Игра «Красная дверь, желтая дверь»

В соцсетях набирает популярность странный тренд. Подростки вводят друг друга в «транс» с помощью игры «Красная дверь, желтая дверь». Узнали у психологов, чем опасно это развлечение и стоит ли его запрещать
Игра «Красная дверь, желтая дверь»
Игра «Красная дверь, желтая дверь». Фото: нейросеть

Новое увлечение привлекает подростков необычной техникой и мистическим настроением. Видео с сеансами игры собирают тысячи просмотров, но некоторых родителей странное занятие беспокоит. Разобрались вместе с экспертами, что такое «Красная дверь, желтая дверь» — безобидное развлечение или что-то более тревожное.

Что за игра «Красная дверь, желтая дверь» и в чем ее суть

Так называют популярное развлечение среди школьников: что-то среднее между гипнозом, текстовым квестом и «страшилками», которые рассказывают друг другу. Считается, что интерес к игре подогрел короткометражный фильм ужасов 2024 года. У него был похожий сюжет, а подростки адаптировали идею, превратив ее в странное развлечение.

В игре участвуют двое. Один с помощью монотонных фраз якобы вводит другого в состояние транса. А дальше тот начинает путешествие по воображаемому миру с множеством лестниц, дверей и комнат, в которых встречает разные символы и образы.

Мнения насчет игры разделились. Одни подростки уверены, что впадают в легкий транс и действительно что-то видят. Другие признаются, что просто притворяются — им нравится играть роль «загипнотизированного» и пугать друзей. Третьи считают, что образы рождает подсознание — как во сне или под влиянием внушения.

Особого смысла в игре нет. Воображаемые путешествия не имеют цели. Подростков привлекает сама возможность погрузиться в «транс» и увидеть что-то «мистическое».

Полезная информация о тренде «Красная дверь, желтая дверь» 

Предшественники игрыПодростки издавна любили пугающие развлечения — от вызова духов с помощью зеркала до гипноза. Все это, как и «двери», не имело реального смысла, но будоражило воображение
Когда появились правила игрыРазвлечение по пунктам расписали в 2000 году и опубликовали на популярном англоязычном форуме. Позже в сети завирусились многочисленные видео с сеансами игры «Красная дверь, желтая дверь»
Виртуальный аналог развлеченияВ 2022 году вышла игра Doors с похожим сюжетом — исследование комнат и побег от монстров. Она привлекло внимание школьников по всему миру

Правила, как играть в «Красная дверь, желтая дверь»

В развлечении участвуют двое: «ведомый» и «ведущий». Первый ложится на спину, кладет голову на колени второго и поднимает руки вверх. Во время игры ведущий массирует ему виски круговыми движениями и монотонно повторяет: «Красная дверь, желтая дверь, дверь любого цвета… Если видишь дверь — опусти руки».  

Когда руки падают — это сигнал, что игрок «вошел в транс». Теперь ведущий задает вопросы и просит описать, что видит перед собой игрок: какого цвета двери и что находится за ними.  

Ведомый описывает воображаемые коридоры и помещения, будто бродит по собственному миру фантазий. Конкретной цели у путешествия нет, а главное правило — выбирать двери только светлых оттенков и двигаться вверх, а не вниз по лестницам.

Считается, что некоторые образы в «комнатах» могут быть опасны. Если ведомый видит человека в темном или комнату с часами, его срочно нужно разбудить. На форумах есть версии, что избегать также нужно девочку с косичками и плюшевым мишкой.   

Из игры советуют выводить разными способами. Одни хлопают ведомого по щекам, другие — брызгают ему в лицо водой, тормошат или зовут по имени. Поклонники «страшилки» уверяют, что если этого не сделать, участник «застрянет» в игре.

Вопросы и слова для игры «Красная дверь, желтая дверь» 

Ведущий может спрашивать у ведомого:

  • Какого цвета дверь перед тобой?
  • Хочешь войти?
  • Что ты видишь вокруг?
  • Есть ли в комнате кто-то еще? 

Эти вопросы задают в разных вариациях, направляя участника по ходу игры.

Комментарии психологов об игре «Красная дверь, желтая дверь» 

Рассказывает Нана Хочолава, психолог, коуч, специалист по работе с подсознательными программами, травмами, ограничивающими убеждениями:

— Состояние транса мы переживаем каждый день. Самые распространенные его виды: медитация, засыпание, сновидения, мечты. Примерно 20 % людей входят в транс легко, 20 % — очень сложно, а 60 % могут, но не глубоко. 

В игре «Красная дверь, желтая дверь» состояние транса есть, так как играющий смотрит внутреннюю картинку, но когнитивные функции при этом остаются активными. Так что я бы не стала особенно сильно опасаться. Психологические защиты обойти сложно, и у каждого человека их не один уровень.

Трансовые состояния — это поле бессознательного. В нем мы видим какие-то важные или актуальные образы для подсознания. Но так как картинки не интерпретируют, то они так и останутся «мультиками» во внутреннем «телевизоре». 

Хотя подростковый возраст — период сложный и бьющий в психику, а при высокой внушаемости в момент какого-нибудь гормонального всплеска, находясь в трансе, подросток вполне может испытать неприятные переживания или наткнуться на вытесненный травматический опыт. Но даже в этом случае он увидит только то, к чему готов. Должно сойтись сразу большое количество неблагоприятных условий, что маловероятно.

Однако в любом случае внушаемым людям, людям с повышенной тревожностью или со склонностью к галлюцинациям играть в эту игру не рекомендуется.

Софья Кремлева, клинический психолог, гипнотерапевт, арт-терапевт, автор трансформационных методик, книг и обучающих программ, дает советы о том, что делать родителям, узнавшим об игре:

— Категорически нельзя запугивать ребенка, запрещать ему играть и вызывать чувство вины за участие в подобных практиках. Это может только усилить протест у подростков, ослабить эмоциональный контакт с родителем и ухудшить доверие в семье.

Родительские фразы «это очень опасно», «в тебя может что-то вселиться» или «один мальчик после игры сошел с ума» становятся самореализующимся внушением. Причем сила и влияние родительских слов намного мощнее любых действий в подобной игре одноклассника или подруги. 

Что стоит сделать вместо этого:

  • создавать доверительный контакт;
  • спокойно обсудить, что именно видел и чувствовал подросток;
  • понять, что именно увлекло его в такой эксперимент;
  • обучить ребенка осознанно расслабляться, снижать уровень стресса и напряжения через специальные дыхательные техники, чувствовать свое тело и распознавать эмоции;
  • научить подростка использовать свое активное воображение в ресурсных, творческих целях, а возможные страхи и тревоги — выражать через рисунок или беседу с детским психологом.

Главная задача родителя — быть рядом с ребенком в любой ситуации. Даже в воображении и во внутреннем мире оставаться надежной эмоциональной опорой, давать поддержку и оставаться спокойным взрослым. В этом случае, даже если ребенок будет экспериментировать со своей психикой, за каждой дверью он встретит не монстра, а любящего родителя как интроект в своей психике, который убережет его от любых воображаемых неприятностей.

Популярные вопросы и ответы

Психологи Софья Кремлева и Нана Хочолава ответили на вопрос, опасно ли необычное увлечение, и рассказали, что видят подростки, когда играют в «Красную дверь, желтую дверь».

Правда ли, что можно войти в транс в игре «Красная дверь, желтая дверь»?

— Это развлечение — не про транс, — считает Нана Хочолава. — Это про подростковый гормональный шторм. Само по себе трансовое состояние терапевтично. Но так как речь о подростках, то родителям стоит быть внимательнее не столько к игре, сколько к детям.

Запрещать развлечение не стоит. Скорее, нужно попытаться понять, трансовые состояния снимают напряжение или усиливают, и уже исходя из этого решать, что делать. Также стоит научить ребенка правильно дышать в трансе.

Что видят игроки в «дверях» красного, желтого, любого цвета?

— Ребенок видит все, что есть в его голове, все, что он впитал из окружающей среды: образы из игр, мультфильмов, книг и рассказов взрослых, — объясняет Софья Кремлева. — У детей с богатой фантазией и сложным эмоциональным опытом эти образы могут стать источником сильных переживаний, а иногда и страхов.

Опасна ли игра «Красная дверь, желтая дверь»?

— В отношении детей — точно нет, — отвечает Нана Хочолава. — Гормональная система ребенка стабильна, а психика очень гибкая, и это лучшая защита. А вот у подростков пубертат делает психику настолько неустойчивой, что у 20–30 % можно обнаружить симптомы шизофрении. При этом шизофрении у них нет, а симптомы есть. На фоне бушующих гормонов система может дать сбой. Но это случается и без игр в «двери». Наткнуться на сложное переживание или вытесненный травматический опыт можно в любой момент, и неизвестно, что сработает триггером.

— Для большинства здоровых, психически устойчивых детей эта практика безопасна, потому что  остается на уровне фантазии, — соглашается Софья Кремлева. — Более того, она может дать возможность отдохнуть, переключиться, побыть внутри себя, снять стресс и психоэмоциональное напряжение, что особенно важно для уставших, перегруженных школьников.

Но для школьников с травматическим опытом, повышенной тревожностью, склонностью к диссоциации — такое погружение может стать триггером, вызвать сильные чувственные образы, флешбеки и телесные реакции. В зоне риска — дети с подвижной психикой, высокой внушаемостью и неустойчивыми границами.

С какого возраста можно играть в «Красная дверь, желтая дверь»?

— Психика созревает постепенно и до подросткового возраста лучше предлагать детям осознанные практики релаксации и визуализации, а не спонтанные «погружения» без квалифицированного гипнотерапевта, — считает Софья Кремлева. — Безопасной эта игра может стать при сформированном навыке различать фантазии и реальность и при устойчивом контакте с телом и эмоциями.

Что нельзя делать во время игры в «двери»?

— В игре запрещено разговаривать с увиденными образами, — комментирует Нана Хочолава. — Если это правило не нарушать, то невозможно будет наткнуться на травматический опыт. Вероятность повредить психике тут стремится к нулю. Психика — штука инертная и устойчивая, ее не так просто пошатнуть.

Правила — это техника безопасности. Особо важно выходить из игры, если чувствуешь страх. Потому что он запускает инстинктивные сценарии: бей, беги, замри. Там когнитивный контроль почти отсутствует. Во всех остальных случаях из транса легко выйти. Для этого достаточно сделать резкое движение или открыть глаза. А чтобы удержаться в глубоком измененном состоянии просто массажа висков недостаточно.