Лучшие CRM-системы для малого бизнеса в 2024 году

Начинающие предприниматели на определенном этапе развития своего дела оказываются в тупике: табличек Excel и журналов учета уже не хватает для работы с клиентами, либо эти инструменты и вовсе не эффективны с самого начала. Единственный выход для малого бизнеса – хорошая CRM-система, которая позволит упорядочить взаимодействие с заказчиками

Лучшие CRM-системы для малого бизнеса. Фото: shutterstock.com
Дмитрий Нор Директор компании SkySoft Ольга Макоткина Автор КП

Сейчас на отечественном рынке ПО целая россыпь CRM-систем. С одной стороны – это здоровая конкуренция, ведь не только IT-гиганты выпускают свои продукты. Есть сервисы от небольших компаний-энтузиастов, которые, может быть, более чутко понимают нужды малого бизнеса. Но разнообразие предложений означает еще и муки выбора для пользователя. А когда ты индивидуальный предприниматель, у тебя и так забот выше головы.

В 2024 году лучшие CRM-системы для малого бизнеса это не просто структуры, которые упорядочивают рабочий хаос и способствуют продажам. Самые удачные программы автоматизируют бизнес – его маркетинговую, финансовую и прочие части. Между собой системы отличаются функционалом, инструментарием, дизайном и ценой.

Выбор редакции

Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).

Fillin

fillin

Система изначально разрабатывалась под нужды малого бизнеса. А он в 2024 году редко похож на офис в классическом понимании – все в движении и на бегу. Поэтому компания сделала большую ставку на проработку мобильного приложения. Шутка ли, но есть даже решения для смартфонов на Windows, которых сегодня уже стали раритетами в мире гаджетов.

И тем менее, обстоятельный подход разработчиков радует. CRM интегрируется с сайтами и телефонией и даже картами от Google. Кроме классической воронки продаж, эта CRM способна отслеживать денежные потоки фирмы, служить таск-менеджером (расписанием задач для сотрудников).

Создатели настолько прониклись чаяниями малого бизнеса в России, что не стесняются намекать, что финансовый планировщик CRM подходит и для двойной бухгалтерии. Мол, если реальные цифры не сходятся с официальными. Еще из интересного: невозможность удаления некоторых операций, чтобы сотрудники не смогли «смухлевать».

Характеристики

Основной функционалпродажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджер задач
Бесплатная версияесть
Тестовый период10 дней
Ценаот 30 ₽ в день
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Живое мобильное приложение, которое постоянно дорабатывается создателями. Подробная справочная база по сервису, в которой все расписано и отрисовано в картинках. В программе можно авторизоваться через аккаунт в Google.
— Тарифная политика: за каждый дополнительный проект, склад, компанию и т. д. нужно доплачивать. Платная настройка CRM: 4 900 или 14 900 рублей в зависимости от набора услуг

Топ-10 лучших CRM-систем для малого бизнеса по мнению КП

BoardCRM

Понятная и простая CRM идеально подойдет для среднего и малого бизнеса. В одной программе собраны только самые нужные инструменты для аналитики, продаж и маркетинга. Система собирает данные клиентов из разных источников и надежно хранит их в единой базе. Здесь же можно просматривать статистику успешных и неуспешных сделок и анализировать причины сорвавшихся заказов. Функция Realtime позволяет работать в программе сразу нескольким сотрудникам одновременно, но при этом не мешать друг другу. 

BoardCRM
BoardCRM

Для тех пользователей, кто работает в другой CRM, но решил перейти на BoardCRM, предусмотрен простой и быстрый перенос всей базы данных из одной системы в другую. Сделать это можно самостоятельно или с помощью специалистов компании. 

Характеристики

Основной функционалбаза клиентов, управление заказами и сделками, воронки продаж, анализ и статистика
Бесплатная версияесть
Тестовый период14 дней
Ценаплатный тариф от 250 ₽ в месяц
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Простой интерфейс, возможен импорт/экспорт данных, есть мобильное приложение, интеграции
— Скудный функционал, система иногда «подвисает»

HelloClient

helloclient

Программа сделана с прицелом на бизнес, который оказывает услуги. Причем продуман самый широкий набор вплоть до автомастерских, йога-студий и ремонта смартфонов. Интерфейс позволяет вести клиентскую базу, контролировать бухгалтерию и назначать задачи конкретным сотрудникам.

Можно подвязать в CRM данные с онлайн-кассы. Вроде бы очевидная и нужная современна фишка, но не все компании «утруждают» себя такими доработками. Продумана система для расчета зарплаты. Руководитель может установить «правила игры»: за какую сделку начисляются бонусы, а за что полагается штраф.

Характеристики

Основной функционалпродажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджмент сотрудников, интеграции
Бесплатная версияесть, на первые 40 заказов
Тестовый периоднет
Цена780 ₽ в месяц за 1 локацию
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Дешевле конкурентов за исчерпывающий набор функций в одном пакете. Разработана с учетом подробностей разных сфер малого бизнеса
— Управление услугами общее для всех филиалов компании: если в каком-то из подразделений не оказывают какую-либо услугу, отдельно в данной локации ее скрыть нельзя.

Brizo CRM

brizo

Огромный набор опций дизайнерам удалось упаковать в лаконичную оболочку этой CRM. Взять базовый функционал любой современной программы – управление продажами. В системе не только построена классическая воронка. Есть возможность работы с контрагентами, постановки задач сотрудникам, отслеживание рентабельности сделок, интеграции с почтовыми клиентами и виджетами сайтов.

Brizo

С бухгалтерией тоже все в полном порядке: все, кто любит копаться в цифрах, так сказать, считать деньги, будут довольны. Фиксация кассовых разрывов, календарь платежей, бюджетирование. Простое выставление счетов. Если бы добавили еще и складской учет – получилось бы идеально.

Характеристики

Основной функционалпродажи, финансовая аналитика, менеджмент сотрудников, интеграции
Бесплатная версиянет
Тестовый период7 дней
Ценаот 799 ₽ в месяц за 1 пользователя
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Развернутая система финансовой аналитики компании. Интеграция с большим числом современных сервисов (IP-телефония, мессенджеры, планировщики и т. д.)
— Функционал мобильного приложения урезан по сравнению с десктопной версией

Бизнес.ру

Раньше эта система называлась «Класс365». Но компания сделала ребрендинг, доработала функционал и создала интересную CRM для малого и среднего бизнеса. Ее главное преимущество в максимальной адаптации функционала под российские законы в сфере торговли (ЕГАИС, обязательная маркировка, кассы). Сильную ставку разработчики делают на развитие клиентского онлайн-магазина.

«Бизнес.ру»
«Бизнес.ру»

Система умеет составлять сметы, счета, принимать оплату, вести электронный документооборот. По сути, это больше чем CRM, это «экосистема» – полный набор сервисов в одном флаконе. Есть складской учет, можно настраивать дисконтную систему. Зачастую этот важный аспект продаж упускают прочие игроки рынка. Для малого бизнеса есть демократичные тарифы «Касса» и «Касса+».

Характеристики

Основной функционалпродажи, финансовая аналитика, складской учет, IP-телефония, создание шаблонов и работа с документами, интеграции
Бесплатная версияесть
Тестовый период14 дней
Ценаплатные тарифы от 375 ₽ в месяц за 1 пользователя
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Экосистема сервисов как потенциал для роста бизнеса. Создание шаблонов для обработки заказов
— Перегруженный интерфейс – требует гибкой настройки под себя. В визуальном плане менее приятнее и удобнее, чем конкуренты

amoCRM

amocrm

У компании есть особое пакетное предложение специально для малого бизнеса. Оплата сразу за год, но выходит дешевле, чем ежемесячное списание по подписке. В отличие от базового пакета услуг, в тариф входит увеличенный в два раза лимит открытых сделок (до 1 тыс. на аккаунт). 

Как и подобает лучшим CRM, сервис умеет аккумулировать в воронку продаж заявки из почты, с виджетов сайтов, из соцсетей, чатов и телефонных звонков. Что особенно удобно для работы, так это сбор переписки со всех почтовых ящиков. Также в программу встроен мессенджер.

AmoCRM
AmoCRM

Разработчики сделали удачный «автопилот» продаж: через систему можно отслеживать, как клиент реагирует на «подогревающие» предложения. Например, перешел ли он на ваш сайт после email рассылки.

Характеристики

Основной функционалинтеграции, база клиентов, совместная работа, автоматическая воронка продаж, 
Бесплатная версиянет
Тестовый период14 дней
Ценаот 499 ₽ в месяц за 1 пользователя
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Обширный функционал по настройке сделок. Сканер визиток в приложении. Есть спец-тарифы для отдельных отраслей бизнеса
— Жалобы от пользователей на неторопливую работу техподдержки. Функционал мобильной версии сильно урезан

WireCRM

wirecrm

Разработчики CRM позиционируют WireCRM как конструктор. Интерфейс приложения действительно заточен под гибкую настройку рабочего пространства. Жаль, что дизайн для 2024 года выглядит скупо. Но работает система быстро. Чтобы настроить ее, нужно зайти в фирменный магазин модулей (напоминает AppStore или Google Play), выбрать нужный, скачать, и он тут же появится в вашей CRM. Модули бесплатные (с учетом того, что вы и так тратитесь на программу), их около сотни.

WireCRM
WireCRM

Из опций – все, что нужно лучшей CRM: детальный планировщик для сотрудников, учет клиентов, продаж и складских остатков. Есть автоматические инструменты для формирования не только счетов, но и актов, коммерческих предложений. Внутри CRM можно завести личный кабинет для клиента. Для малого бизнеса это вряд ли актуально, но функция интересная.

Характеристики

Основной функционалпродажи, складской учет, финансовая аналитика, менеджмент персонала
Бесплатная версиянет
Тестовый период14 дней
Ценаот 399 ₽ в месяц за 1 пользователя
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Настройка под свои задачи через магазин модулей. Хорошо работает даже на слабых компьютерах
— Мобильные приложения заточены под работу с планшетами, а не обычными смартфонами. Не хватает развернутых инструкции для пользователей

LPTracker

LPTracker

CRM для малого бизнеса, который нацелен на активные и даже агрессивные продажи. Причем автоматизация тут по меркам 2024 года доведена до совершенства: сервис умеет запускать рекламу, звонить клиентам (голосовой бот) и отсеивать нецелевые заявки, чтобы персонал не тратил на них время. Есть даже «хакерская» опция: программа умеет находить номера клиентов, которые побывали на вашем сайте, но ничего не купили и ушли к конкурентам.

www.lptrecker.ru
lptrecker

CRM способна автоматом назначать задачи сотрудникам (например, сделать звонок по этой заявке), сохраняет базу контактов. Здесь же можно вести календарь рабочих встреч и заявок, делать заметки по каждому клиенту.

Характеристики

Основной функционалинтеграции, digital автоворонка, продажи, голосовой бот, сквозная аналитика
Бесплатная версиянет
Тестовый период14 дней
Ценаот 1200 ₽ в месяц за 1 пользователя с доступом ко всем дополнительным опциям с определенными лимитами
Развертываниев облаке, приложение для смартфона

Плюсы и минусы

+ Мощный инструмент для телефонных продаж. Любой тариф можно подстроить под конкретные задачи
— Каждая дополнительная опция оплачивается разово. То есть плата взимается за каждую SMS, идентификацию клиента, работу голосового бота. Есть жалобы на длительное ожидание ответа от техподдержки. Нет интеграции с банками

Umnico

umnico

CRM-система для тех, кто продает товары и услуги через соцсети. Среди представителей малого бизнеса таких людей довольно много. По сути, это продвинутый агрегатор, объединяющий в себе современные соцсети и мессенджеры – всего их 25. Пользователь сможет отвечать на вопросы клиентов прямо в одном окне. Это удобно тем, что не нужно переключаться между разными приложениями. А ведь некоторые из них нормально функционируют лишь со смартфонов. Система работает по принципу конструктора, куда можно встроить лишь необходимые для вас модули.

umnico

Также у системы есть и более продвинутые режимы работы. Например, можно организовать воронку продаж, собирать базу клиентов и следить за продуктивностью каждого отдельного менеджера. Стоимость CRM напрямую зависит от количества интеграций с соцсетями и мессенджерами.  

Характеристики

Основной функционаланалитика, интеграции, воронки продаж
Бесплатная версиянет
Тестовый период3 дня
Ценаот 700 ₽ в месяц за 1 подключенный сервис
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Есть приложения для iOS и Android, можно докупать нужные модули, доступ во все соцсети с одного устройства
— Некоторые клиенты жалуются на долгую загрузку переписки из соцсетей

EasyWeek

EasyWeek

Продвинутая система онлайн-записи, возможностей которой явно хватит и для полноценного контроля небольшого бизнеса. Разработчики отмечают, что их проект умеет вести базу клиентов, принимать заказы, проводить аналитику продаж, настраивать программы лояльности и рассчитывать зарплату сотрудников. Также с помощью EasyWeek можно создать простой сайт, с описанием услуг и виджетами для онлайн-записи.

EasyWeek

Примечательно, что система не позволит клиенту выбрать специалиста, который будет в этот момент занят. Это возможно благодаря синхронизации графика занятости сотрудников и алгоритма записи к мастеру. Работает CRM-система через web-интерфейс, поэтому вам не придется загружать и настраивать дополнительное ПО для компьютера. При желании можно установить программы для iOS и Android.

Характеристики

Основной функционалзапись клиентов, аналитика, создание сайта, создание графиков, аналитика, интеграции
Бесплатная версияесть
Тестовый период14 дней
Ценаплатные тарифы от 554 ₽ в месяц за 1 пользователя
Развертываниев облаке, приложение для смартфонов

Плюсы и минусы

+ Большой набор шаблонов заполнения карточек. Обширный функционал бесплатной версии
— Сильнее заточена на управление проектами, нежели продажи

RetailCRM

retailcrm

Приложение поможет в конверсии лидов (потенциальных клиентов) из мессенджеров, соцсетей и других каналов в продажи. Идеален для сферы торговли. Есть алгоритм, который можно настроить таким образом, чтобы распределял заявки автоматом по нужным сотрудникам. Оффлайн-заказы также вносятся в систему. После в едином окне можно работать со всей базой.

RetailCRM
RetailCRM

Интересно реализован раздел аналитики. Там отображаются не просто финансовые поступления. Здесь происходит дробление на конкретные категории и товары, считывание конкретных продаж сотрудников, мониторинг финансовой эффективности. Можно разработать свою программу лояльности, дабы удержать клиентов. 

Характеристики

Основной функционалпродажи, аналитика, программа лояльности, интеграции
Бесплатная версияесть
Тестовый период14 дней
Ценаплатные тарифы от 2 160 ₽ в месяц за 1 пользователя
Развертываниевеб-версия в облаке или установка на ваш сервер

Плюсы и минусы

+ Удобная интеграция с сайтом и другими каналами продаж (интернет-«барахолки», соцсети). Менеджеры компании помогают интегрировать CRM под ваш бизнес
— Акцент на инструменты для интернет-магазинов, для прочих сфер подходит хуже. Требует кропотливого изучения перед началом работы

Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса

Аббревиатура CRM расшифровывается как «Customer relationship management», что с английского означает «управление взаимоотношениями с клиентами». Сервис помогает регулировать бизнес-процессы. Прежде всего в части продаж услуг и работы над проектами. 

Лучшие CRM в 2024 году разработаны так, чтобы помогать компании в выстраивании долгосрочные отношения с клиентами, а менеджерам-продажникам закрывать больше успешных сделок.

Ценовая политика

Один из основополагающих аспектов в малом бизнесе. Когда каждая копейка на счету и предприниматель за многое вынужден платить из своего кармана, приходится тщательно подбирать ПО. Сейчас создатели CRM в большинстве случаев используют пакетную модель подписки, также как современные музыкальные и киносервисы.

С одной стороны, это удобно: платишь раз в месяц, частями, а если это предусмотрено – можешь докупать нужные функции или убирать лишние. С другой – модель подписки выгодна в первую очередь производителям. Она подсаживает фирму на свой продукт, делает зависимым от него. Компании-разработчики тоже делают деньги, а потому придумывают маркетинговые стратегии, чтобы вытащить из пользователя как можно большую сумму и буквально навязывают подключение дополнительных опций. Тут предприниматель должен держать ухо востро.

Часть CRM работают по модели, схожей с принципом баланса на телефонном счете. С аккаунта клиента за каждую услугу приложения, например, звонок, создание нового проекта, подключение сотрудника, списывают деньги.

Перед покупкой CRM уточните, есть ли у поставщика акции и скидки. Например, при оплате от 3-6-12 месяцев и т. д.

Необходимый набор функций

Не всегда из рекламы CRM до конца понятно, что может система, а какого инструментария в ней не было и не появится. Тут в помощь бесплатная полная версия. При знакомстве обратите внимание на следующие аспекты:

  • Составление клиентской базы и ее настройка. Чтобы была возможность просматривать историю взаимодействия с покупателем, подбирать под него наиболее оптимальные предложения.
  • Аккумуляция заявок с разных ресурсов. Откуда в ваш бизнес приходят потенциальные клиенты. Почтовые рассылки, таргет на сайтах, соцсети и мессенджеры – важно собрать в одном месте все каналы продаж для удобства работы.
  • CRM должна помогать менеджерам продавать. Подсказывать алгоритм действия и иметь функцию напоминаний.

Дополнительные полезные опции

Лучшие CRM-системы могут подбивать цифры: вести финансовую аналитику успешных сделок, поступлений, работу с бухгалтерией. Продвинутые программы помогают в начислении зарплат и выстраивания системы мотивации для сотрудников.

Интеграция с прочими сервисами

Сегодня даже малый бизнес для успешного функционирования вынужден использовать сразу несколько сервисов: вести сайт, соцсети, рабочие мессенджеры, собственные приложения. Многим нужна IP-телефония для прозвона клиентов. Важно, чтобы CRM была адаптирована под работу с самыми популярными инструментами, которые необходимы для вашей команды.

Популярные вопросы и ответы

На вопросы читателей КП отвечает директор компании SkySoft, которая внедряет CRM-системы, Дмитрий Нор.

Какие параметры CRM-системы для малого бизнеса являются основными?

— Основным является решение проблем того или иного бизнеса. Это ничем не отличается от внедрения CRM на крупных предприятиях, за исключением того, что для малого бизнеса можно стандартизировать функции CRM, потому что бизнес-процесс на малых предприятиях в целом похож, и нет нужд для индивидуальной разработки.

Бывают ли бесплатные CRM для малого бизнеса?

— Бесплатные CRM бывают. Их можно разделить на две категории. Первая — это CRM с открытым кодом. У них не слишком широкий функционал, но его достаточно для малого бизнеса, если тот не предъявляет высоких требований к ПО. Предлагаю попробовать внедрить их, а если не подошли, тогда переходить к следующему варианту. Бывают бесплатные версии платных CRM. Они созданы, чтобы ознакомиться с продуктом и понять какой функционал необходим именно для вашей компании, а потом уже можно покупать требуемый функционал.

Каковы основные ошибки при внедрении CRM-систем?

— Есть две основные ошибки: неправильный выбор CRM и неправильное ее внедрение. CRM внедряют, чтобы решить одну или комплекс задач малого бизнеса. Если вы интегрировали систему, но проблемы никуда не ушли, значит вы допустили ошибку. Проведите аналитику, что пошло не так. Если не получается найти корень проблемы, можно обратиться за помощью к специалистам.

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте