Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество7 декабря 2005 22:00

«Учытэлныца, садыс ка мнэ на калэнка!»

В московских школах все больше детей с трудом говорят по-русски
Приехал в Москву - учи и люби культуру народа, который здесь живет!

Приехал в Москву - учи и люби культуру народа, который здесь живет!

По прикидкам социологов, к 2010 году для каждого второго ребенка в российской столице русский будет вторым языком. Уже сегодня в Москве есть учебные заведения, в которых половина учеников - дети мигрантов. Там даже вводят новый предмет - «русский язык как иностранный».

Тема межнациональных отношений - сложная, тонкая, щепетильная. Все чаще читатели звонят в «КП» и жалуются на конфликты, которые возникают между самими учениками или между учениками и учителями. Как быть дальше? Сегодняшней публикацией мы начинаем разговор о том, что происходит в столичных школах.

Агрессивные гости?

- Русских выживают из школы! Сына избил азербайджанец, а учителям хоть бы что! - прокричал в трубку мужчина.

В жизни он оказался куда менее воинственным. Александр Медведев - высокий, светловолосый коренной москвич, программист.

- Из-за них я своих троих детей перевел в другую школу, - нервно начал он слегка прокуренным голосом. - Артем, старший мой, и раньше приходил с уроков какой-то дерганый. Я выяснил: учителя ребят против него настраивают. Но когда азербайджанец - отец одноклассника - его избил, мое терпение лопнуло. Сына лупили прямо в холле, рядом с охраной! А педагогам - наплевать! Эти азербайджанцы нам потом угрожали, обещали Артему, что ему еще хуже будет. А сами по-русски еле-еле говорят! А в итоге мы из школы ушли, а не они! И кто, по-вашему, «гость столицы»?

Школа № 1332 - новостройка в Юго-Западном округе Москвы. За аккуратной оградой - чисто выметенный дворик. Над входом табличка: «Школа с углубленным изучением области знаний «Искусство».

- Это у вас азербайджанцы русских детей бьют? - поинтересовался я у директора Марии Георгиевны, дочери знаменитого композитора Струве.

- Да если б не учителя, Артему Медведеву одноклассники давно бы уже «темную» устроили! И не азербайджанцы, а русские, - отрезала директор. - Педагоги и дети не раз замечали: врет, тащит все, что плохо лежит. Уроки срывал: хамил и говорил, что мы плохо знаем предмет. Мы сообщали об этом его матери. Она обещала, что примет меры. А на недавнем родительском собрании выяснилось: она просто боялась говорить мужу о проделках Артема. Медведев-отец на собрании сам заявил, что сына своего бьет - воспитывает так. И то, что приезжих на дух не переносит, тоже говорил, не стесняясь. Поэтому он и раздул тот случай с папой Зульфугара Мурадова. Быстренько пошел снимать побои, положил сына в больницу. Даже не пытался выяснить, что произошло. Мы потом сами вычислили: Медведев еще за день до того случая пришел в школу с синяками и ссадинами. Уверена: никаких угроз со стороны азербайджанцев не было. А вот отец Медведева звонил Мурадовым с угрозами - у них даже запись есть.

- Так бил взрослый мужчина мальчишку или нет?

- Нет, конечно! У нас есть несколько свидетелей: он только взял Артема за ухо и пригрозил, чтобы тот его сына больше не обижал.

Среди семиклассников 1332-й школы только два паренька нерусских. За первой партой сидит щупленький темноволосый мальчишка. На выразительном носу - очки с толстыми линзами.

- Что же вы с Артемом не поделили? - спрашиваю у Зульфугара Мурадова.

- Он меня бил. А мой папа за меня заступился, - с гордостью ответил паренек.

- Ну и кто, по-вашему, здесь межнациональную вражду разжигает? - продолжила директор Мария Георгиевна. - Азербайджанец, как нормальный отец, защитил своего ребенка. А русский, получается, тут же начал тыкать на национальность. А если бы на месте Мурадова оказался бы, допустим, Сидоров? Стал бы поднимать шум русский папа?

«Это школа только для грузин!»

Год назад в 223-й школу-новостройку возле метро «Войковская» пришел новый директор - Дали Макацария. А вслед за Дали Гивиевной в школу потянулись грузинские дети со всех округов Москвы. Родителям объявили: в 223-й откроются грузинский культурный центр и школа с грузинским этнокультурным компонентом. Поначалу ученики этому не сильно удивились: по всей Москве есть несколько десятков подобных школ - после основных уроков детям на факультативах преподают национальные языки и культуру. Но, как оказалось, у Дали Гивиевны были другие планы.

- Детей начали делить на грузин и негрузин, - вспоминает одна из мам, которая попросила меня не указывать ее фамилию. - Даже классы обозначили «н» - для грузинских ребят, и «а» - для наших. Спонсоры (я так поняла, тоже грузины) подарили школе спортзал с тренажерами. Оказалось, это было сделано только для темноволосых детей. Потом в школе появились книги по математике на грузинском. Сколько мы ни жаловались в Департамент образования - все бесполезно. Школьная администрация стала намекать: не нравится - до свидания! Так целыми классами и уходили.

- Из школы ушли и педагоги - сразу десять человек, - вспоминает Софья Аркадьевна, бывшая учительница начальных классов. - Одна наша мама правильно сказала: Дали Гивиевна - в первую очередь грузинка, а потом уже педагог.

Директор встретила меня в своем просторном кабинете. Возвышаясь в удобном кресле, Дали Гивиевна с мягким грузинским акцентом поведала мне о цели, которую ей поставил Департамент образования:

- Школа № 223 с грузинским этнокультурным компонентом должна воспитать современного москвича, который хранит и уважает традиции, наше культурное наследие!

- А как насчет разделения детей по национальному признаку?

- Никакого разделения нет и не было! - заупрямилась директриса. - И дети с учителями от нас не уходили! Вообще никаких жалоб мне не поступало.

Насчет жалоб, вернее, их отсутствия, Дали Гивиевна тоже погорячилась. Родители, чьих детей выжили из 223-й школы, показали мне толстенную папку своей переписки с чиновниками. Мало того, 1 июня, в День защиты детей, мамы и папы учеников 223-й даже организовали митинг против новых порядков. Только тогда Департамент образования стал разбираться с проблемой.

Классов с буквами «н» теперь уже нет. Как нет и ребят в начальных классах - молодые жители района «Войковский» не хотят вести своих детей в «грузинскую» школу.

Кстати, 1 июня в митингующей толпе тут же нашлись парни с фанатичным огнем в глазах. Они быстренько сориентировались и с выкриками «Слава России!» развернули плакаты «Выгнали из Абхазии, выгоним из Москвы!».

Андрей РЯБЦЕВ

Фото автора и из архива «КП».

КСТАТИ

Сколько именно детей мигрантов учится в московских школах - вот загадка для московских властей. По крайней мере корреспонденту «КП» точную цифру назвать не смог никто.

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Ребят нужно «перемешать»

- Школа самостоятельно эту проблему не решит. Вот у нас в начальных классах учится паренек-азербайджанец. Он своей классной руководительнице недавно заявил: «Эй, учытэлныца, иды садыс ка мнэ на калэнка!» Ну мы посмеялись, пожали плечами: видно, у них в семье так принято. Дети ведь просто копируют своих родителей. А те не очень стараются, чтобы дети принимали русскую культуру. Некоторых специально на лето отправляют к бабушкам-дедушкам в кишлаки и аулы, где дети вообще не слышат русскую речь.

А для учителя дети должны быть вне национальности. Я считаю, что ребят нужно «перемешивать»: татар, грузин, украинцев, русских, армян сажать в один класс. Плохо знает язык? Пусть учит! Сейчас есть адаптационные курсы русского как иностранного. Прошел адаптацию - добро пожаловать в общеобразовательную школу. Кстати, половина наших медалистов в этом году - дети мигрантов.

Инга Шильцова, директор 158-й московской школы, педагог с 40-летним стажем.

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЯ

Они все равно сбиваются в стаи!

- Мы живем в микрорайоне за МКАД. Здесь жилье дешевле, поэтому у нас в последние годы очень много квартир покупают семьи с Кавказа. Школ всего две. Приходят учиться целыми кланами.

Южные мальчики быстрее развиваются: уже в девятом классе кавказцы - почти взрослые мужчины, некоторые даже бреются. И они просто «подминают» под себя других учеников. Мальчишки с ними связываться боятся. Попробуй тронь одного - сбегаются все: и из соседних классов, и те, кто уже школу окончил. А «наши», русские, разобщены.

Сам видел, как один школьник-кавказец зажал восьмиклассницу в углу и начал под юбку лезть, та вырывается и боится одновременно. Учителя даже замечания сделать не решаются. Ведь сами живут в нашем районе, их адреса известны, и они боятся мести.

Пока вот так в школах будут править сила и банды приезжих, о каком интернационализме и толерантности можно говорить?

Игорь Искрин, читатель «КП».

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Нужен плавильный котел наций. А не котелки

В качестве кого и в каком виде России нужны мигранты? Ответ прост. Они нужны нам в качестве полноценных граждан нашей общей страны, у нас должны быть один менталитет, одни цели в жизни, один язык и одна родина. Пусть для кого-то даже и новая Родина. Поэтому еще вопрос, в каком виде у нас в Москве должны существовать школы с этнокультурным компонентом. И главное - кто будет платить за занятия этим самым компонентом? Может быть, сами родители, а не бюджет Департамента образования, который мы все наполняем за счет наших налогов?

Хочешь жить с нами - уважай наши правила и традиции. Нет - тогда ты ошибся с новым местом жительства и тебе лучше вернуться домой, к своему родному «этнокультурному компоненту». Только при таком жестком подходе у нас, как в США, заработает пресловутый «плавильный котел наций», а не будет тлеть грядущая «война парижских предместий».

Дмитрий СТЕШИН

КОММЕНТАРИЙ УЧЕНОГО

Межнациональная рознь - очень дорогая проблема

Завкафедрой общей социологии Высшей школы экономики Никита ПОКРОВСКИЙ:

- Межнациональные конфликты есть не только в российских школах. Такая же проблема во Франции, Германии и даже в Швейцарии, которая, казалось бы, далека от потоков мигрантов.

Москва же эксплуатирует приезжих! И с их помощью она экономит огромные деньги. Но за это ей придется платить дважды, решая обостряющуюся проблему межнациональной вражды. Ведь общество - это сообщающиеся сосуды: если в одном прибавляется, то в другом убывает. Сейчас в Москве экономика развивается в основном за счет дешевой приезжей рабочей силы. Зато коренное население настроено крайне враждебно к инородцам, которые сбивают цены на рынке труда.

Это очень дорогая проблема. И решать ее нужно начинать на уровне школы. Но для начала образовательные учреждения нужно нормально финансировать. Ведь сегодня в обеспеченных школах, где учатся дети состоятельных родителей, хотя и разных национальностей, межнациональных конфликтов практически не возникает. Детей небогатых мигрантов нужно учитывать и рассредотачивать по разным школам в разных районах, как это делали, например, американцы в своих южных штатах.

P.S. «Комсомолка» будет продолжать эту важную и очень болезненную тему. Да, в Москве власти пытаются решать межнациональные проблемы. Уже открыто около сотни школ с различными этнокультурными компонентами. Но вот вопрос - поможет ли обучение «в особых условиях» детей одной национальности справиться со зреющим конфликтом? На него мы вместе с вами, уважаемые читатели, постараемся ответить в следующих публикациях.

А что вы думаете по поводу обстановки в московских школах?

Звоните сегодня, 8 декабря, с 12 до 13 часов по телефону 257-59-53. Или пишите по электронной почте: ryab@kp.ru