Очное обучение остается приоритетной формой подготовки специалистов средней профессиональной и высшей квалификации. Рассмотрим вместе с экспертами особенности очного обучения в России в 2025 году
В системе российского среднего специального и высшего образования в 2025 году продолжилось реформирование. Оно связано с постепенным отказом от Болонской системы. Теперь бакалавриат, специалитет и магистратура, в том числе для студентов-очников, заменяются двумя уровнями высшего образования — базовым с длительностью обучения пять с половиной лет и специализированным, при котором срок обучения, напротив, сократился до одного года. Аспирантура относится к третьей ступени — профессиональному высшему образованию. На медицинских специальностей, где особенно востребована практическая направленность, разрешается только очное обучение.
Вместе с экспертами обсудим все плюсы и минусы очного обучения в России в 2025 году.
Очное обучение является традиционной формой образования, когда студенты ежедневно посещают занятия в своем колледже или вузе. На лекциях, семинарах, практических занятиях и мастер-классах происходит непосредственное взаимодействие студентов с преподавателями и другими учащимися. Это позволяет максимально погрузиться в учебный процесс, обмениваться личностным знанием, развивать практические навыки работы с оборудованием.
Представим актуальные данные об отечественном очном образовании в виде таблицы.
| Очное обучение | Факты |
|---|---|
| Количество студентов очной формы | Более 61,7% студентов |
| Базовое высшее образование | До 5,5 лет |
| Специализированное высшее образование | До 1 года |
| Профессиональное высшее образование | До 2 лет |
| Виды занятий на очном обучении | Лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы и тренинги, проектная деятельность |
Ежегодный курс очного обучения в вузах и ссузах предполагает посещение студентами лекционных, семинарских и практических занятий пять-шесть дней раз в неделю в дневное время. Учебный год делится на два семестра, в конце каждого нужно сдать зачетную и экзаменационную сессию. По их результатам рассматривается вопрос о переводе студентов на следующий курс. Образовательная нагрузка включает в себя большое количество аудиторных часов и самостоятельной подготовки, что повышает качество обучения. Учащиеся вовлечены в активную студенческую жизнь, способствующую всестороннему развитию личности. На очную форму обучения выделяется значительное количество бюджетных мест — больше, чем на заочную и очно-заочную. Студенты очной формы могут претендовать на место в общежитие и стипендии, что позволяет полностью сконцентрироваться на учебном процессе.
На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» 1 можно перевестись с заочной формы на очную. Но есть ряд условий. Прежде всего, перевод возможен только при наличии свободных мест на очном отделении. При переходе с заочной формы на очную чаще всего приходится досдавать несколько предметов из-за разницы в часах учебных планов, так как на очном обучении отводится больше времени на изучение курсов. В связи с этим возможна потеря до одного года обучения.
Важным условием для перевода является хорошая успеваемость. Поскольку в каждом учебном заведении действует своя процедура перевода, нужно ознакомиться с ней на сайте колледжа или вуза. Перевод лучше планировать на период сессии.

Предлагаем следующий алгоритм действий при переводе с заочного обучения на очное.
Эти данные обычно размещаются на сайте учебного заведения. Если там такой информации нет, лучше обратиться в деканат. Нужно учитывать, что при переводе менять специальность нельзя.
Если имеются академические задолженности, то перевестись на очную форму не удастся. Заранее готовьтесь к переводу и вовремя сдавайте зачеты и экзамены на текущей форме обучения.
Заявление о переводе пишется установленного образца на имя руководителя учебного заведения при наличии свободных мест на очной форме и при отсутствии академических задолженностей. Форму заявления можно скачать на сайте колледжа или вуза либо взять в деканате.
К заявлению следует приложить ксерокопии зачетной книжки, справок об успеваемости и отсутствии задолженностей.
После подачи заявления и документов его рассмотрит комиссия и примет решение о переводе. При необходимости будут назначены дополнительные экзамены и зачеты рамках учебного плана на очном отделении.
Студенты, обучающиеся на очном отделении, имеют право на отсрочку от службы в армии. При этом программа обучения должна иметь государственную аккредитацию. Отсрочка предоставляется один раз, но может продлеваться, например если студент после окончания бакалавриата поступает в магистратуру, а затем в аспирантуру. Право на отсрочку теряется, когда учащийся переводится с очной формы на заочное или очно-заочное обучение. Отсрочка возможна также при получении второго высшего образования, но не более двух лет.
В 2025 году средняя стоимость очного обучения в российских вузах составляет примерно 225 000 рублей в год для программ бакалавриата и специалитета. Диапазон цен сильно варьирует в зависимости от расположения вуза, его престижности, востребованности специальности. Минимальная стоимость обучения в регионах начинается, как правило, с 50 000 рублей в год. Например, в Южно-Уральском технологическом университете обучение на некоторых специальностях обойдется в 52 000 рублей, а средняя стоимость обучения в Белгородском государственном институте искусств и культуры — 76 961 рубль.
В столичных и престижных вузах стоимость очного обучения значительно выше. В Московском физико-техническом институте в среднем придется заплатить 952 185 рублей в год, а в Российской экономической школе и в Санкт-Петербургском горном университете — по 800 000 рублей. В вузах с высокими затратами (инженерные, медицинские) очное обучение обходится, как правило, дороже.
Очное обучение в российских колледжах в 2025-2026 учебном году в среднем составляет около 107 000 рублей в год. В зависимости от престижности колледжа и конкретной специальности, а также от места нахождения учебного заведения цены могут варьировать от 30 000 до 500 000 рублей. Например, очное обучение в колледже при Российском новом университете обойдется от 45 000 рублей, в Московском банковском экономико-правовом колледже — от 56 000 рублей, в Колледже бизнеса и дизайна — от 192000 рублей.
Цены значительно отличаются в зависимости от типа колледжа и специальности. Средняя плата в гуманитарных, технических и экономических колледжах составляет 50 000–120 000 рублей в год. В медицинских колледжах обучение стоит дороже: от 110 000 до 160 000 рублей. Самыми дорогими являются, как правило, музыкальные и творческие колледжи: обучения в них стоит от 250 000 рублей.
Инна Литвиненко, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования России, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУИ ВО «Российский государственный университет социальных технологий»:
Нынешний подход очной формы обучения предполагает комбо-формат сочетания присутствия в аудитории с цифровыми технологиями. Это позволяет не только максимально вовлечь студентов, сделав их активными участниками процесса, но и привлечь ведущих профессоров, практикующих специалистов, находящихся в разных точках мира. Современный образовательный процесс в силу стремительно меняющейся новостной экономической и политической повестки все больше входит в состояние «здесь и сейчас». Когда на наших глазах формируются новейшие технологии в управлении и IT-сфере, появляются новые экономические закономерности. Информация слишком быстро устаревает и использование традиционных методик обучения «лекция-профессор-студент» не дает полноты знания и компетенции.
Плюсы очного обучения очевидны и всем нам понятны: личное общение и установление контакта преподавателя со студентом пока что ни одной цифровой разработкой не заменить, несмотря на предлагаемые алгоритмы искусственным интеллектом. Первая личная встреча и формирование доверия, а только так возможен эффективный процесс просвещения, воспитания и обучения, являются первостепенно важными.
Как и плюсы, минусы не менее очевидны: не тратя время на дорогу, находясь в любой точке планеты и продолжая выполнять свои профессиональные и личные задачи, человек получает образование. Другой вопрос, что степень самостоятельного погружения и концентрации в такой ситуации максимально необходима и полностью ложится на плечи обучаемого.
Отвечает Александра Назарова, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации:
Источники
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617