Адаптация ребенка к детскому саду

Рано или поздно родители принимают решение отдать малыша в детский сад. Кто-то выходит на работу, кто-то просто хочет, чтобы ребенок рос и развивался в коллективе. Плюсов много, но взрослые нередко сомневаются: как быстро кроха привыкнет к новым условиям, не станет ли этот опыт травмирующим? Узнайте, как проходит адаптация ребенка к детскому саду, что может помешать нормальному процессу, а что — способствует
Адаптация ребенка к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду. Фото: pixabay.com

С таким трудом получив место в дошкольном учреждении, родители с облегчением передают кроху из рук в руки, еще на подходе к детскому саду строя планы на предстоящий день. Но вдруг — оглушительный рев. Малыш категорически отказывается заходить в группу, цепляется руками за волосы, руки, одежду. Знакомая ситуация? С таких душераздирающих сцен начинается адаптация ребенка к детскому саду у многих семей.

Родители в растерянности, и не знают, что делать. Эти колебания взрослых, готовность идти на поводу тут же считываются ребенком, и вот он истерит пуще прежнего, чтобы добиться своего и остаться дома. Карапуза можно понять, ведь до этого он находился с заботливыми и любящими родителями, которые понимают его без слов, а тут приходится во всем слушать чужую тетю, да еще и столько незнакомых детей вокруг… Родителям тоже нелегко, их сердце разрывается от переживаний. Зачастую мамы отдают ребенка в детский сад не по своей воле, а потому что вынуждены выйти на работу, что рождает чувство вины и сомнения в сердце. Как быть в такой ситуации? Разбираемся вместе с психологами.

Что такое адаптация

Традиционно в это понятие вкладывают процесс привыкания человека к новым условиям, приспособления к незнакомой среде. Это универсальное явление, характерное для всех живых организмов. Ребенка, попавшую в новую среду, можно сравнить с молодым саженцем. Даже при условии бережной пересадки, подкормки, полива и рыхления грунта деревце первое время, пока оно приживается на новом месте, болеет, желтеет, а может и какую-то инфекцию при сниженном иммунитете подхватить. Так же и дети.

Все малыши разные, и каждый по-своему адаптируется к детскому саду. Это зависит от массы факторов: возраста, состояния здоровья, уровня физического и психического развития, характера внутрисемейных отношений и особенностей воспитания.

Многие дети испытывают сильный стресс при первом посещении детского сада. Поскольку потребность в дружеском общении возникает у детей после 4 лет, то для профилактики отрицательного отношения к детскому саду, особенно при нервно-соматических проблемах, имеет смысл отдавать в детский сад малышей не младше 3-3,5 лет. Конечно, не у каждого родителя есть возможность держать ребенка дома до исполнения ему 3 лет, а тем более 4-5. Ситуации в семье бывают разные, но если взрослые понимают, что не водить в садик малыша в до достижения этого возраста они не смогут, им нужно немало постараться, чтобы минимизировать возможные негативные последствия адаптации.

А то ведь нередко бывает: мама и папа не прикладывают усилий, чтобы научить кроху элементарным вещам — ходить на горшок, держать ложку, самостоятельно одеваться и раздеваться. Думают: «В садик пойдет, там его всему научат». В результате у малыша к неспособности легко и быстро выполнять новые требования добавляется внутренний дискомфорт, эмоциональная неудовлетворенность, стресс от разлуки с родителями. Все это чревато серьезной психической травмой. Поэтому так важно выбрать подходящий момент, по возможности заранее подготовить ребенка к тому, что он будет ходить в детский сад, а также не забывать напоминать ему, что вы его любите и дорожите им. 

Полезная информация об адаптации ребенка к детскому саду 

Что включает в себя адаптацияОбширный спектр специфических реакций, которые определяются психофизическими и личностными качествами ребенка. Многое зависит от устоявшихся отношений с родителями и условий в саду.
Что дает успешная адаптацияСпособствует развитию коммуникативных качеств и межличностных отношений, снижает тревожность.
Как выражается адаптированностьСтепенью принятия и реакциями, которые выражает ребенок в соответствии со своим возрастом и полом. 

Виды адаптации к детскому саду

Выделяют несколько видов адаптации к детскому саду. Предсказать, какая будет у конкретного малыша, очень трудно, ведь это зависит от его индивидуальных особенностей.

Активная

Фото: pixabay.com

Это самый распространенный вид. Первые 2-3 недели ребенок грустит, переживает, плачет, высматривает родителей у окна, а потом его эмоциональное состояние нормализуется, он чувствует себя более уверенно и безопасно.

Пассивная

Внешне в поведении малыша ничего не меняется. Он не истерит, не плачет, не цепляется за маму, охотно идет в группу к детям — изменения касаются других сторон жизни. К примеру, у ребенка нарушается сон, пропадает аппетит, он капризничает по вечерам, отказываясь идти на водные процедуры. Со временем ситуация приходит в норму и состояние крохи налаживается.

Отложенная

Такой вид адаптации к детскому саду становится для родителей настоящим сюрпризом. Первое время малыш посещает группу словно всю жизнь туда ходил. Без слез и истерик. Но через 2-3 недели наступает день, когда он наотрез отказывается идти в садик, рыдает в раздевалке, не хочет заходить в группу. Дальше процесс адаптации протекает по схеме активного вида.

Проваленная

Ребенок не привыкает к саду ни через две, ни через три недели, ни через несколько месяцев. Он отказывается соблюдать режим, плохо или совсем не контактирует с другими детьми и воспитателем, и даже ко времени перехода в школу не адаптируется к новой среде и условиям жизни.

Ранняя адаптация

Специалисты не выделяют ее в отдельный вид, но такое явление существует на практике. Так называют процесс привыкания к саду ребенка раннего возраста. Это происходит, когда возникает необходимость отдать в сад 1,5-2-летнего малыша, а может быть даже ребенка помладше. Таких детей принимают в специальную ясельную группу, приспособленную к возрастным особенностям развития. Конечно, это сопряжено с определенными сложностями и проблемами, ведь в таком возрасте малыши очень сильно привязаны к родителям, к тому же они пока не способны правильно воспринимать речь взрослого, не могут соответствующе реагировать на обращение. Их нервная система менее мобильна, их сложнее отвлечь и успокоить.

Но и плюсы у ранней адаптации тоже имеются. У мам получается проще и быстрее отлучить ребенка от груди, хотя это, конечно, не главное. Так кроха постепенно и ненавязчиво входит в режим, привыкает к альтернативной реальности и быстрее развивается под руководством опытных педагогов. 

Фазы адаптации

Кроме того, выделяют три фазы процесса привыкания, последовательно сменяющие друг друга. Для каждой из них характерна своя продолжительность, но следует помнить, что это усредненные данные. Они также определяются личностными и другими особенностями крохи.

Острая фаза или дезадаптация

На этой стадии возникает регресс соматического и психологического состояния, что может стать причиной частых респираторных болезней, снижения массы тела, задержки развития речи. Продолжительность обычно составляет 1 месяц.

Подострая фаза или адаптация

Настроение ребенка выравнивается, снижается проявление негативных сдвигов. Но темп формирования навыков и умений, особенно психологического плана, остается замедленным по сравнению с нормами. Длится 3-5 недель.

Фаза компенсации

Иначе — период адаптированности. Темп развития ускоряется, и к концу учебного года превосходит имеющуюся задержку. Выравнивается психоэмоциональный фон.

Рекомендации родителям по успешной адаптации детей к детском саду

Фото: Stephen Andrews, unsplash.com

Не стоит надеяться, что процесс пройдет сам собой, без прикладывания определенных усилий. Необходимо найти золотую середину между мягкостью и твердостью, уступками и требованиями. Можно придумать какой-то ритуал прощания, например, чмоканье в нос, и раз за разом повторять его при расставании. Чем больше будет повторяющихся и хорошо знакомых, а тем более приятных действий, тем лучше. Ведь для детей очень большое значение имеет защищенная среда, где все понятно и стабильно. 

Меньше беспокойства — больше уверенности

По мнению ученых из Норвегии, опубликовавших результаты своего исследования в Scandinavian Journal of Psychology, лучшее понимание детских эмоций и меньшее беспокойство родителей снижают уровень поведенческих проблем у детей дошкольного возраста (1). В связи с чем можно дать совет стараться проявлять искренний интерес к тому, что делал малыш в садике, как прошел его день, что нового он узнал. Если кроха увидит, что мама и папа проявляют живое участие в его жизни, процесс адаптации будет проходить легче. И, конечно, не нужно переживать и грустить, расставаясь с ребенком на пороге группы — это настроение передастся и ему.

Наладить режим

В идеале начать жить по-новому с ранними подъемами и отходом ко сну стоит задолго до посещения детского сада. Сингапурские ученые доказали, что качественный ночной сон во младенческом и дошкольном возрасте благоприятно сказывается на познавательных процессах и памяти, повышает когнитивную готовность к школе (2). Стоит приучить ребенка ко сну в обеденное время. 

А еще не лишним будет узнать, какие блюда готовят в выбранном саду, и заранее познакомить малыша с его будущим меню. 

Разнообразить круг общения

Если ребенок ни с кем кроме родителей не общается, мало контактирует с детьми на детской площадке, то ему будет труднее адаптироваться к новым условиям. Плохо, если он не отпускает маму ни на шаг, каждый раз впадая в истерику, когда она уходит из дома. В таких случаях постепенно приучайте малыша находиться только с папой или бабушкой, ходите в гости к родственникам, почаще водите ребенка на детские площадки и в игровые комнаты, чтобы он взаимодействовал со сверстниками, учился делиться игрушками, проявлял интерес к совместным занятиям. Чем больший круг общения будет у ребенка, тем легче он вольется в новый коллектив.

Отзывы детских психологов об адаптации ребенка к садику

Своим мнением поделилась Анна Павлова, нарративный психолог, преподаватель, составитель учебных программ:

— Успешная адаптация ребенка к детскому саду и привыкание к новой среде, социальным условиям и коммуникациям прежде всего начинается с родителей. Здесь можно выделить несколько важнейших аспектов.

  1. Несмотря на то, что порой родители мечтают отдать ребенка в сад, чтобы высвободить хоть какое-то время, в действительности мамы часто не готовы находиться далеко от малыша, и у нее возрастает уровень тревожности. Психологическое пространство у ребенка и матери до 3-4 лет — единое. И, конечно, эта тревога считывается малышом, только реагирует он на нее намного сильнее и теми доступными инструментами, которые есть и которым научили: болезнями, истериками, ступорами, нежеланием коммуницировать и т. д.
  2. Сад часто представляется как некое избавление от многих проблем, а самое главное — ассоциируется у родителей с большей свободой. На самом же деле нужно быть готовыми, что в первый год малыш будет находиться там только половину времени, остальное уйдет на ту самую адаптацию: больничные, утренняя борьба с истериками. И тревожность ребенка будет связана с этим постоянным ожиданием от него вроде «когда ты наконец выздоровеешь, когда ты уже в сад пойдешь и т. д.». Это довольно тяжелое и не очень понятное для малыша переживание. Сад должен быть одной из опций, где ребенок может проводить время, а не его работой.
  3. Детский сад не только для ребенка, но и для родителей становится выходом из социальной изоляции. И так же, как у детей, у взрослых многие организационные и коммуникационные моменты вызывают раздражение, как то: требования воспитателей, чтобы все ели одно и то же и ложились днем спать, родительские чаты, невозможность забрать ребенка в сон-час или опоздать на 5-15 минут, стихи, которые педагоги просят разучивать с малышами, активное поведение других родителей. И как к этому процессу будут относиться родители, ровно так же будут относиться и дети. Когда вы полюбите этот сад, нянечек, других родителей и все прилагаемое, начнете их хвалить и благодарить, ребенок будет адаптироваться быстрее.

Что касается самого малыша, то есть вещи, с которыми он, возможно, столкнется в саду впервые. Они могут быть не совсем приятными для крохи. Если родители подготовят ребенка к этим вопросам заранее, то адаптироваться ему будет легче. Вот моменты, на которые стоит обратить внимание.

  • В саду дети постоянно сталкиваются со сравнениями, этого не избежать, но интерпретация взрослых может быть травматичной: «Вася слепил гриб быстрее, чем ты, — он молодец». Такие сравнения обесценивают ребенка. Поэтому заранее нужно проиграть эти ситуации и вместе с малышом сделать поддерживающие выводы: все люди разные, все делают все по-своему, кто-то быстрее и лучше в одном, кто-то в другом, это нормально. Нужно донести до малыша, что мамина и папина любовь не зависят от того, кто как лепит грибы, раскрашивает рисунки и танцует.
  • Многие родители стараются не запрещать детям что-то до пяти лет, в саду же есть некоторая система правил, а они включают ограничения. Если вы не ведете детей в вальдорфский сад или сад с системой Монтессори (ну или в любой другой, где можно договориться о правилах и исключениях), то придется искать способ заранее ввести режимные и дисциплинарные моменты в жизнь ребенка. Иначе эти аспекты будут ассоциироваться у ребенка исключительно с садом, и это будет добавлять негатив.
  • В саду ребенок впервые сталкивается с тем, что он «не самый лучший», и это знание может быть весьма травматичным. А может быть и нет, если заранее проиграть эти ситуации. Во-первых, нужно, чтобы ребенок сам «лучшее» не всегда оставлял за собой, а делился с бабушкой, мамой, папой, братом — тогда и в саду не будет обидно, что он получил яблоко, игрушку, внимание не первый. Во-вторых, нужно дать понять, «что у тети-воспитательницы есть уникальный ребенок — это ее сын, а ты — уникальный для нас с папой». Тогда не особенное к себе отношение ребенок воспримет как норму.

Помните, что детский сад — это другое пространство, незнакомое для ребенка. Имеет смысл неделю или две ходить туда «на экскурсию», заранее формируя у него интерес: «Ну вот когда будешь ходить сюда, тогда, конечно, можно будет поиграть с этой игрушкой».

Идеального возраста для адаптации к детскому саду как такового нет. Здесь более важны навыки и привычка следовать каким-то простейшим правилам. Ребенок, который умеет застегивать ботинки на липучках, сам ест ложкой и ходит на горшок, а также понимающий, что днем нужно отдохнуть и идти на тихий час — легче адаптируется. Малышу, которому требуется помощь в этих операциях и принятии каких-то правил, будет труднее. Именно по этим признакам сейчас и переводят в более старшие группы. 

Если говорить совсем про ясли, то легче адаптируется ребенок, который может играть самостоятельно какое-то время, и у которого есть опыт успешного взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Фото: pixabay.com

Рассказывает клинический психолог Елена Сидорова:

— Адаптация к детскому саду базируется на двух вещах: спокойные взрослые и адекватная оценка происходящего ребенком. Важно четкое, устойчивое внутреннее решение родителей, что ребенок идет в сад. Если возникают сомнения, дети мгновенно «продавливают» родителей. Так закрепляется мысль, что достаточно покапризничать, и мама оставит дома. Походы в сад должны стать для малыша системой, которая не дает сбой, даже если очень хочется. Это особенно касается начального этапа. 

Часто на первых порах малыш начинает плакать, мамино сердце сжимается, и она с огромным трудом и слезами на глазах отрывает его от себя. Ребенок это видит и не понимает, почему нужно страдать. Если вам тяжело, договоритесь с другими членами семьи, кто будет справляться с этой задачей. Часто папам отводить детей в сад проще — они более спокойно реагируют. 

Родители должны знать, что успешной адаптации очень мешает отсутствие режима. Если ребенок привык вставать в обед, есть только хлопья с молоком, а днем давно не спит, то режим детского сада для него будет пугающим. Ранние подъемы быстро истощают психику ребенка, добавится капризность на фоне недосыпа. Поэтому заранее, за несколько месяцев, стоит начать сдвигать режим и приближать его к детсадовскому. 

Пугающие истории родителей — прекрасный способ сделать так, чтобы ваш ребенок боялся идти в сад. Часто папы или мамы рассказывают малышу, как ненавидели кашу с комочками, как им прилетало от нянечки, и другие страшилки. Естественно, что после этого ребенок будет ждать от садика плохого. Лучше выбрать несколько добрых книг про детский сад, найти познавательные мультфильмы или программы по этой теме. Показать и рассказать малышу, как ему будет там хорошо. Это создаст позитивное подкрепление и поможет быстрее адаптироваться к детскому саду. 

Относительно идеального возраста адаптации к новым условиям мнения психологов разнятся. Некоторые считают, что до 4,5-5 лет ребенку вообще не нужно социализироваться и достаточно находиться только в кругу близких, получая тем самым максимальное внимание. Но будем реалистами: дети идут в сад не по желанию родителей и в нужный момент. В большинстве своем так происходит потому, что родителю нужно выходить на работу, либо появился еще один ребенок, либо «подвернулось» место в хорошем садике. Поэтому говорить о выборе здесь не приходится.

Однако стоит учитывать, что самое неудачное время для адаптации малыша к новым условиям — ярко протекающий кризис трех лет. Нервная система ребенка находится под нагрузкой, и ей необходима стабильность. Поэтому лучше пойти в сад до 2,5 лет или уже после кризиса — в 3,5 года, ориентируясь на стабильное, спокойное состояние малыша. А вот идея пойти в детсад на год перед школой — не самая удачная. Ребенку приходится вливаться в уже сложившийся коллектив, привыкать к новым условиям, а также быстро многому учиться. Скорее всего большая часть знаний подготовительной группы не будет усвоена, так как основные силы будут уходить на адаптацию.

Популярные вопросы и ответы

Родителям, которые хотят, чтобы их ребенок быстро привык к новым условиям жизни, будет интересно узнать ответы на вопросы, часто волнующие мам и пап.

Что должен уметь ребенок перед тем, как идти в детский сад? Как понять, что он готов к этому?

Это зависит от его возраста, физического и психического развития. Трехлетний малыш уже должен уметь есть ложкой, ходить на горшок, разговаривать, самостоятельно одеваться и обуваться, хотя бы частично, например, надеть ботинки с застежкой-липучкой.

Сколько времени нужно ребенку на адаптацию к детскому саду?

У каждого малыша она протекает по-разному. Кому-то достаточно нескольких дней, чтобы привыкнуть, а кто-то и через месяц не приспосабливается к новой среде. Многие зависит от педагогов, которые берут на себя ответственность за помощь родителям в развитии малыша, его душевное спокойствие, радостное восприятие новых для себя условий.

Что делать, если ребенку не нравится в садике?

В первую очередь не паниковать и не искать виноватых. Необходимо дать малышу время на адаптацию, но при этом держать руку на пульсе, постоянно находиться в контакте с воспитателями. Имеет смысл оповестить их об особенностях физического и психического развития малыша, если они есть, попросить о более внимательном отношении. Хорошо, если педагоги в детском саду ведут специальную карту развития, по которой можно отследить прогресс привыкания.

Как родителям перестать тревожиться за ребенка, пока он в детском саду?

Здесь нет какой-то шаблонной рекомендации, которая поможет всем. Кому-то спокойнее, если он знает, что у педагога большой опыт работы и масса регалий, а кто-то чувствует уверенность только при условии, что воспитатель приятен как человек, вызывает доверие. Тревога на первых порах — нормальное явление, но она будет проходить с той же скоростью, с которой малыш будет адаптироваться к новым условиям.
  1. Pathways to behavior problems in Norwegian kindergarten children: The role of parent emotion socialization and child emotion understanding // Rune F Bjørk, Sophie S Havighurst, Francisco Pons // Scandinavian Journal of Psychology. 2020.
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32567705/
  2. Associations between sleep trajectories up to 54 months and cognitive school readiness in 4 year old preschool children // Elaine Kwang Hsia Tham, Hai-Yan Xu, Xiuju Fu // Frontiers in Psychology. 2023.
    URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/37057174/