Поколение Z: как работодателю найти с ними общий язык?

Выделяй! Мотивируй! Поощряй!

«Авито Работа» рекомендует работодателям активно готовиться к приходу на рынок труда представителей поколения Z и дает советы, как наилучшим образом использовать отличительные черты тех, кто родился 18−20 лет назад и позже.

На поиски работы выходят представители поколения Z — так называют тех, кто родился в самом конце 90-х и начале «нулевых». Эксперты-кадровики призывают готовиться: это поколение сильно отличается от предыдущих, «Х» и «Y», и сможет радикально изменить не только рынок труда, но и мир, в котором мы живем. Смена поколений никогда не проходит гладко, старшие и опытные не готовы уступать молодым и активным, молодость, в свою очередь, не готова ждать. Однако американский исследователь трудовых отношений, автор книги «Поколение Z на рынке труда» Дэвид Стиллман рекомендует работодателям (тоже в массе своей представителям более старших поколений) не занимать оборонительную позицию, не отстаивать свои принципы взаимоотношений в коллективе, а активно и тщательно готовиться к приходу «зетов». Потому что они быстро принимают решения, быстро учатся, очень быстро находят нужную им информацию, и могут принести немало пользы любой компании. Мы попросили Дмитрия Пучкова, эксперта сервиса по поиску работы и сотрудников «Авито Работа» выделить ключевые признаки поколения Z и объяснить, как работодатели могут наилучшим образом использовать эти качества «зетов» в работе.
Дмитрий Пучков
Категорийный менеджер сервиса
«Авито Работа»
Мы попросили Дмитрия Пучкова, эксперта сервиса по поиску работы и сотрудников «Авито Работа» выделить ключевые признаки поколения Z и объяснить, как работодатели могут наилучшим образом использовать эти качества «зетов» в работе.
1
Это первое поколение, которое родилось в полностью цифровом мире. Они легко осваивают новые гаджеты и крайне эффективно фильтруют информацию в поисках именно той, что нужна для выполнения задания.
Дмитрий Пучков:

Мировые исследования говорят, что 70% молодёжи проверяют смартфон каждые две минуты, используя, при этом, 5−7 любимых приложений. Все свои жизненные вопросы они решают с помощью смартфона: заказывают еду, вызывают такси, покупают одежду, учат иностранные языки, оплачивают счета, находят работу или подработку. Наша аналитика показывает, что 70% аудитории Авито приходит через мобильное приложение, поэтому если вы хотите нанять представителей поколения Z, — размещайте вакансии онлайн, например на Авито Работа. Если «зеты» в вашей компании уже работают, позволяйте им внедрять цифровые решения, особенно в выполнение рутинных задач (чаты в мессенджерах для постановки задач и обсуждения текущих вопросов, программы по тайм-менеджменту), отдавайте им на тестирование новую технику или программное обеспечение. Наш сервис позволяет отправить соискателю геолокацию того места, в котором состоится собеседование — так вы сразу «покорите» сердце «зета».Чтобы пригласить его на встречу, зайдите в чат с этим кандидатом и нажмите «+». В меню выберите пункт «Место встречи». Соискатель получит не только карту, но еще и сигнал о том, что современные технологии для такого работодателя, как вы, — не пустое место.

2
«Зеты» не любят подолгу сидеть на одном месте. Значит, их можно увлечь командировками.
Дмитрий Пучков:

Используйте эту особенность для того, чтобы совместить приятное с полезным. При выборе места работы многие Z отдадут предпочтение тем работодателям, которые могут предоставить командировки или возможность познакомиться с другими культурами. Если же командировок у вас нет, то попробуйте совместить поездки с обучением. Так поступают наши друзья — сеть баров в Казани: они постоянно отправляют своих барменов на международные и всероссийские конкурсы. Это положительно влияет на репутацию работодателя, позволяет сотрудникам путешествовать и повышать свой профессионализм. Одни плюсы. Если ваша компания тоже отправляет сотрудников в интересные и полезные командировки — обязательно укажите это в вакансии. А в ходе первой встречи с интересным соискателем дайте ему понять, что вы уважаете его ценности и готовы помогать во всем
3
«Зеты» не ставят во главу угла университетский диплом. Они предпочитают учиться непосредственно тому, что требуется от них здесь и сейчас, от тех, кто уже это умеет. Это значит, что, если «зета» заинтересовать в получении нового навыка, он быстро научится у более опытного коллеги.
Дмитрий Пучков:

Исследования показывают, что молодому поколению не так важно, насколько популярен бренд работодателя, но при этом возможность профессионально развиваться имеет большое значение для 60% «зэтов».

По статистике, 36% молодых людей хотят видеть в своем руководителе наставника. Они действительно готовы слушать авторитетов и быстро обучаться, если поймут, что навык нужен для профессионального развития. На каждом новом месте работы «зеты» рассчитывают на вводный тренинг и наставничество. Найдите опытного сотрудника, который возьмет шефство над новичками, поможет не только разобраться с обязанностями, но и наладить сотрудничество с командой. Не останавливайтесь на этом — создавайте программы коучинга и проводите тренинги — «зеты готовы учиться дальше и повышать компетенции. Z-сотрудникам нужны точные инструкции для выполнения работы. Не рассказывайте долго историю проекта, а кратко изложите, что делать. Будет еще лучше, если объясните наглядно — набросайте схему или покажите пример из похожего проекта. Чтобы не забыть, что кандидата интересует профессиональное развитие, добавьте заметку к его резюме на Авито. Это поможет вам сделать идеальное предложение о работе, которое обязательно заинтересует понравившегося вам соискателя. «Зеты» очень ценят свою индивидуальность, и если он увидит в предложении возможности, совпадающие с его желаниями — он точно выберет вас.
4
«Зеты» бесконечно верят в собственные силы. Это значит, что им можно поручать сложные задачи. Они найдут решение, которое подойдет именно в их случае, даже если оно не содержится в традиционных инструкциях по решению таких задач.
Дмитрий Пучков:

Это действительно так, сложные задачи их подзадоривают. Но здесь главное соблюсти баланс. Поставить задачу и смотреть, справится или нет — не лучший вариант действий руководителя. Если же амбициозную задачу подкрепить наставником, дать ориентиры или просто подсказки — будет толк!

В выполнение ежедневных заданий стоит добавить элемент игры: более 77% «зетов» назвали геймификацию (умение привносить в процесс игровое начало) важным навыком руководителя. Более того: сегодняшние 18−20-летние говорят, что когда сами станут начальниками, будут превращать рутинные операции в интересные задания с игровым началом.

Еще один совет: сделайте акцент на особой роли наград. Поощрения для «зетов» играют значительную роль, они хотят понимать, что после успешно выполненного задания они получат вознаграждение, и речь здесь идет не только о финансовых бонусах: многие компании разрабатывают корпоративные системы поощрения — значки, футболки, дополнительный выходной и т. д.
5
«Зеты» родились и выросли в эпоху кризисов и нестабильности. Безопасность и стабильность для них очень важны. Это значит, что они будут не разрушать основы, заложенные предыдущими поколениями работников и руководителей бизнеса, а, наоборот, предлагать решения, которые сделают этот мир еще безопаснее.
Дмитрий Пучков:

Несмотря на кажущийся беспорядок, хаос, в котором живет поколение Z, его представители хотят, чтобы каждый шаг и движение были направлены на максимальную пользу миру и себе. В этом, конечно, есть немалая доля юношеского романтизма, но представьте, как вы сможете выгодно выделяться, если начнете собирать батарейки для правильной утилизации или продвигать идею отказа от пластиковых стаканчиков на работе. Подобные инициативы не требуют больших бюджетов и всегда найдут отклик в сердце Z-соискателя. Социологи это подтверждают. По результатам опроса, который в 2019 году провел ВЦИОМ, 35% сотрудников в возрасте 18−24 лет приняли участие как минимум в одном корпоративном волонтерском проекте. Больше только у ветеранов — работников старше 60 лет: 37%.

При этом стабильность для «зета» не означает «одна работа на всю жизнь». Менять работу — нормально, искать предложение лучше — нормально, пробовать себя в разном — нормально. Z-поколение спокойно относится ко всем профессиям. Они не разделяют их на плохие и хорошие, главное, чтобы соблюдался баланс работы и личной жизни. Они могут с большой любовью и заинтересованностью работать барменом или автомехаником, потому что нравится. Чтобы им нравилось то, чем они занимаются у вас, предлагайте возможность гибкого графика, гибкой оплаты труда — не два раза в месяц, а каждый день. А чтобы повысить доверие к вакансиям вашей компании, создайте брендированную страницу, размещайте в вакансиях реальный логотип, используйте качественные фото- и видеоматериалы. Этот шаг поможет «зету» зацепиться именно за вашу страницу в ходе быстрого скроллинга списка компаний или вакансий. Кроме того, этот шаг повысит доверие к компании, создаст у соискателя уверенность в том, что вы — надежный работодатель.

Комментарии для сайта Cackle
Советы экспертов
Made on
Tilda