Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика22 июля 2013 22:00

На помидорных королей работают в России тысячи китайцев-нелегалов

Куда ни глянешь, везде видна рука Востока... [видео]
Источник:kp.ru
Китайцы живут вот в таких незамысловатых условиях. Но вполне довольны: быстрая прибыль важнее бытовых неудобств.

Китайцы живут вот в таких незамысловатых условиях. Но вполне довольны: быстрая прибыль важнее бытовых неудобств.

Даже майку и тапочки на мне смастерили проворные китайские ручки. Ну хоть помидор-то родной, местный. Разрезаю, а он какой-то не такой - жилистый, белесый. Откусываю - не то, неужели и он «мэйд ин Чайна»? Судя по этикетке - нет.

А фактически - да.

Волгоградская область всегда была «житницей помидоров». Просто климат тут подходящий. В открытом грунте помидоры вызревали сочные, сладкие. Везли их во все концы страны. Сейчас южные помидоры и огурцы тоже отправляются на рынки и супермаркеты от Москвы до Урала, только выращивают их в теплицах не потомственные овощеводы, а зачастую китайцы-нелегалы.

И вот недавно возле города Николаевска в Волгоградской области в одном из хозяйств повязали разом 76 таких незаконных мигрантов!

- Почти все они оказались в стране по туристической визе, которую выдают на 28 дней, - отчитывается руководство УФМС о проделанной работе. - Питерская фирма выписала им приглашение. И уже в ноябре прошлого года они были в Николаевске - их наняла совсем другая компания работать в парниках. В мае мы совместно с другими ведомствами провели крупную спецоперацию по задержанию нелегалов. Сейчас они находятся в шести центрах временного содержания.

Полгода китайцы нашу землю пахали, и никто ничего не замечал?

Оказывается, знали, замечали. Как только высадился иностранный десант и стал строить парники, местные тут же сообщили в администрацию.

- Вот, смотрите... - Замглавы района Анжелика Гребенникова выкладывает передо мной кипу бумаг: письма в Росприроднадзор, УФМС, Россельхознадзор, Трудинспекцию, Роспотребнадзор. - Мы сами ни оштрафовать, ни тем более закрывать фермерское хозяйство не можем: тут же привлекут за ущемление прав бизнеса! Вот и пишем в надзорные органы. А они как только приедут с проверкой - китайцев и след простыл. Всегда знали, когда будет комиссия. Кто-то их предупреждал.

ЗА ОДНОГО КИТАЙЦА ПЯТЬ УЗБЕКОВ ДАЮТ

Сколько точно китайцев работало в этом хозяйстве, никто не скажет. Еще в феврале депортировали четверых. Сейчас высылки ждут 76. Мы подъезжаем к теплицам, и я замечаю, как из крайнего барака выбегают трое - и деру! Значит, не всех повязали?

- Смотрите, смотрите! - кричу, но куда там: они уже в теплицах затерялись.

Наверное, так же и чиновники из надзорных органов: видели китайцев оком, да догнать не смогли.

Сейчас здесь только русские мужики тягают ящики с аккуратными огурчиками - всю эту продукцию уже завтра повезут фурами в Москву, Пермь, Новосибирск и десятки городов по всей России. Счастливым образом нелегалов задержали только тогда, когда они успели вырастить и собрать урожай. А погрузить и наши смогут. Здесь говорят: за одного узбека трех русских работников дают, а за одного китайца - пять узбеков. И хотя платят им больше (русским и узбекам - 500 рублей в сутки, китайцам - 800 - 900), учитывая производительность, дешевле рабочей силы нет: только китайцы готовы пахать 20 часов без перерыва и жить в таких условиях, от которых хочется бежать подальше. Воняет! В бараках спальные ячейки, как соты, белье грязным ворохом свалено в кучу.

- Пойдемте скорее на воздух, - прошу своего провожатого - начальника отдела сельского хозяйства Николаевского района Василия Битюкова.

- Пойдем, я тебе другие интересные вещи покажу, - соглашается он. - Вот насос качает воду из Волги. Резервуары находятся в 100 метрах. Нашему фермеру пришлось бы заплатить миллион за проект. А эти к электричеству самовольно подключились - и ничего.

Нелегалы не только воруют энергию и воду, но и уводят из казны огромные суммы - налоги-то не платят.

Нам все-таки удается найти владельца земли Заира Зайнулабидова. Он сразу переходит в нападение:

- У тебя какие претензии ко мне?! Я гражданин России, это моя земля, а не твоя, что хочу, то и делаю. Я заключил договор с фирмой «Лина-Волга» - ребята русские. А потом приехали эти…

Сам обрабатывать большой участок он не в состоянии, вот и сдал в аренду. Так делают многие фермеры. Достаток такой же, а хлопот никаких. А затем начинается головоломка похлеще китайского иероглифа. Арендатор сдает участок в субаренду, а субарендатор еще в субаренду. И все договоры фиктивные, нигде не зарегистрированные. Конца и края не найти. Китайцы - это всего лишь суперрабочая сила, которая приносит кому-то огромные прибыли.

ТАЙНА, ПОКРЫТАЯ ПОЛИЭТИЛЕНОМ

Не видно конца и края теплицам. Со стороны дороги кажется, что это озеро блестит на солнце. На участке 176 парников. А сколько такого добра по всей России?!

Фермер из Иловлинского района Андрей Плешаков похвастался, что совместными усилиями смогли избавиться от одной такой плантации.

- Когда увидели, что китайцы строят у нас теплицы, сразу же забили тревогу, - вспоминал он. - Это был самозахват земли. Мы подключили всех: районные власти, наших депутатов, УФМС, прокуратуру, полицию и даже представителя ФСБ. Но даже всем нам вместе взятым потребовалось семь месяцев, чтобы выгнать китайцев с нашей земли. За это время те успели собрать урожай и заработать хорошие деньги.

В общем, победа сомнительная. Схема такая же, как и в Николаевске, - нелегалы приезжают, строят парники, сажают и собирают урожай, все это время местные власти бодаются с надзорными органами, а когда товар уходит на прилавки, мигрантов выдворяют. Если китайцам дают работать, значит, это кому-нибудь нужно?

Чтобы показать всю выгоду помидорного бизнеса, Плешаков везет меня в тепличное хозяйство на реке Сахарка (все китайцы селятся только у рек, чтобы качать воду). Представляемся покупателями. Здесь заправляет китаец, назвавшийся нам Женей. Сам он живет и работает законно. Землю, разумеется, арендует. Кто работает в теплицах - тайна, покрытая плотным полиэтиленом. Есть там и русские, и узбеки, и, конечно, китайцы.

- Сколько овощи хранятся?

- Ой, долго! - жмурится Женя.

Находим русскую работницу.

- Мы посадили рассаду томатов 14 мая, - охотно рассказывает Люда. - С куста за сезон около 20 кило снимаем. Поливаем их постоянно удобрениями. Что там - не знаю, хозяин дает. Разводим какие-то порошки. Огурцы уже давно поспели. Но вкуса у них нет.

- 20 килограммов с куста - это, выходит, с теплицы в среднем за сезон 750 тысяч рублей, - считает Андрей Плешаков. - Здесь около 200 теплиц. То есть заработок с участка - 150 миллионов рублей. За эти деньги мы получаем отраву на собственный стол. Наши же фермеры, работая по технологиям, получают урожай меньше. Кроме того, платят налоги, отстегивают за электричество, за воду. В итоге бизнес становится невыгодным. Не выдерживают даже крупные предприятия.

- Китайцы со своими супердешевыми овощами демпингуют цены. Они завалили рынки и магазины своей продукцией. Но большой вопрос к ее качеству, - возмущается Татьяна Марчукова, директор фирмы «Овощевод». - Как можно вырастить урожай огурца за 10 - 12 дней без химических добавок (обычно это занимает месяц - полтора. - Ред.)? А если эти добавки разрешены и безвредны, что же все остальные их не используют? Лучше бы Онищенко не боржоми то запрещал, то разрешал, а сюда приехал и посмотрел, что творится.

НЕ ЕШЬ ОГУРЕЦ, КОЗЛЕНОЧКОМ СТАНЕШЬ?

Разговоров о том, что китайские овощи напичканы нитратами, пестицидами и прочей гадостью, много. И глядя на раскисший и безвкусный помидор, соглашаешься. Вот только проверить это весьма затруднительно. Специалисты Роспотребнадзора смотрят товар только в магазинах - раз в три года в рамках плановых проверок. А на рынки заглядывают по жалобам. Даже нам дали от ворот поворот.

- Лаборатория выявляет вещества и элементы, которые запрещены на территории России, - поясняет Валентина Кирьякулова, начальник отдела питания управления Роспотребнадзора по Волгоградской области. - Но китайские овощеводы используют другие пестициды, неизвестные в нашей стране. И наш анализ их просто не выявит.

А может, они совсем не вредные, а наоборот? Не пойман - не вор, не депортирован - не китаец?

- Смотри, вот здесь года три назад тоже были китайские теплицы... - Плешаков показывает на огромную унылую местность, где едва-едва пробивается травка.

Землю после «китайского овощеводства» буквально выжгло. Весь участок пестрит проплешинами. Да и во всем этом «китайском деле» слишком много белых пятен. Нелегальный бизнес крутится под самым носом у власти, и никто ничего с этим сделать не может.

- Знаешь, мы уже согласны, пусть работают, - бессильно вздыхает Плешаков. - Но пусть хотя бы платят налоги в местные бюджеты. Пусть восстанавливают землю, которую убили, - и грустно добавляет: - Язык, что ли, их выучить?

Если так пойдет и дальше, то пора начинать уже сейчас, ведь в китайском почти 50 тысяч иероглифов...

СРАВНИМ

КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА

Леонид СЮЛЬЕВ, замруководителя министерства сельского хозяйства Волгоградской области:

- Эта проблема существует не первый год. Китайцы-нелегалы организуют устойчивые группы. Их трудно контролировать. Ведь фермерам, которые отдают китайцам землю в аренду, власти могут лишь рекомендовать не работать с жителями КНР. Но хозяевам проще получить деньги просто так, сдав им землю в аренду, чем за ту же сумму что-то выращивать. И даже то, что после китайцев почва становится мертвой и на ней ничего не растет, их не смущает.

МНЕНИЕ БИОЛОГА

Алла ОКОЛЕЛОВА, доктор биологических наук, профессор кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности Волгоградского технического университета:

- Чтобы сказать, что овощи отравлены и опасны для здоровья, надо четко знать, какими пестицидами их обрабатывали. Например, среди самых опасных - хлорорганические, они накапливаются в почве. Чтобы восстановиться после них, земле требуется больше ста лет. Кроме того, если земля обрабатывается пестицидами, то 10 процентов этого яда попадет в водоем с грунтовыми водами. А если мы едим овощи, которые обрабатывались этими ядами, то все вредные вещества накапливаются уже внутри нас. Это ведет к множеству заболеваний. В первую очередь страдают почки, печень. В нашей стране эта категория пестицидов запрещена, как и по всей Европе. Какие удобрения и пестициды используются в том же Китае, нам неизвестно.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Экономика мигрантов - это экономика взяток

В Китае мало земли, но много людей. В России мало людей, но много земли. Китайцы любят и умеют работать на земле. Вы сами понимаете, что при таком раскладе приток китайских мигрантов в Россию, причем именно мигрантов аграрных, - дело неизбежное. Вопрос только в том, сможет ли наше государство этот процесс контролировать. А оно не может.

Чиновникам даже выгодно, что в стране работают мигранты из Средней Азии. Ведь экономика мигрантов - это экономика взяток и откатов. Поэтому чиновники не очень-то заботятся о том, чтобы на самом деле наладить систему учета мигрантов. Система разрушена. И через ее ржавые стенки проникают не только среднеазиаты, но и китайцы.

Китайская миграция - совершенно иное явление, нежели среднеазиатская. Китайцы не позволяют себя обирать, как это делают с таджиками или узбеками. Они едут в страну сами, организуясь в группы «туристов». Во главе, как правило, стоит бригадир из партийных, который защищает своих и сообщает попутно в Пекин о том, что увидел в России. Я с такими знаком.

Проникая в Россию, китайцы без труда находят заброшенные земли и договариваются с местными властями и полицией. Властям даже приятно, что на земле появились работники, а полиции за определенную мзду становится «все равно». Делятся, конечно, и с чиновниками. Для старта китайцам не нужно вообще ничего. Они строят в чистом поле землянки и живут там, как в каменном веке. Впрочем - я был в таких землянках, - надо отдать должное их умению создавать своеобразный комфорт даже в самых скотских условиях. Они могут работать без перерыва на обед и даже на сон. В самом деле, их работоспособность поражает. Свой товар они сбывают на местных рынках через продавцов из местного же населения.

Что в этой схеме плохого? Во-первых, китайцы применяют удобрения, которые никакие медики не допустили бы на поле. Во-вторых, они нарушают требования миграционного законодательства.

С этим невозможно поделать ровным счетом ничего, пока государство не найдет в себе силы сформулировать и - главное - исполнить нормальную миграционную политику. Наше государство не может устоять перед давлением тех простых обстоятельств, о которых я говорил в самом начале. Ну и, конечно, если «населить село», как любят говорить наши чиновники, ничего этого не будет. Но чиновники и об этом только говорят.

Евгений АРСЮХИН