Как играть в Дурака

Колода карт и несколько участников — все, что нужно, чтобы устроить любимое многими развлечение. Игра в Дурака простая, но чтобы выиграть, нужно знать некоторые нюансы. Составили пошаговую инструкцию, как играть в популярные версии карточной игры Дурак: подкидного, переводного и классического
Как играть в Дурака
Как играть в Дурака. Фото: shutterstock.com

Эта карточная игра считается одной из самых любимых в России. Строгие статистические исследования на этот счет вряд ли есть, но популярности развлечению не занимать. Формула его успеха: простые правила, динамичность партии и нелинейность матча. Также от игроков требуется немного спортивной хитрости, логики и смекалки. Расскажем, как научиться и уверенно играть в Дурака — классического подкидного, переводного и прочие версии.

Что за игра в карты Дурак и в чем ее смысл

По классификации теоретиков карт, Дурак относится к играм, основанным на отбое (1). Смысл их следующий: один игрок «атакует» другого картой. Если тот не смог покрыть ее, то забирает в свою колоду. Если покрыл — карта отправляется в отбой. Так называют часть колоды, которая больше не участвует в игре.

Смысл игры в Дурака: отбиться от всех карт соперников и при этом избавиться от своих. Побеждает тот, у кого нет на руках ни одной карты. Проигрывает — участник, у которого они остались.

Полезная информация о карточной игре Дурак 

Появление в РоссииВ XVIII-XIX веке
Разновидности игрыПростой, подкидной, переводной, пятки, английский, оборотный, 2×2, 3×3
Количество игроковОт 2 до 5 (в ряде версий — до 6)
Состав колоды36 карт — по 9 каждой масти
МастиЧерви, пики, бубны, крести
Сколько длится играОдна партия идет около пяти минут
Возможна ли ничьяДа

Правила игры Дурак

Принципы карточных партий не строгие и довольно простые. Вы можете отказаться от какого-либо правила игры в Дурака по своему усмотрению.

Количество игроков

Минимальное число участников — два человека. В простого (классического) Дурака играют до пяти участников, а в подкидного и/или переводного — до шести.

Состав колоды

Понадобится колода из 36 карт. Они бывают четырех мастей:

  • черви;
  • бубны;
  • пики (еще их называют вини);
  • крести или трефы.

Запоминать названия необязательно. Новички часто говорят по наитию: «сердечко», «крестик», «ромбик», «черное сердечко» и т. д.

У каждой масти по девять карт: «6», «7», «8», «9», «10», «валет» (обозначается буквой «В»), «дама» («Д»), «король» («К»), «туз» («Т»).

Раздача карт

Как играть в Дурака
Фото: shutterstock.com

Перед началом карты хорошо перемешивают. При этом сдающий отворачивает их лицевую сторону от себя и игроков — сверху должна быть «рубашка», чтобы никто не подглядывал.

Традиционно, карты раздают по часовой стрелке. Ведущий начинает сдавать с человека, который находится напротив него. При этом сам сдающий тоже может быть игроком. Первую партию раздает любой участник. В остальных раундах сдающим обычно назначают проигравшего.

В простом Дураке игрокам выдают по пять карт — по одной за круг раздачи. В подкидном и переводном — по шесть. Оставшиеся карты кладут на игровой стол «рубашкой» вверх.

Определение козыря

После раздачи верхнюю карту переворачивают лицом. Ее кладут перпендикулярно остальной колоде. Масть, изображенная на карте, — это козырь текущей партии. Козырную карту традиционно наполовину прячут под колодой.

Если вы играете в переводного или подкидного Дурака вшестером, то после раздачи в колоде ничего не останется. Последнюю карту, которую выдает сдающий, он показывает всем участникам партии, а ее масть назначает козырем.

Порядок ходов

Игру традиционно начинает участник, сидящий слева от сдающего. В последующих партиях ходят либо из-под дурака (то есть сидящий слева от проигравшего), либо дурак — порядок игроки определяют самостоятельно.

Ходить можно с любой карты. Например, с двух карт одного достоинства (к примеру, две «7» разных мастей).

Правила боя и отбоя

Игрок, на которого сходили, смотрит, что у него есть на руках. Его задача — побить карты, которые лежат перед ним. Для этого нужно покрыть их картами той же масти, но большего достоинства. Например, «семерка» черви бьет «шестерку» черви. «Десятку» — бьют «валет», «дама», «король», «туз». Козырь, вне зависимости от его достоинства, бьет любые карты остальных мастей. Например, козырная «шестерка» может покрыть любого «туза», кроме козырного.

Если на вас сходили козырем, то покрыть его можно только козырной картой более высокого достоинства. Игрок, который не смог покрыть хотя бы одну карту, забирает все в свою колоду. Если все изображения покрыты, они отправляются в отбой — колоду, которая больше не участвует в этой партии.

Восполнение карт

До тех пор, пока в центральной колоде с козырем есть карты, сходившие игроки берут их в свои колоды. В классическом Дураке восполняют колоду на руках до пяти карт, в подкидном и переводном — до шести. Если не все игроки могут взять карты, чтобы полностью восстановить личную колоду, они делятся поровну.

Финал

Игрок, первым оставшийся без карт, когда они закончились в колоде, — выиграл. Участник с картами в руках — проиграл. Если во время последней «атаки» один игрок избавился от своих карт, а второй их успешно покрыл, то объявляется ничья.

Как правильно играть в классического Дурака

Как играть в Дурака
Фото: Inês Ferreira, unsplash.com

Эта игра известна в России с XVIII века. У дворян и крестьян были даже свои версии и предпочтительные наборы правил. Расскажем, как правильно играть в карты в классического Дурака.

Подготовка к партии

Нужна колода из 36 карт. За игровым столом собираются от двух до пяти участников. Один из них сдает каждому по пять карт. После этого верхнюю карту колоды переворачивает лицом вверх — это масть козырь. На нее укладывают «рубашкой» вверх остальные карты.

Начало игры

Первым ходит игрок, который сидит следующим от сдающего — обычно по часовой стрелке. Ходить можно:

  • одной любой картой;
  • двумя картами одного достоинства, но разных мастей;

Игрок, на которого сходили, должен отбить карты оппонента. Он покрывает их картами той же масти, но более высокого достоинства. Если отбил все, карты убирают и отправляют в отбой — эта часть колоды больше не участвует в партии. Отбившийся ходит.

Если игрок не отбил хотя бы одну карту, то забирает все, которыми на него сходили, и пропускает ход. Дальше ходит следующий участник, сидящий по ходу часовой стрелке.

Развитие партии

После каждого отбоя или взятия карт игроки, у которых на руках менее пяти карт, берут себе новые из колоды. Последним забирают козырную карту и после того играют до победы или ничьей.

Конец игры

Когда колода на столе закончилась, игрок, у которого на руках не останется карт после хода или отбоя, побеждает. Тот, у кого они остались, проигрывает. Если карты кончились у всех игроков во время последнего хода, объявляют ничью.

Пошаговая инструкция, как играть в переводного Дурака с друзьями

Как играть в Дурака
Фото: shutterstock.com

В историческом контексте это одна из наиболее поздних модификаций игры, которая распространилась уже в XX веке. Она более динамичная по сравнению с классическим и подкидным вариантами.

Подготовка к игре

Понадобится колода из 36 карт четырех мастей — каждой по девять разного достоинства: от «шестерки» до «туза».

Участвуют от двух до шести игроков. Сдающий раздает карты по кругу по одной, пока у игроков на руках не будет по шесть карт. Оставшиеся выкладывают «рубашкой» вверх в колоду. Верхнюю карту переворачивают лицевой стороной и кладут под низ колоды перпендикулярно. Ее масть объявляют козырной на эту партию.

Начало игры и правила перевода

В первой партии ходит игрок, сидящий слева от сдающего, но можно выбрать и свой порядок. Ход разрешается сделать:

  • одной любой картой;
  • двумя / тремя / четырьмя картами одного достоинства, но разной масти.

Игрок, на которого сходили, должен покрыть карты и своей колоды, но использовать изображения большего достоинства («семерка» бьет «шестерку», «восьмерка» бьет «семерку» и т. д.) либо козыри. Однако если у него на руках есть карта того же достоинства другой масти, он может перевести их дальше.

Например, Игрок №1 сходил на Игрока №2 «дамой» червей. У Игрока №2 есть «дама» пик. Он выкладывает ее на стол и переводит все три карты на следующего участника по направлению своего хода — Игрока №3. Отбиваться предстоит уже ему. Если у Игрока №3 в личной колоде тоже есть «дама», он может выложить ее на стол и перевести дальше. В противном случае, нужно отбиваться.

Перевод возможен до тех пор, когда играющий не начал отбиваться. Нельзя отбить одну карту, которой на тебя сходили, а вторую — перевести.

В финале партии может возникнуть ситуация, что у игрока, на которого делают перевод, на руках осталось меньше карт, чем ему предлагается побить. В этом случае перевод запрещен.

Развитие партии

Отбитые карты отправляются в сброс (его еще называют «отбой»). Новые карты из колоды берут, пока они не закончатся. Во время партии у каждого игрока должно быть не менее шести карточек на руках. Если после последнего отбоя остатков колоды не хватает на всех участников, их распределяют поровну.

Завершение игры

Игроки, которые все скинули во время хода или отбоя и сидят с пустыми руками, побеждают. Тот, у кого на руках остались карты, проиграл. Возможна ничья, когда во время последнего хода все игроки потратили свои карты.

Пошаговая инструкция, как играть в подкидного Дурака

Как играть в Дурака
Фото: shutterstock.com

Это вариация классического игрока с одним важным дополнением: во время хода другие игроки за столом могут подбрасывать отбывающему новые карты. Вот как играть в эту версию.

Подготовка к партии

Колода состоит из 36 карт четырех разных мастей. В одной партии участвуют от двух до шести игроков. Сдающий выдает каждому по шесть. Традиционно, за раз дается одна карта, сдача происходит по кругу.

Когда каждый игрок получил по шесть карт, оставшиеся в колоде изображения кладут на игровой стол «рубашкой» вверх. Верхнюю карту колоды переворачивают лицевой стороной — ее масть объявляют козырной. Козырная карта лежит поперек колоды в самом низу.

Если играют шесть игроков, то все 36 карт колоды уйдут уже во время подготовки к партии. В этом случае последнюю выданную карту показывают всем за столом и объявляют ее масть козырной. Любая козырная карта бьет любую не козырную.

Начало игры

Первым ходит игрок по левую руку от сдающего. Ходить можно:

  • одной любой картой;
  • двумя, тремя или четырьмя картами одного достоинства, но разных мастей (например, все «семерки» или «короли»).

Участник, на которого сходили, должен покрыть карты из личной колоды. Смысл подкидного Дурака: другие игроки за столом (в том числе сходивший), могут подбрасывать бьющему карты того же достоинства, что уже есть на поле.

Разберем на примере. В партии участвуют четыре игрока:

  1. Игрок №1 сходил на игрока №2 «семеркой» червей. 
  2. У игрока №3 есть «семерка» пики — он может ее подкинуть. 
  3. Игрок №1 бьет «семерку» червей «десяткой» червей, а пики — «валетом». 
  4. У Игрока №4 есть и «десятка», и «валет». Он тоже может выложить их на стол.

Подкидывать вы не обязаны. Иногда ценнее сохранить на руках карты, особенно, если они козырные. Но иногда можно и завалить бьющегося, чтобы тот пропустил свой ход и набрал карт.

Подкидывать можно не больше шести карт, даже если у отбивающего на руках их больше (он мог набрать их в прошлых раундах). Если у отбивающего в личной колоде меньше шести карт (такое часто бывает в финале), он предупреждает всех за столом об этом.

Покрытые карты уходят в отбой и больше не участвуют в этой партии. Если не покрыта хотя бы одна из подкинутых карт, атакованный игрок забирает их все в свою колоду.

Развитие партии

Игроки продолжают совершать ходы по кругу и пополнять личную колоду из общей, чтобы на руках было шесть карт. Если колоды не хватает на всех, оставшиеся карты делят поровну.

Финал

Один или несколько участников, оставшиеся без карт, побеждают. Игрок с картами на руках — проигрывает. Во время последнего хода личные колоды могут закончиться у всех, и тогда объявляется ничья.

Советы эксперта о том, как научиться играть в Дурака

Рассказывает Вячеслав Полонский, один из авторов виртуальной энциклопедии игр Game Wiki:

— Чтобы понять принципы Дурака, достаточно посмотреть одну партию и принять участие во второй. Научиться играть хорошо — задача более сложная. У многих опытных участников собственный стиль игры, которому они не изменяют. Наблюдайте за действиями оппонента, это поможет подловить его. 

Тренируйте память и учитесь запоминать карты, которые ушли в отбой. На финальной стадии это поможет разгадать, что осталось у оппонента. В середине и конце партии подключайте аналитическое мышление. Ходы нужно просчитывать, как в шахматах, и думать, как на них может ответить соперник. 

Простой совет для новичков: крупные козыри — «даму», «короля» и «туза» — приберегите до конца, но не засиживайтесь с ними. У других игроков карты могут закончиться, а вы останетесь со своими козырями. 

Популярные вопросы и ответы

Разобрали еще несколько моментов интересной забавы и ответили на частые вопросы.

Чем отличается онлайн-игра Дурак с компьютером от игры с реальными людьми?

В зависимости от сложности виртуального алгоритма, выступающего оппонентом живого игрока, программы делятся на те, что считают карты, которые уже были в игре и другие, которые просто ходят и кроют масти и ранги, которыми на него сходили. Интереснее и веселее играть в компании, но если рядом никого нет — подойдет и такой вариант. 

Можно играть в игру Дурак на компьютере, но с реальными людьми: с другом или незнакомцем, который находится онлайн и готов участвовать в партии.

С какого возраста можно играть в Дурака?

Строгих ограничений на этот счет нет, все зависит от уровня развития и усидчивости ребенка. В 6-7 лет дети могут освоить правила игры за несколько партий.

Какие существуют похожие игры на Дурака?

Дурак основан на принципе отбоя. По аналогичному играют во Всяк свой козырь, Дамку (другое название — Акулина) и Верю — не верю. Однако сегодня не так много знатоков их правил.

Какие есть виды игры в Дурака?

История карточных игр сохранила несколько вариантов этого развлечения, например: Дурак английский, японский, оборотный, с отказом, наваленный, дорожный.
  1. Розалиев Н. Ю. Карточные игры России. 1991.
    URL: https://www.litlib.net/bk/111920/read