Программа iiko (Айко) для ресторанов

Пошаговая инструкция и советы экспертов при работе с программой iiko (Айко) для ресторанов. Вместе с экспертом Руфиной Фокиной разбираемся, как пользоваться программой, где купить, сколько стоит и нужно ли проходить обучение сотрудникам
Программа iiko (Айко) для ресторанов
Программа iiko (Айко) для ресторанов. Фото: pexels/Marcus Aurelius

Ведущий бизнес-тренд в наше время — автоматизация всего и вся на производстве. «Роботы» экономят бюджет, делают работу персонала более эффективной и помогают вести учет. Сегодня автоматизацией пользуются сотни тысяч ресторанов в мире. Не только сетевые гиганты или фешенебельные заведения, но и столовые в бизнес-центрах, дарк-китчен доставки, фудтраки и небольшие кофейни. Одна из популярных программ для автоматизации ресторанов — iiko (Айко). Вместе с экспертом расскажем про ее основные характеристики, где купить, как пройти пройти обучение и сколько стоит iiko.

Что такое iiko

iiko – система, которая помогает автоматизировать ресторанный бизнес. Она может работать как в мини-кофейнях, так и в больших сетевых проектах. Компания предлагает бизнесу разные пакетные решения, большинство на базе облачных сервисов (т.е. хранение информации на удаленных серверах, чтобы иметь быстрый доступ с любых устройств и отовсюду). В пакет могут входить приложения для администрирования заведения или сразу всей сети, работа с продажами и обслуживанием гостей и другие.

Характеристики и сферы использования программы iiko

Айко дает возможность контролировать многие аспекты бизнеса: обслуживание гостей в зале, работу кухни, составление графика смен персонала, ведение складского учета, контроль качества, прием заказов. 

— Цель ресторана, как и любого коммерческого проекта – получение прибыли. Для того, чтобы повысить прибыль, нужно увеличить доходы и уменьшить расходы. Для того, чтобы снизить расходы, нужно эффективно управлять ресурсами. Для этого рестораторы ведут в iiko управленческий учет, анализ и планирование деятельности. Чтобы повысить доходы, нужно привлекать новых и удерживать старых гостей, а также стараться увеличить средний чек. С этой задачей помогает справиться встроенная система лояльности. Кроме того, нужно работать и с персоналом — мотивация сотрудников и своевременные подсказки помогают им продавать больше, увеличивая выручку заведения. iiko объединяет в себе все возможности для управления ресторанным бизнесом, — объясняет коммерческий директор iiko Руфина Фокина.

Компания также выставляет набор технических характеристик оборудования, которое поддерживает их систему. Чтобы программное обеспечение работало стабильно, необходимы такие параметры.

Для терминала с iikoFront (задействован во фронт-офисе ресторана, т.е. в непосредственной работе с клиентами):

  • Двухъядерный процессор (не менее 4-х потоков, от 2 ГГц), кэш от 2 Мб.
  • Оперативная память от 2 Гб, но лучше 4 Гб.
  • Жесткий диск на 64 Гб, лучше если это SSD, а не HDD.
  • Подключение к интернету.
  • Дисплей с поддержкой разрешения 1024х768 пикселей.
  • Операционная система: Windows 7 SP1, Windows Embedded POSReady 7, Windows 8.1, Windows Server 2008 R2, Windows Server 2012 R2, Windows 10 версия 1607 и выше.

Компьютер с iikoOffice (нужна в работе администратора, бухгалтера, директора ресторана):

  • Двухъядерный процессор (не менее 4-х потоков, от 3 ГГц), кэш от 2 Мб.
  • Оперативная память от 2 Гб, но лучше от 4 Гб.
  • Жесткий диск на 100 Гб. Приоритет SSD-накопителям.
  • Сетевая карта с пропускной способностью 100 Мбит.
  • Дисплей с поддержкой разрешения 1280х1024 пикселей.
  • Требования к операционной системе алогичны iikoFront. 
Сегодня автоматизацией пользуются сотни тысяч ресторанов в мире. Фото: pexels/Ketut Subiyanto
Сегодня автоматизацией пользуются сотни тысяч ресторанов в мире. Фото: pexels/Ketut Subiyanto

Как пользоваться программой iiko

— Каждый сотрудник использует iiko по-своему. Программа устроена так, чтобы снабжать персонал заведения нужной информацией в нужный момент и помогать выполнять ежедневную работу. А управляющий и владелец бизнеса могут контролировать все процессы в реальном времени и иметь достоверные данные для принятия решений, — объясняет эксперт.

Если совсем просто объяснять принцип использования пакета iiko, то это программное обеспечение, которое в зависимости от сферы применения устанавливается на компьютер, смартфон, рабочий планшет, моноблок для ресторанного зала и другие задействованные в работе гаджеты. Официант принимает и вбивает в систему заказы гостей, хостес производит бронь столов, а работники кухни видят очередность заказов и могут фиксировать каждый этап производства.

Самостоятельное изучение

Разработчики сервиса ведут свой Youtube-канал1. На нем размещены видеокурсы для самостоятельного изучения iiko, разные вебинары и лайфхаки по работе с пакетом программ. На официальном сайте компании есть раздел «Помощь»2, в котором выложена необходимая документация. В ней пошаговые инструкции для разных этапов работы и наглядные примеры.

Обучение у официальных представителей

— К каждому клиенту прикрепляется поддерживающий партнер – тот, у которого они купили систему. Пользователей системы обучают именно они. Как правило, это происходит во время установки программы. Также с ними всегда можно договориться и о дополнительном обучении, — говорит Руфина Фокина.

iiko – система, которая помогает автоматизировать ресторанный бизнес. Фото: pexels/Tim Douglas
iiko – система, которая помогает автоматизировать ресторанный бизнес. Фото: pexels/Tim Douglas

Где купить программу iiko

Айко продают в 50 странах мира около 400 дистрибьюторов. Если зарегистрироваться на сайте компании, то можно пользоваться опцией «найти дилера». Тогда увидите, где рядом с вами можно купить программу.

Сколько стоит

У iiko два больших раздела с решениями. Первый работает на базе облачных сервисов. И подразделяется на разные наборы приложений. Одни оптимальны для фудтраков, другие для небольших кофеен, а третьи для ресторанов, «дарк китчен» и сетей. Цена лицензии — от 1490 до 7990 руб. в месяц — при условии работы на одной кассе. Под кассой подразумевается терминал приема заказов в зале или рабочее место оператора доставки.

Есть пакет с локальным, а не облачным решением для любых ресторанов. Цена от 64 370 руб. единовременно. Также компания позволяет отдельно докупить собственные приложения, которые могут дополнить автоматизацию бизнеса. Например, это программа для курьеров или виджет для сайта, который позволяет пользователям бронировать столики. Приложения стоят от 490 до 15 000 руб. месяц.

Популярные вопросы и ответы

Чем iiko отличается от других систем автоматизации ресторанов?
— Главное отличие — замкнутый цикл управления ресурсами. Операции фиксируются тем сотрудником, который их производит в тот же самый момент, как он это делает и на том устройстве, что под рукой, — отвечает коммерческий директор iiko Руфина Фокина.

В результате в системе всегда есть реальные данные по остаткам. На основе статистики программа автоматически прогнозирует продажи на ближайшую неделю. Опираясь на прогноз и точные данные по остаткам, система вычисляет, сколько товаров нужно закупить и сама отправляет заказы поставщикам. Она делает почасовой план для поваров по приготовлению заготовок. Для этого не надо нажимать ни одной кнопки. Сотрудники получают подсказки, что надо сделать инвентаризацию или принять товар на склад и тому прочее. А руководителей уведомляют, если что-то пошло не по плану и надо вмешаться. В результате никто ничего не забывает, все данные фиксируются в системе. Круг замкнулся: надо только один раз запустить процесс и дальше все будет работать автоматически. 

Это позволяет снизить влияние человеческого фактора и сократить издержки. Ресторатору не нужно сидеть в отчетах, чтобы получить нужную информацию и постоянно следить, чтобы сотрудники делали свою работу. Система выполняет рутинные операции по управлению ресурсами и сигнализирует участникам процесса, когда от них требуется какое-то действие.
Есть ли демо-режим у программы?
— Да, мы даем краткосрочный бесплатный доступ к системе, чтобы пользователи могли оценить интерфейс и посмотреть основные разделы программы. Но полностью раскрыть свои возможности система может только когда работает с реальными данными, так как ее главная ценность – возможность снижения издержек бизнеса.

Также предлагаем бесплатный трехмесячный доступ к учетному инструментарию iiko тем, кто готовится к открытию ресторана и занимается проработкой блюд и проектированием меню. Доступны инструменты для работы с техкартами и поставщиками, а также меню-менеджером, аналитика для оптимизации фудкоста, — отвечает эксперт.
  1. https://www.youtube.com/user/iikoAds/playlists
  2. https://ru.iiko.help/home/ru-ru/
Какой системой пользуетесь вы для автоматизации ресторанного бизнеса?