до тысячи долларов. И которые наконец-то только стали выбираться и стали себе что-то позволять чуть-чуть. И мне, конечно, их больше всего жаль. Но с другой стороны, надо понимать, что по нам он прошелся так, потому мы страна, которая зависит от нефти. И, блин, просто досада берет, потому что то же самое было и в Дубае. Или Катар, например. У них там нефть и газ. Но они все деньги, которые получали от нефти и газа, тратили на развитие инфраструктуры. И Дубай теперь крупнейший пересадочный, перевалочный пункт, гигантские авиационные базы, собственные авиакомпании, гигантский перевалочный центр, пункт для грузоперевозок и так далее. Мне кажется, что, может быть, это намекнет и главам компаний, и людям в правительстве, что пора бы действительно уже не говорить о нацпроектах, а уже ими заниматься и развивать инфраструктуру. И хочется верить, что мы из этого кризиса выйдем не развалившимися и не ослабшими, а, наоборот, укрепившимися и целостными.

- Как вы относитесь к тому, что все звезды вдруг начали писать книги? Наташа Королева написала про мужской стриптиз. Разве может любой писать?

- Наташа Королева, во-первых, я не думаю, что это она написала книгу. У меня есть подозрение, что у нее нет свободного времени в достаточной степени, чтобы писать.

- Она у нас была в этой студии, сидела здесь и говорила, что два года наговаривала.

- Наговаривала, а потом редакторы разбирали. Но устная речь не соответствует речи письменной. Ну наговаривала, наверное, Наташа Королева, да. Как сказать? Это не книга. Это какая-то биографическая справка. И покупают люди не для того, чтобы насладиться литературой, а для того, чтобы узнать из жизни Наташи Королевой чего как. и Борис Моисеев, и Наташа Королева, и все другие звезды.

- Сережа Зверев у нас еще.

- Сережа Зверев. Они не писатели, разумеется. Они просто, как Хиллари Клинтон, тоже не писатель, но написала историю «Как я все это терпела». И чего дальше теперь с ним делать. Поэтому это к литературе причислять не надо. И напрягаться по этому поводу не надо. Наташа Королева, мне кажется, ни на что не претендует. Она написала полуавтобиографическую или автобиографическую книжку, которую пойдут и купят ее поклонницы, которые хотят знать больше о Наташе Королевой. Наташа Королева заработает свою тридцатку или, может быть, полтос, и ей будет хорошо. Она для этого, в принципе, все и делала. И для того, чтобы был очередной повод поговорить. Алла Борисовна скоро напишет книжку.

- Бывшие мужья пишут…

- Смешно. Поэтому не надо так напрягаться. Это все часть естественного процесса. Это происходит не только у нас, но и везде. Эти люди, разумеется, не писатели, но они и не претендуют.

- Наташа Королева сказала: нет, я не писательница.

- Нет, поэтому милая девушка пусть балуется.

- Как вам книжная выставка на ВВЦ в этом году? У меня впечатление, что всего много, но как начинаешь выбирать, выбрать-то и нечего. Только ваша книга меня заинтересовала. Удачи вам и новых произведений. По-моему, она оказалась и урезана очень сильно из-за кризиса.

- Я, честно говоря, ярмарку не застал практически. Потому что я ездил в турне по Германии. У меня вышло в ноябре «Метро 2033» на немецком. И я только в субботу вечером вернулся, а воскресенье попал на последний день ярмарки. Был в Германии, ездил по городам и весям. Был в Гамбурге, Берлине, Лейпциге, встречался с немецкими читателями.

- С немецкими или немецко-русскими?

- Там русских было совсем мало. Только в Берлине пришло человек десять. Все остальные были немцы. Кто-то, кто интересуется русской литературой, какие-то преподаватели немножко, просто молодежь какая-то, кто книжки прочитал. Там где-то 40 тысяч уже общий тираж у них. Условно говоря, в два раза больше людей книжку видели, читали, слышали что-то о ней. И немцы так хорошо подошли, с душой. Какую-то промокампанию устроили, сайт сделали специальный. И немцы тепло принимали. Я тоже для них оказался немножко необычным автором. Потому что, как мне объяснили, в Германии принято, что, во-первых, автор очень задирает нос, потому что все-таки писатель. И кроме того, приходит на встречи, обычно начинает читать. Просто читает сорок минут свой текст. Сидят люди и слушают. Такой моноспектакль получается. Потом через модератора он принимает два вопроса из зала и уходит, не прощаясь. Но это совершенно не в моем духе. Я очень ценю возможность интеракции, общения живого с людьми, которые читают. Они для этого и приходят на встречу – посмотреть, что думают люди о тебе, которые твои книжки покупают и читают. И ради этого все и затевается. Поэтому просто выстраивал как живое общение более-менее. Правда, мне придали хорошего немецкого актера молодого. Я о нем ничего не слышал до этого. Но оказывается, в немецком кино он нашумел. Когда мы с ним вместе пошли в какой-то бар студенческий, к нему каждые три секунды подходил кто-то и говорил: ой, распишитесь мне вот тут. Вот я распечатал ваш портрет, когда увидел вас у бара, мы на офисном принтере распечатали, пожалуйста, распишитесь нам. Можете сфотографироваться на сотовый телефон? И есть подозрение, что часть людей приходила на актера, а не на меня. Особенно все эти девушки, в первом ряду которые сидели. Они ко мне так и не подходили.

- Его функции были в чем?

- Он читал на немецком языке. Я читал абзац по-русски, а он потом несколько страниц по-немецки.

- То есть читать все-таки пришлось?

- Мне – ну да, абзац или два абзаца. Но куда большее внимание я, конечно, уделял общению живому с теми, кто пришел. Мне было интересно понять, что их интересует, почему им. Они, конечно, преимущественно: метро, ядерная война, все эти темы. То, что делает книгу сейчас злободневной и актуальной. Очень интересный опыт. Думаю, что, когда «Метро 2034» выйдет в Германии, это произойдет где-то в ноябре, тоже вернусь туда с дополнительным туром.

- То есть выставку книг не посмотрел?

- Выставку не успел. Буквально я прибежал на ярмарку, я думал, там будет три человека, а там оказалось немного больше. Потому что я нигде не объявлял, что это все будет. И для меня, конечно, это был шок. Стоит какая-то толпа народу. Просто когда на твой сайт ты смотришь график посещаемости, сегодня 10 тысяч человек зашло, 11 тысяч, потом 8, на выходных – 7, потом снова 10. это все абстрактные цифры. Ты даже не отдаешь себе отчет, что такое 10 тысяч человек. И сейчас каждый десятый из них, даже каждый двадцатый пришел, из тех, кто был за один день, положим. И уже все эти книжники в книжных магазинах такие: что происходит? А просто люди, которые читали в Интернете, вот они смобилизовались и пришли. Для меня самого это из абстракции стало чем-то конкретным. Конечно, было очень забавно смотреть, как все это происходит.

- Чем закончился ваш эксперимент с выкладыванием новых глав в Интернете? Сказалось ли это на продажах книги?

- Знаете, эксперимент удачный, безусловно. По соглашению с издательством я должен с небольшим запозданием, через пару месяцев выложить полный текст. Тем не менее, полный текст с тем же темпом публикации раз в две-три недели появится на сайте. То есть где-то месяца через три он будет доступен бесплатно, с иллюстрациями, с саундтреками, полная версия текста будет лежать на сайте. Несмотря на то, что у людей есть возможность читать бесплатно в сети, многие, даже хотя сейчас уже вышли пиратские версии, которых я не гоняю – читают и пусть читают, в конце концов, «Метро 2033» у меня полная версия лежит на сайте, и ничему это не мешает. Люди, которым понравилось, они с благодарностью пойдут и купят. Они пойдут в подарок кому-то купят. Другу. Они посоветуют кому-то. Не все хотят ломать глаза в экран. Я, например, не готов сейчас с экрана больше читать. Потому что зрение садится от этого здорово. Поэтому, с моей точки зрения, все наши коммерчески популярные авторы, которые продаются миллионными тиражами, они просто чего-то не понимают. Во-первых, интересно играть с читателем и предлагать ему какую-то интерактивную игру, в которой можно принять участие. И во-вторых, не надо бояться того, что текст распространяется бесплатно. Бесплатно распространяющийся текст – это возможность ознакомить с тем, что делаешь, как можно большее число людей. В том числе отрекламировать это бесплатно. И при этом дать возможность оставаться честным с читателем, не продавать ему кота в мешке. Когда он приходит в книжный, он видит новую книгу Пелевина, условно говоря. Он не знает, про что эта книжка – хорошая она, плохая. Он видел рекламу на улице, и у него нет возможности, пока он стоит в книжном, взять и определить, нравится ему или не нравится. И человек покупает кота в мешке. Если книга не соответствует его ожиданиям, он остается разочарованным. Может быть, потому, что он считает, что Пелевин спекся. Может быть, потому что, по каким-то причинам. А если у него есть возможность все это прочесть, по крайней мере кусками, онлайн, он уже знает, за чем идет. И я думаю, что за счет этого как раз, за счет этой честности, открытости с читателем читатель потом тоже возблагодарит автора тем, что книга станет популярной.

- Что будет с книгами дальше, на ваш взгляд? Не исчезнут ли бумажные варианты совсем?

- Бумажные варианты однозначно не исчезнут. Сейчас все равно меньшинство людей готовы читать исключительно в электронном формате. Что касается новых гаджетов, новинок и изобретений, устройства такие как ридеры, то есть новые сейчас появляются, которые не на принципе излучающего экрана строятся, а такие микрошарики, которые поворачиваются и какие-то буквы собой образуют, то есть глаза это не утомляет. Это здорово, но это достаточно дорого сейчас. Это стоит около 17 тысяч рублей, если я ничего не путаю. Да, это дает возможность потом экономить на книгах. Но для многих людей книга все равно остается фетишем. Книга остается предметом, который можно поставить на полку, который можно коллекционировать, который можно дарить. Просто сам по себе текст, текстовый файл – это не подарок. И его никому не дашь, не передашь. Это не предмет. А книга все-таки в очень большой степени это предмет до сих пор. Поэтому мне кажется, что самой бумажной книге ничего не угрожает. Может быть, продажи упадут. Но дальше зависит от того, как будут работать маркетологи, как будут работать люди, распространяющие тексты в сети. Если они будут делать культ из бумажной книги, то бумажная книга останется. Хотя ее, может быть, и потеснит немножко электронная версия, но никуда она не денется. Ближайшие лет сто, мне кажется, книге ничего не грозит.

- К сожалению, наше время подходит к концу. Мы хотим сказать, что сегодня вы можете пообщаться с Дмитрием в МДК «Арбат».

- В Московском Доме книги на Новом Арбате. Буду там сегодня с шести вечера подписывать книжки и отвечать на те вопросы, которые не были озвучены.

- В выходные вы будете в Питере.

- Да, на выходные я еду в Петербург. Буду два дня.

- Питерские поклонники Дмитрия Глуховского ищите его в магазинах «Буквоед» и «Буква». А потом в апреле вы снова в Москве.

- И снова здравствуйте, в апреле возвращаемся в Москву и будет еще несколько встреч во всех крупных книжных магазинах. Потому что мне кажется, что у людей разные графики. Кто-то в выходные может, кто-то в будни. И у меня пока ближайшие две-три недели я целиком все свое время посвящаю именно тому, чтобы представить книгу, пообщаться с людьми. Уже я думаю, что чем дальше, тем больше будет людей с состоявшимся мнением, которые скажут «спасибо» или скажут «пошел ты». Поэтому мне будет интересно послушать и получить какую-то живую отдачу.

- Спасибо, Дмитрий. Всего хорошего.

- Спасибо.

- Ваши добрые-злые слова по поводу нашего сайта «Комсомольской правды».

- Замечательный сайт у «Комсомольской правды». Главная фишка, конечно, это онлайн-конференции. Сам неоднократно смотрел. И даже пару раз принимал участие. Мне кажется, то, что выгодно отличает, собственно, сайт «Комсомольской правды» от сайта любой другой газеты. И "Комсомольская правда", как какой-нибудь английский «Гардиан», тем самым выходит за границы бумажного издания и становится чем-то совершенно новым между газетой и телевидением, интерактивной, очень интересной. Не говоря о том, что, конечно, собственные эксклюзивные материалы и оперативные новости – все это делает сайт "Комсомольская правда", безусловно, одним из ресурсов, который я каждый день просматриваю, сидя на работе, в студии радио «Маяк», притворяясь, что я беседую с гостем или веду программу.