Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics

Ситуация в московских аэропортах: Одни рейсы отменили, другие - нет

Достоверных данных о том, как распространяется пепел исландского вулкана, пока нет

В России отменены или задержаны более 180 рейсов из-за последствий извержения вулкана в Исландии. В «Шереметьево» задержано или отменено 85 рейсов. Вылета ожидают 3 тысячи человек, из них 850 транзитных пассажиров, которые размещены в гостинице. Еще около 5 тысяч пассажиров вернули билеты. В «Домодедово» задержан или отменен 41 рейс. В аэропорту находится порядка 500 человек. Такие же показатели по многим другим аэропортам. А Европа практически вся закрыта для воздушного сообщения. Александр Милкус недавно вернулся из «Домодедово», ему не удалось улететь по месту назначения. Какая обстановка в аэропорту?

А. Милкус: Ситуация очень плохая. Я не уверен, что данные, которые только что озвучили в эфире, что 500 человек в «Домодедово», это правдиво. Я бы умножил эту цифру минимум в несколько раз. Там существенно больше людей. обстановка очень пасмурная, люди хмурые. Ничего непонятно, как вести себя. И очень интересно, как ведут себя авиакомпании при этом. «Эйр Молдова», например, честно отменила рейс. А я должен был улетать «Трансаэро» в Одессу. Что они сделали и на что попалось очень много людей? На сайте, где находится табло аэропорта «Домодедово», была объявлена в 7 утра регистрация. Я увидел, что регистрация объявлена, сел на такси и приехал. Регистрация проводилась, но рейс отправлен не был. Было объявлено, что он задержан до часу дня. Что это значит для авиапассажиров? Это означает, что по правилам Росавиации, если задержка рейса происходит больше чем на три часа, то авиакомпания должна нас обеспечить теплым питанием. А если меньше чем на три часа, то только могут дать водичку. И вот «Трансаэро» продлило на три часа, потом еще будет продлевать. И люди оказались в аэропорту в подвешенном состоянии. Они не знают, вылетит самолет или нет. Они знают, какова судьба их рейса. Но они теперь знают, что авиакомпания их ничем не обеспечит – ни питанием, ничего.

- Ты считаешь, что авиакомпании хитрость проявляют?

- Да, авиакомпании пытаются сейчас хитрить. Я понимаю, они сами не знают, что делать. Они не знают, когда откроют небо. Они не знают, когда будут полеты. И они пытаются минимизировать свои расходы. Но если бы была информация на сайте того же «Трансаэро» или на сайте «Домодедово», постоянно обновлялась информация о том, что происходит. Ее нет. Получить ее нереально ни в одном из аэропортов.

В. Лаговский: Ты пытался вылететь из «Домодедово». В «Шереметьево» тоже рейсы отменены. Я живу в районе Переделкино, от меня недалеко расположен аэропорт «Внуково». Самолеты заходят на посадку как раз надо мной. Каждые две минуты было по самолету. Самолеты где-то летают. Почему так? Пространство воздушное одно. Почему странные избирательные меры?

- То же самое и говорю, что полностью отсутствует ситуация. В Росавиации с представителями аэропортов, крупных авиакомпаний должен быть создан штаб по информированию нас, потребителей, пассажиров. «Эйр Молдова» отменила рейс. Пространство над Кишиневом закрыто, лететь нельзя. Украина отменила рейс. Белоруссия – самолеты летают. Как можно понять? При этом рейсы на Польшу, в Варшаву отменены со вчерашнего дня.

В. Лаговский: При этом было объявлено, что облако накрыло Белоруссию.

А. Милкус: Летят самолеты. При мне вылетели по расписанию рейсы с нашими коллегами в Египет и Израиль. Израиль летит над Украиной.

В. Лаговский: У меня складывается впечатление, что нет централизованных данных о расположении вулканического пепла в воздушном пространстве Москвы и Московской области и над Европой. Хотя МЧС постоянно передает, как перемещается пепел. Сегодня было сообщение, что он прошел Мурманск, на Новую Землю пошел.

В. Лаговский: Якобы ветер сменился. Но дальнейшего использования этой информации нет. Получается, что одни авиакомпании летают, другие – нет. Получается, одним компаниям это все по барабану, а другие пугаются.

А. Милкус: Дело не в авиакомпаниях. Я думаю, дело в авиационных комитетах стран. Украина, видимо, решила перестраховаться. Может, после событий в Смоленске. И они закрыли пространство в своих аэропортах. Не летают самолеты на Украину. В Белоруссии немножко другая ситуация или более смелый начальник. Они открыли, летают. Рейсы из «Домодедово» в Санкт-Петербург отменены. Из «Шереметьево» рейсы на Санкт-Петербург летают. Две мысли в одной и той же голове.

В. Лаговский: Полная неразбериха. Ситуация странная. Если опасность действительно существует, то те, кто летает, они рискуют. Если опасности нет, то те, кто не летает, зря страдают. Где правда?

- Есть мнение, что это слишком преувеличено. Раньше тоже были извержения вулканов, но таких масштабов это не приобретало.

В. Лаговский: Вулканы извергаются по всему миру, почему внимание к вулкану в Исландии? Это извержение не совсем обычное. Оно связано с тем, что вулкан извергает очень много пепла. Не каждое извержение дает столько пепла. Вулкан в Европе, он очень близко. Очень много пепла. Роза ветров такая, что ветер несет его на Европу. Это все и создало такую катастрофическую ситуацию. Извержение не прекращается. Пепел продолжает выделяться и пополняет концентрацию. Но воздушное пространство Москвы довольно далеко от Исландии. То облако, которое долетает до нас, достаточно жидкое. Вопрос – есть ли службы, которые определяют, насколько оно жидкое или густое. Насколько оно опасно для воздушных перевозок. Никто не объявлялся. Ни одного официального сообщения о том, что кто-то оценил эту ситуацию. Может, это МЧС должно оценивать? Случилась такая вещь – и люди пасуют.

А. Милкус: Это началось в четверг

В. Лаговский: 14 апреля – среда. Началось извержение. В четверг уже пошло на Англию. И они сразу среагировали. Вся страна. А почему у нас такой реакции нет?

А. Милкус: Уже в субботу можно было какую-то структуру создать, которая бы помогала людям, которые собираются летать. При мне ситуация была такая: немец два дня сидит в аэропорту. Он взял билет по дешевому туристическому тарифу. Ему готовы вернуть деньги в размере 1 тысячи рублей. Он здесь был в командировке. У него денег нет. Осталась карточка. И он не знает, что делать. Мы знаем стоимость ресторана пообедать в «Домодедово». Этих денег хватит на один обед. Как добираться домой? На поезд билетов нет. когда полетят – непонятно. В такой же ситуации находятся и граждане других стран.

В. Лаговский: Еще раз хочется сказать: нет централизованной реакции. А есть приборы – лидары. Они с помощью лазера зондируют атмосферу и определяют содержащиеся в ней примеси. Со спутников можно снять эти облака, как они располагаются. Обычное распознавание тут не годится. Эти облака не влажные, не видны на традиционных приборах. Они сухие. И достаточно высоко расположены.

А. Милкус: Ситуация такая. Авиакомпания возвращает деньги за билеты. Я оставил заявку. Сколько мне вернут из этих денег, я не знаю. Я понимаю, что они тоже несут убытки. Они эти убытки наверняка попытаются покрыть за счет пассажиров. Вернут ли они мне полную стоимость билета? Такого форс-мажора еще не было. Или что-то удержат для себя любимых? Я не знаю. Мне сказали, что деньги возвращают, если ты покупал по карточке, в течение 5 банковских дней. Сотрудники авиакомпании «Трансаэро» на стойке – их много, они пытаются с людьми разговаривать. Нельзя сказать, что там большая очередь. Но они сами никакой информацией не обладают. Они такие же сотрудники авиакомпании, они пользуются теми же информационными источниками.

В. Лаговский: Когда-нибудь этот пепел осядет.

А. Милкус: В «Домодедово» очень интересная ситуация. Многие рейсы не отменены, а отложены до часу дня.

В. Лаговский: Эта хитрость позволяет авиакомпаниям не кормить пассажиров, а только поить водичкой.

А. Милкус: Таких отложенных рейсов штук тридцать. Люди бегают и не знают, почему именно до часу.

В. Лаговский: На нашем сайте прочел один из отзывов на это буйство стихии. Люди пишут: что за безобразие, куда смотрят коммунальные службы Исландии? Почему не убирают пепел? Мы же им денег дали.

А. Милкус: Да, мы дали денег, когда у них был кризис. Кредит дали. Я думаю, что сейчас надо людей ориентировать на сайт «Комсомольской правды», где много информации об этом. Есть комментарии юристов, как вести себя авиапассажирам, которые не смогли улететь по такой странной форс-мажорной ситуации. Это единственно, что "Комсомольская правда" в данном случае может сделать – предоставлять информацию по мере ее поступления на сайте и по радио.

Судя по всему, в ситуацию уже должно вмешаться правительство России. Потому что по-другому уже нельзя.