Высокие баллы за госэкзамены — заветная мечта выпускников школ. Каковы первичные и тестовые баллы ЕГЭ по истории в 2026 году и как их получить — рассказываем вместе с экспертами
 
                ЕГЭ по истории — важный экзамен, результаты которого играют значительную роль при поступлении на многие гуманитарные и юридические направления. Баллы за этот предмет отражают не только уровень знаний, но и способность выпускника анализировать исторические события и делать обоснованные выводы.
В проекте приказа Министерства науки и высшего образования РФ установлены минимальные баллы ЕГЭ по истории, на основании которых абитуриенты смогут поступить в вузы. В 2026 году – это 40 баллов. Поступить в вузы на бюджет становится сложнее. Поэтому готовиться к экзамену по истории следует серьезно. Для этого необходимо не только отлично усвоить школьную программу, но и знать всю информацию о начислении баллов ЕГЭ.
Официально перевод тестовых баллов в оценки отменили еще в 2008 году. Но отличникам, которые претендуют на золотую медаль, нужно хотя бы один экзамен по выбору сдать минимум на 70 баллов. Можно считать, что именно от этого порога и начинается «пятерка».
Первичные баллы (их еще называют «сырые», или базовые) выставляются по результатам выполненных заданий. Максимально в ЕГЭ по истории в 2026 году можно набрать 42 первичных балла. За первые 12 заданий начисляется 20 первичных баллов. За оставшиеся девять заданий максимально можно набрать 22 балла.
Тестовые баллы (их называют вторичными) выводятся из первичных, и это окончательные баллы, полученные на ЕГЭ по истории. Максимальное их количество – 100. Количество заданий на ЕГЭ по истории может меняться в разные годы, а стобалльная система тестирования позволяет сравнивать эти результаты.
При проверке экзаменационных работ эксперты оценивают каждое задание в определенное количество первичных баллов. Затем их суммируют и переводят в тестовые. Тестовые баллы – это и есть итоговый результат ЕГЭ. Перевод первичных баллов в тестовые осуществляют с помощью специально разработанной таблицы. Цель этой таблицы состоит в том, чтобы сделать наглядным процесс шкалирования. А шкалирование нужно для возможности учета различного уровня сложности заданий. Кроме того, таблица позволяет создать единую систему оценки знаний, даже когда количество заданий изменяется.
| Первичный балл | Тестовый балл | Результат | 
|---|---|---|
| 1-7 | 4-28 | Экзамен не сдан | 
| 8-11 | 32-38 | Экзамен сдан, но баллов не хватает для поступления в большинство вузов | 
| 12-42 | 40-100 | Экзамен сдан, баллов достаточно для поступления в вуз | 
Минимальные баллы определяют порог, через который должен перейти выпускник школы. В 2026 году, чтобы иметь право на поступление в вуз, учащийся должен получить минимум 40 тестовых баллов в ЕГЭ по истории. Однако этот результат принимают не все вузы, особенно если абитуриент претендует на бюджетное место. Каждый университет самостоятельно устанавливает минимальный проходной балл, который зависит от количества абитуриентов, баллов в их аттестатах, а также от их портфолио.
На ЕГЭ по истории в 2026 году можно набрать максимум 42 первичных балла, что соответствует 100 тестовым баллам. Но получить такой результат очень сложно. Большинство отличников ЕГЭ по истории получают около 80 баллов.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), занимающийся исследованиями в области качества образования, разработал критерии оценки ЕГЭ по истории в 2026 году. 21 задание оцениваются по следующим критериям: 1 балл начисляется за задания по номерами 2, 8, 9, 10, 11; в 2 балла оцениваются задания номер 1, 3, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 16; 3 балла начисляется за задание №4, 17, 18, 20, 21. Критерии оценки по ФИПИ нужны не только учащимся, но и экзаменаторам, поскольку некоторые задания оценить достаточно сложно, особенно исторического сочинения.
Рычков Владислав Андреевич, учитель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок»:
– ЕГЭ по истории — социально значимый, но методически и профессионально не до конца доработанный формат контроля знаний. Его достоинства связаны с уравниванием учащихся и уменьшением субъективизма при оценивании.
Его недостатки вызваны отсутствием связи между разработчиками экзамена и профессиональным историческим сообществом. На мой взгляд, при устранении вышеуказанных недостатков ЕГЭ может стать хорошим промежуточным тестом, способствующим систематизации исторических знаний у школьников.
После устранения недостатков ЕГЭ действительно может служить «фильтром» при поступлении в образовательные организации: первичная сдача ЕГЭ должна давать право на прохождение вступительных испытаний вуза или колледжа. А уже эти вступительные испытания могут отличаться разнообразием — устные экзамены, тесты, эссе, творческие задания. При этом можно проводить вступительные испытания после ЕГЭ максимально открыто: с помощью онлайн-платформ и записывая ответы абитуриентов.