Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics

Прелести и ужасы туризма в России

Отдохнуть где-то, где-то. Посредине лета
Многие россияне предпочитают отдыхать старым испытанным способом - «дикарями», экономя на курортах и базах отдыха с сомнительным сервисом

Многие россияне предпочитают отдыхать старым испытанным способом - «дикарями», экономя на курортах и базах отдыха с сомнительным сервисом

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В прямом эфире радио КП генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Сергей Зенкин, редактор отдела «Клуб потребителей» «Комсомольской правды» Валентина Терехина, редактор вкладки «Отдохни» «Комсомолки» Юлия Смирнова и ведущий Арташес Антонян обсуждают, почему в Турцию до сих пор съездить дешевле, чем отдохнуть в России.

Антонян:

– Поговорим на приятную тему отдыха – самый разгар, середина лета. Как пел Меладзе: «Где-то, где-то посредине лета». Кто-то успел отдохнуть, кто-то только планирует. Тема – летний отдых на российских курортах: прелести и ужасы – есть ли они? Сергей Зенкин, генеральный директор туристической компании «Роза ветров», Валентина Терехина – редактор отдела «Клуб потребителей» «Комсомольской правды». И Юлия Смирнова, редактор вкладки «Отдохни». Я смотрю, вы после отдыха – у вас загар.

Смирнова:

– После отдыха только Валентина. У меня загар подмосковный, с Пироговского водохранилища.

Антонян:

– Это был как курорт?

Смирнова:

– Это каждые выходные.

Терехина:

– Мой загар тоже отечественный, северный.

Антонян:

– Вы отдыхали в нашей стране?

Терехина:

– Да.

Антонян:

– Какие прелести и ужасы?

Терехина:

– Ужасов не было, прелестей было много. Мы с семьей путешествовали на теплоходе по Волге, по каналам, дошли до острова Валаам, были три дня в Петербурге – в общем, восторг, полны впечатлений.

Смирнова:

– Это был первый круиз?

Терехина:

– Шестой или седьмой водный круиз. Пассажиры теплоходов делятся на две группы: кто в первый раз, и кто стал бывалыми речными волками, с удовольствием ходят в круизы – подсаживаются на такой отдых по реке.

Антонян:

– Если говорить «за» и «против» – давайте выделим плюсы отдыха у нас, и какие минусы этого отдыха. Почему некоторые до сих пор предпочитают Турцию, Египет? Турция – жарко, Египет – дорого.

Смирнова:

– Наш эксперт Сергей Николаевич занимается отдыхом и российским, и зарубежным.

Антонян:

– Давайте по статистике определим, какие предпочтения?

Генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Сергей Зенкин

Генеральный директор туристической компании «Роза ветров» Сергей Зенкин

Фото: Евгения ГУСЕВА

Зенкин:

– Наша страна – огромная территория, огромное население – 160 миллионов. И очень небольшое побережье, где можно отдыхать, плавать, загорать. Поэтому курорты Краснодарского края, побережья Азовского, Черного морей будут всегда востребованы. Может, кому-то не нравится – но поедут все равно, потому что нужно оздоравливаться. Для многих это реально по деньгам, по времени, по возможности.

Антонян:

– То есть главный плюс – это что дешевле?

Зенкин:

– Сегодня так не скажешь. Просто удобнее, привычнее, доступнее. Кому-то дотируется проезд, у кого-то нет заграпаспорта – по статистике от 17 до 20 процентов их имеют. Привычнее ехать в Анапу, Сочи, Геленджик.

Смирнова:

– То, что люди все равно поедут – мне кажется, расслабляет жителей курортных регионов. Мне кажется, у них есть ощущение с советских времен: зачем улучшать сервис, что-то новое придумывать – все равно приедут.

Зенкин:

– К сожалению, такое есть. Хотя сейчас психология изменилась, люди понимают, что это устойчивый поток будет тогда, когда хорошо подготовятся: накормят, напоят, радушно встретят, море будет чистое, пляж уберут. Все понимают, что не только хотят люди позагорать, но что-то увидеть, что-то сделать. Почему сегодня очень хорошее обслуживание на многих базах. Есть в Лазоревском «Прометей-клаб». Это четыехзвездочный отель.

Антонян:

– Сколько он стоит?

Зенкин:

– Дорого. Но сколько бы людей там ни было – наших туристов, моих знакомых, – ни один ни сказал, что цена завышена или ниже тех услуг, которые даются. Я туда отправлял жену с ребенком – у детей полный восторг.

Антонян:

– У нас появилась такая функция: все включено?

Зенкин:

– Да. Кстати, «Прометей» – это та структура, где все включено: от круглосуточного питания – причем, есть детское, взрослое, вечернее меню. Есть и гастрономические рестораны. Кому-то нравится шведский стол, кому-то хочется посидеть и заказать специфическое.

Антонян:

– Звучит заманчиво.

Смирнова:

– Вообще-то процентов 70 квартиру снимают, выбирая частный сектор.

Зенкин:

– Дешевле. К сожалению, до курортов дорого добираться, велика транспортная составляющая.

Антонян:

– Цена билетов – что в Турцию, что на наши курорты.

Зенкин:

– Нет, в Турции сегодня дешевле. Мы привыкли сравнивать с советским периодом, когда было 980 всесоюзных маршрутов, и все летали. Но была дешевая транспортная составляющая. Из Москвы в советское время 25-28 рублей стоил билет до Сочи, до Адлера. Это четверть зарплаты. Транспортные составляющие сейчас многие разрушены. И все летают и ездят по ж/д через Москву. Поэтому весь туризм сегодня стал дороже.

Зенкин:

– Тот экскурсионный туризм, о котором принято говорить, базировался на железной дороге. Сегодня, чтобы поехать в Нижний Новгород, 50 процентов 2-3-дневного тура стоит экскурсион, проживание. И 50 процентов стоит добраться до Нижнего Новгорода.

Антонян:

– Я на форуме почерпнул цифры: знакомые съездили в Анапу в начале июня втроем: два взрослых и ребенок, на машине, на 9 дней. Потратили 110 тысяч рублей. Для сравнения: мы съездили с семьей в Египет в начале мая: два взрослых и ребенок, 12 дней – потратили на путевку 80 тысяч рублей. При этом все включено, жили в центре Наама Бей.

Зенкин:

– Египет в этот период демпинговал – была нестабильная политическая ситуация, поэтому цена там была ниже. Вы затронули транспорт. Только в центральном регионе России около 30 процентов всех машин находится в центральной России. И люди будут путешествовать на машинах – для многих это доступно, реально.

Антонян:

– Но это же долго, нудно.

Зенкин:

– Надо сделать, чтобы это не было нудно – это должно быть красиво.

Антонян:

– Но у нас нет придорожного сервиса.

Зенкин:

– Вся страна сегодня стала слишком разобщенной из-за того, что транспортная составляющая. Весь внутренний туризм сначала надо сделать для своей области, для своего города, для ближайших областей. Потом уже для федерального уровня, для иностранцев, и так далее. Сейчас нужно сделать страну удобной для путешествия своих граждан. Им нужно весь туризм развивать с придорожного сервиса, мотелей, кафе.

Смирнова:

– Что-то появляется, что-то меняется?

Зенкин:

– Меняется. И по черному морю – посмотрите, трасса Ярославская, куда очень приятно выезжать. Есть очень много хороших кафе, туалеты.

Антонян:

– Но в любом случае на машине тратишь сутки отдыха туда, сутки – обратно.

Зенкин:

– А вы рассматривайте не как трату, а как приключение, как путешествие. Вы проехали два часа, заехали в красивое место, отдохнули. Так и надо выстраивать туристические маршруты – чтобы вы заранее знали: по этому пути не надо ехать сутки, я лучше буду ехать трое суток, но заеду в Переславль-Залесский. Или посмотреть очень красивое озеро. Отдохнуть, какие-то мастер-классы – заехать на кузницу, и еще что-то. Путешествие – это всегда интересно.

Антонян:

– Валентина, почему вы шестой год подряд выбираете?

Терехина:

– Не подряд, но во всяком случае.

Смирнова:

– То есть вы избегаете самолетов, поездов, автомобилей?

Терехина:

– У нас в этом смысле универсальный отдых. Потому что снимаются проблемы автомобиля. Для сравнения – мы на автомобиле ездили в Плес – частично дорога такая, как будто со времен немецкой бомбежки не ремонтировалась. Этой проблемы на теплоходе нет. С другой стороны, все включено. Потому что экскурсионка – нет вопросов с отелями. Потому что в Петербурге теплоход стоит три дня, и получаешь те же впечатления, только не заморачиваясь с отелями. Конечно, проблема дороговизны.

Антонян:

– Сколько стоила ваша поездка, и сколько человек было?

Терехина:

– Н одного человека двухнедельное путешествие стоит около 50 тысяч.

Антонян:

– Это путевка?

Терехина:

– Это путевка, в которую все включено: трехразовое питание, развлечения, каждый день предлагается прекрасная программа на все вкусы для детей, для взрослых, для стариков. Но цена такая, что действительно можно съездить в Турцию.

Антонян:

– Какой маршрут, откуда он брал начало?

Терехина:

– Маршрут прекрасный. Можно рассказывать бесконечно. Всеми любимый Мышкин: те же кузницы. Кто там был, все расплываются в улыбках – все его любят. Он интересен тем, что у него нет истории. Это город, который сам себя сделал. У него было два пути: либо в нищете влачить свои дни и жаловаться на жизнь, либо сделать массу музеев. Там и кузница, и музей льна, и музей валенок. И мышку они придумали – получилось весело. По этому пути сейчас идут многие городки, многие села. Мы были в старом селе Сизьма в Вологодской области. Никто не слышал, и я тоже никогда. Но на самом деле потрясены. Пять человек в деревне живут в зимнее время, пять музеев, великолепная программа, угощают обедом из русской печи.

Антонян:

– Вы на теплоходе передвигались?

Терехина:

– Мы передвигались на теплоходе, потом была стоянка. Автобусами возили на экскурсии. Мы съездили, посмотрели множество великолепных монастырей, церквей, фрески Дионисия посмотрели, и вернулись на теплоход.

Антонян:

– Сколько дней длилась ваша проездка?

Терехина:

– Есть разные варианты. Мы были две недели. Но можно путешествовать и 10 дней, и неделю. Есть короткие путешествия до Углича¸ до Мышкина – 3-4 дня.

Звонок, Татьяна:

– В прошлые выходные мы с мужем летали в Адыгею. Нас пригласили на свадьбу. Оплачивали мы перелет, я знаю, сколько стоит проживание. Какой-то дом отдыха или пансионат. По тем меркам он очень крутой. Стоимость двухместного номера там 3100. Перелет нам с мужем обошелся 38 тысяч рублей туда и обратно, до Краснодара. В краснодарском аэропорту условия ужасные. Правда, там есть что посмотреть, там пляшут казачата. Вопрос: за что мы отдали эти деньги?

Антонян:

– В вашем случае отдых удался – вы знали соотношение цена-качество.

Терехина:

– Да, и мы знали, куда едем, что увидим. И примерно представляли уровень услуг, который нас устроил.

Антонян:

– Мы говорим: передвигаться по дороге. Но у нас не все дороги хорошего качества.

Зенкин:

– К сожалению. Если мы говорим, что перспективы в России – это автомобильный внутренний туризм. Это огромное количество машин и очень дорогие перелеты, ж/д. Поэтому люди будут ехать. Дороги плохие. Я недавно был на Селигере, завтра поеду в Переславль-Залесский. Я понимаю, насколько проблематично передвижение по нашим дорогам. Потому что все, кто едет – герои. Я еду – стоянка 500 рулей. В поле стоянка 500 рулей на машину, мне надо три дня по делам. Откуда берутся такие цены? Это поборы. И это все накладывается на удорожание поездки.

Антонян:

– Сергей Николаевич, но есть же та категория, которая любит прилететь, лечь на пляж на море, 2-3 экскурсии за 2 недели, и чтобы все было включено – чтобы голова не болела. И получается, что тот отдых, когда надо проехать по побережью, стоит столько же.

Зенкин:

– Это так. та же Анталия поднялась за последние 20 лет. Это были плантации – там не было ни туристов, ничего. У нас уже огромная история, огромный авторитет этих баз. Великолепные лечебные базы. Но они быстрее учатся. У них более экономические законы работают. Туризм – маленький кусочек картины бизнеса. И как любой другой бизнес с огромными проблемами идет в России – так и туризм развивается, так и дороги развиваются с огромными проблемами. Просто построить гостиницу – нужно огромное количество согласований. На побережье Краснодарского края от 5 до 20 тысяч есть частные мини-отели. Но минимальное количество их зарегистрировано. Не потому, что они не хотят регистрироваться. А потому, что там условия не соответствуют, или документация не подготовлена. И власти не готовы, и сами люди. Это проблема, которую можно решать только комплексно вместе.

Звонок, Дмитрий:

– Ключевое слово– менталитет. Та же Турция – отель четыре звезды, не из шикарных. Обед, завтрак, ужин – рядом со всеми блюдами стоит повар. Он смотрит на реакцию людей. Я поеду по нашей стране – не сравнить. Внутри нашей страны туризм не получится.

Зенкин:

– Мы занимаемся внутренним российским туризмом. И мы видим хорошие, позитивные сдвиги. Их надо поддерживать, подтягивать. Объективно – эти транспортные цены, когда люди не могут добраться до Москвы, до любого красивого места. Например, Алтай – мы все слышали, все знаем. Но как его ни рекламируют, а 80 процентов туристов – местные.

Смирнова:

– Я зимой была на Алтае. Мы сначала летели, часов 5 от Москвы. А потом 4 часа ехали на автобусе до Белокурихи, их прекрасного курорта.

Звонок, Сергей:

– Я с Краснодарского края, там родился, вырос. Сейчас живу в средней России, занимаюсь бизнесом. Дом у меня на побережье. Наши законы не дифференцированы. Турция – не очень большая страна, и туризм там, как и в Египте – одна из основных статей дохода бюджета. У нас Россия гораздо больше, и гораздо больше промышленных зон. Считаю, что для курортной зоны необходимы особенные условия: и налогообложение, и регистрация предпринимательства, и условия для гостиниц, и кредитование.

Антонян:

– Что делать для развития?

Зенкин:

– Много. Федеральная целевая программа была принята. За прошлый год только 11 процентов средств было истрачено из этой федеральной целевой программы. Потому что мало деньги выделить – надо ее согласовать.

Антонян:

– Почему эту систему не упрощают?

Зенкин:

– Что у нас можно сразу упростить? Но то, что у нас сегодня все обратились к туризму, что все регионы сегодня заговорили о туризме – это однозначно. То, что сегодня российский туризм будет – и в Москве особенно. Сейчас в Москве начинается подъем внутреннего туризма. В Москве многие годы затухал внутренний туризм. Потому что люди не знали, зачем ехать в Москву. В Питер – понятно, Золотое Кольцо – понятно. А зачем ехать в Москву – многим было непонятно. Сейчас в этом году пошел всплеск интереса к Москве. И многие транзитом едут, останавливаются, детей везут. И это радует.

Антонян:

– Короткий вопрос: будем отдыхать здесь или там?

Смирнова:

– Думаю, и там, и там. Можно не выбирать, а разнообразить.

Антонян:

– Вы еще отправитесь куда-нибудь на отдых?

Терехина:

– Как получится, посмотрим. Но в будущем мы планируем какой-нибудь круиз, может быть в новом направлении.

Антонян:

– И опять по России?

Терехина:

– В этот раз мы дошли до Валаама, в следующий раз может быть до Елабуги.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>