Как заинтересовать ребенка учебой: советы нейропсихолога

Готовиться к началу учебного года надо заранее, и главная задача родителей в этом — вызвать интерес к учебе. Наша пошаговая инструкция и советы нейропсихолога подскажут, как заинтересовать ребенка учебой

Анна Лукьянова
Журналист КП
Анастасия Екушевская
Академический директор Skysmart English, нейропсихолог, кандидат философских наук
Есть, конечно, уникумы, которым невтерпеж засесть за учебники, но большинство детей в школу не рвутся. А готовиться к 1 сентября уже пора, в первую очередь морально. Главная задача родителей —зажечь тягу к знаниям. Действовать нужно с умом. Ведь по мере взросления само- и мироощущение детей меняются, и то, что мотивировало в начальной школе, не работает в старшей.

Развитие интереса к учебе у детей разных возрастов

Как пробудить интерес к учебе, какие кнопки нажимать, рассказывает Анастасия Екушевская, академический директор Skysmart English, нейропсихолог, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Младшеклассники (6−9 лет): Играем, гуляем, говорим об эмоциях

— Многие родители полагают, что ребенок готов к обучению, когда достиг определенного возраста (чаще всего 7 лет) и освоил счет, сравнение, чтение и прочее. Но помимо интеллектуальной готовности есть еще физиологическая, психологическая и эмоциональная, которые определяются умением ребенка следовать правилам и делать не то, что хочется, а то, что нужно, — говорит эксперт. — В младшем школьном возрасте это намного важнее для мотивации и любви к обучению, чем набор знаний.

Следите, чтобы ребенок гулял (насыщал мозг кислородом), хорошо питался, соблюдал режим дня. Это уже приучит к определенной саморегуляции. Полезны будут нейропсихологические игры и упражнения, которые развивают умение планировать и контролировать свои действия, тренируют память, внимание, способность сосредоточиться.
Как понять, с чем у ребенка сложности? Обратите внимание, на что он обычно жалуется.

  • «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — проблема с памятью.
  • «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.
  • «Не понял» —проблема с мышлением, скоростью обработки информации.
  • «Не могу представить» — проблема с воображением.

Также важна работа с эмоциями. Через игры, книжки проговорите с ребенком его переживания и страхи, связанные со школой, подскажите, как себя вести, если кто-то обидел, что-то не получается и так далее.

Подростки (10−14 лет): Знания — это сила!

— Покажите, как здорово, например, учить английский: поедем за границу, и ты сам сможешь заказать себе в кафе напиток или любимое блюдо! Знание, подкрепленное практической пользой, — хороший стимул к обучению в этом возрасте, — напутствует Анастасия.

Также важно находить интересные форматы изучения предметов. Историю можно дополнительно к учебникам изучать по интерактивным видео на YouTubе или сериалам, математику — через игры и приложения. Пусть ребенок попробует разные форматы и выберет самый интересный. Увлечения тоже могут стать инструментом обучения — те же компьютерные игры. Поиграйте вместе, попросите рассказать, что его там привлекает.

Самое важное правило — интересоваться тем, что нового ребенок узнал в школе, а не только его оценками.

Старшеклассники (15−17 лет): Путь к мечте — через уроки

— В первую очередь им нужно помочь сформулировать ответ на вопрос, зачем они учатся: где школьные знания пригодятся в жизни, как помогут реализовать мечту, повлияют на социальный статус и уровень жизни, какие перспективы откроют и так далее, — продолжает специалист. — Подростку важно, чтобы родители воспринимали его как равного в принятии важных для его жизни решений: поступление в вуз, выбор профессии. Чтобы его слышали, не критиковали, поддерживали, направляли — тогда и мотивацию он сам выстроит.

Родителям: Хвалите грамотно

Для пап и мам важно самим позитивно говорить о школе, обучении, получении знаний и их применении. Если в каждом разговоре взрослые будут выдавать что-то вроде: «Скоро в школу, какой кошмар!» или «Сынок, половина того, что я учил в школе, так и не пригодилась», ребенок будет зеркалить негатив. Наоборот, рассказывайте, как знания позволяют что-то качественно менять в жизни, в мире, сами читайте книги, учитесь, узнавайте новое. А еще чаще обнимайте и хвалите ребенка. Но вместо дежурного «молодец» обязательно говорите, что именно он сделал хорошо, чем вас порадовал, в чем его сильные стороны.

Что еще сработает?

1. Повторите пройденное: выкроите полчаса-час в день, чтобы вспомнить таблицу умножения, написать диктант, порешать задачки. В сентябре ребенок будет чувствовать себя увереннее.

2. Устройте полезный поход на школьный базар: объявите ребенку сумму, которую собираетесь потратить, а он пусть сам выберет ранец, пенал, тетрадки. Вот вам и повторение математики, и азы финансовой грамотности, и положительные эмоции, связанные со школой.

3. Организуйте ребенку «послевкусие» каникул осенью — занимайтесь в выходные тем же, что и летом: пикник, велопрогулка, кино, футбол во дворе.

4. Выберите интересные дополнительные занятия: кружки, секции. Так ждать сентября веселее. А сами заранее продумайте, как будете все успевать и кто вам будет помогать.

    Книжки для первоклашки

    Лучшая репетиция для будущих первоклашек — поиграть дома в школу или почитать книжки, герои которых рассказывают о том, как пошли в первый класс первый раз, что было трудно и страшно, а что легко и весело. Особенно это полезно для ребят, которые сильно переживают по поводу всего нового и незнакомого.

    • «Я туда не пойду». Катрин Леблан, Дани Обер и Эва Тарле.
    • «Зайчонок Тим идет в школу». Ирина Зартайская.
    • «Пес Веник идет в школу». Коля Гутман.
    • «Откуда берутся друзья?». Елена Ульева (из серии книг про эмоции).
    • «Маленький Мы в школе. История о том, как плохо, когда все против одного». Даниэла Кункел.
    • «Что делать, если…». Людмила Петрановская. Ответы на актуальные для любого ребенка вопросы: что делать, если тебя дразнят, трудно учиться, потерялся, боишься темноты, застрял в лифте и другие.

      Восстанавливаем режим сна

      Прежде о нормах. Вплоть до седьмого класса школьникам положено спать 10-10,5 часа, а первоклассникам медики советуют добавлять пару часов отдыха днем. То есть чтобы утром встать без проблем в семь, в 21.00 нужно быть в кровати. В 8-9-м классе нормы чуть ниже — 9-9,5 часа, в 10-11-м классе — 8-9 часов, как у взрослых. При недосыпе работоспособность снижается на треть! Расслабились на каникулах? Начинайте перестраиваться прямо сейчас.

      Не переходите резко на подъем «как в школу». Лучше каждый день ставьте будильник на 10-15 минут раньше, а вечером старайтесь укладываться в одно и то же время.

      Шумные игры, серьезные разговоры — до 19.00. А за час до сна уберите подальше гаджеты.

      Придумайте ритуал подготовки ко сну: вечерний душ, прогулка, чтение. Спать лучше в полной темноте и в хорошо проветренной комнате.

      Приучаем к самостоятельности

      Большинство школьников испытывают трудности в обучении из-за низких способностей к самостоятельному выполнению заданий — исследование ученых из МГППУ.

      «Хотите самостоятельности детей? Приучите! — советует родителям младшеклассников педагог и мама Ирина Селищева в своем блоге. — Ребенок сидит за столом, вы рядом. Он проговаривает, что и куда будет писать. Даже если это простые палочки. Стихи наизусть учите вместе, но не как в детском саду: говорите ребенку, чтобы прочитал две строчки, потом закрыл учебник, повторил, если не запомнил — еще раз прочитал. Да, каждое промежуточное действие нужно проговорить, проконтролировать, проделать не один раз. Зато потом будет вам счастье».

      По этой же схеме репетируйте, как сложить портфель, приготовить форму на завтра, сделать уроки: показываете все пошагово, потом проделываете все вместе с ребенком, далее — сам. Пока не доведете до автоматизма.
      Фото на обложке: pexels.com

      Made on
      Tilda