Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды26 мая 2014 0:33

15 главных фильмов Каннского фестиваля

В последний день смотра кинообозреватель «КП» подводит его итоги, отмечая фильмы лучшие, награжденные и вызвавшие бурное обсуждение
Турецкий фильм «Зимняя спячка» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля

Турецкий фильм «Зимняя спячка» получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля

Фото: REUTERS

"Левиафан", Россия

Режиссер - Андрей Звягинцев

В ролях: Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Елена Лядова

Приз за лучший сценарий

Новый фильм Андрея Звягинцева - это тугая криминальная драма, содержащая наиболее жесткую социальную критику в отечественном кино со времен "Груза 200". Но "Груз..." был как бы о "прошлом", в то время как "Левиафан" совершенно не стесняется примет сегодняшнего дня, не опасаясь уже предъявленных ему обвинений в конъюнктурности.

Вместо «везде» и «всегда», как было в «Изгнании» и «Возвращении», - «здесь» и «сейчас». Вместо снятой где-то в Бельгии эстетски-киногеничной натуры - суровая, страшная в своей красоте природа русского севера. Где плещется упомянутый кит. Где накроет человека надлежащая волна — и вот уже и нет человека. Как будто его и не было никогда. И всем от этого, что характерно, только лучше и легче.

Притчевое начало, свойственное всем фильмам Звягинцева, в «Левиафане» однако никуда не делось, только оно не доминирует, а аккуратно "подстелено" под рассказываемую историю одномоментной потери дома, друга, любви и свободы персонажем по имени Николай (выдающийся Алексей Серебряков), живущим на живописном берегу Баренцева моря. Сюда защищать любимого армейского друга от произвола местных властей приезжает успешный московский адвокат (Владимир Вдовиченков). Напряжение нарастает, как в триллере, когда к проблемам с оборзевшим коррумпированным мэром (Мадянов), у повидавшего многое Николая добавляется личная драма: его молодая жена (Елена Лядова) изменяет ему со столичным другом... Сюжет о стертом ластиком человеке в России настолько популярен и вечен, что не нуждается в подпорках высокой притчи. Не избежавший библейских проекций «Левиафан», тем не менее, выдержан в жанре современной трагедии и удивляет наличием своеобразного черного юмора, которого от автора «Изгнания» ожидаешь еще менее, чем прямой публицистики на злобу дня.

Андрей Звягинцев выбрался из башни из слоновой кости уже в «Елене», также повествовавшей о внутренней шизофрении российской жизни (убив мужа, героиня, как ни в чем не бывало, отправлялась в православный храм). В новой картине клинический портрет охватившего ее заболевания намного шире и безутешнее. Многим он придется решительно не по вкусу, но уровень художественного обобщения в картине таков, что к нему придется прислушаться.

«Мамочка» (Mommy), Канада

Режиссер - Кcавье Долан

В ролях: Анн Дорваль, Антуан-Оливье Пилон

Приз жюри

Квебекский вундеркинд Долан, в 25 лет выпускающий свой пятый по счету (!) фильм, впервые прорвался в главный каннский конкурс с лучшей на сегодняшний день своей лентой, озаглавленной попросту Mommy, то есть «Мамочка». Можно сказать, что Долан заново посещает уже помеченные им территории (первый его фильм, снятый в 19 лет, назывался «Я убил свою маму»), а можно — что он исступленно, с обезоруживающей искренностью, временами впадая в экстаз, продолжает изживать собственные психологические комплексы. И пусть он помещает действие «Мамочки» в недалекое канадское будущее, в котором родители смогут упекать детей в психушку, не дожидаясь решения судов, ясно, что в яростном сердце Долана кровоточит непрощенное прошлое: когда-то его самого за невыносимый характер сдала в интернат горячо любимая «мамочка». На роль своей символической матери он вновь выбирает актрису, сыгравшую в его дебюте, — незабываемую Анн Дорваль. Но, выйдя из подросткового возраста, вместо себя на роль «трудного ребенка» берет ничем не похожего на него гиперэнергичного блондина с забавным резиновым лицом (Антуан-Оливье Пилон). Способный теперь более отстраненно наблюдать за развитием вечной коллизии непростых отношений самых близких людей, он не допускает в свой фильм ни капли ненависти и гнева. Одинаково беспечные и неуправляемые, мать и сын питаются неукротимой, самоубийственной энергией любви друг к другу. Иногда именно такая изнурительная, всепоглощающая любовь и не позволяет людям быть вместе.

"Дичь" (Wild Tales), Аргентина - Испания

Режиссер - Дамиан Шифрон

В ролях: Рикардо Дарин, Леонардо Збаралья

После чудовищных испытаний для психики, которые нередко предлагает каннский конкурс, глотком чистого воздуха явилась комедия — "Дичь" аргентинца Дамиана Шифрона производства братьев Альмодоваров. Это коллекция комедийных короткометражек на тему охватывающих людей под воздействием социальных обстоятельств или межличностных отношений паранойи и бешенства. Переквалифицировавшийся в летчики музыкант-неудачник по имени Габриэль Пастернак собирает полный самолет своих обидчиков и направляет его аккурат в садик престарелых родителей... Отчаявшись найти справедливость в бюрократическом аду, специалист-подрывник, у которого то и дело забирают машину на штрафстоянку, взрывает одну из многочисленных резиденций этого ада, и, отправившись за решетку, становится народным героем в интернете... Лихо, весело и забористо сделанный фильм, в последней части напоминающий наш хит «Горько!» (невеста узнает о том, что жених изменял ей с одной из приглашенных на свадьбу подружек и устраивает всем присутствующим апокалипсис), моделирует ситуацию перманентного стресса, в который безвылазно погружены жители больших городов, и через гротескный его показ пусть ненадолго освобождают от него кинозрителей.

«Сен-Лоран» (Saint Laurent), Франция

Режиссер - Бертран Бонелло

В ролях: Гаспар Уллиель, Луи Гаррель, Жереми Ренье

Это уже второй фильм об Иве Сен-Лоране, выходящий на экране в 2014 году. Понятно, отчего партнер великого модельера не одобряет картину авторства актуального французского режиссера Бертрана Бонелло, в отличие от мыльной поделки Жалиля Леспера (она идет в нашем прокате). В ней нет ни мелодраматизма, ни этапов большого пути, ни особого пафоса — зато есть абсолютная убедительность образов и попытка растворить зрителя во времени и среде YSL. Заглавный герой в смелой трактовке Бонелло (его играют Гаспар Уллиель и культовый, полузабытый Хельмут Бергер из «Гибели богов» и «Людвига» Висконти) предстает продолжением образа Тирезии, мифического существа, женщины и мужчины в одном флаконе — оно было героем одноименного фильма Бонелло, 11 лет назад также участвовавшего в каннском конкурсе. А мастерская великого кутюрье то и дело оборачивается борделем наподобие того, что был явлен им в «Апполониде» - повествовании о жизни парижского публичного дома. Для успеха «Сен-Лорану» не хватает всего ничего - еще большей отвязности, крутизны и радикализма. Так, например, история с ротой бравых пожарных, пришедших развлекать кутюрье в его мастерскую, к прискорбию, совершенно не доведена до конца.

«Охотник на лис» (Foxcatcher), США

Режиссер - Беннет Миллер

В ролях: Стив Карелл, Ченнинг Татум, Марк Руффало

Приз за лучшую режиссуру

В центре истории, «основанной на реальных событиях», - эксцентричный миллиардер Джон дю Понт, вообразивший себя тренером по реслингу и решивший укрепить победный дух Америки. Одинокий фрик, предпочитающий, чтобы его называли Орел, а Золотой орел еще лучше, приглашает к себе в имение прозябающего в нищете олимпийского чемпиона Марка Шульца (убедительный в роли не блещущего большим умом спортсмена Ченнинг Татум), где принимается готовить его к будущим победам - главным образом, при помощи кокаина и денежных чеков. Когда в процесс олимпийской подготовки вмешивается старший брат Марка и его ролевая модель Дэйв (Марк Руффало), амбициям и понтам дю Понта приходится потесниться, к чему он, разумеется, не привык. Отношения между мужчинами обостряется, трагический финал близок... Комический артист Стив Карелл, играющий миллиардера при помощи накладного носа (сравнимого по оскароносности с тем, что украсил Николь Кидман в картине "Часы") и недюжинных талантов блистательного характерного актера, создает впечатляющий образ последнего наследника могущественной капиталистической империи - деградирующего и саморазложившегося. Благодаря богатству актерской и режиссерской выделки его вовсе не хочется сравнивать с карикатурными образами «денежных мешков» советской кинопропаганды. «Охотник на лис» принадлежит совершенно другой традиции, являясь сатирическим продолжением галереи таких образов, как гражданин Кейн или великий Гэтсби. Все эти сверхбогачи имели в жизни гораздо больше, чем надо, но не имели самого главного. Все возводили вокруг себя иллюзорные миры, все погибали под их обломками.

«Мистер Тернер» (Mr. Turner), Великобритания

Режиссер - Майк Ли

В ролях: Тимоти Сполл, Дороти Аткинсон

Приз за лучшую мужскую роль Тимоти Споллу

Фильм выдающегося английского классика Майка Ли о другом еще более выдающемся классике Уильяме Тернере подкупает ожидаемым качеством актерского исполнения (один из самых некрасивых актеров человечества Тимоти Сполл не мог не получить актерский приз, что и случилось), но удивляет и визуальной мощью, которой раньше не отличались картины Ли, пусть и всегда превосходно снятые. Ли не пытается привнести в жизнь обогнавшего свое время гения излишние драматургию и психологизм, взамен этого фокусируясь на его каждодневных бытовых проявлениях. По слухам вовсе не отличающийся хорошим характером Ли явно видит себя в сварливом, неопрятном полуживотном (в одной из монтажных склеек режиссер откровенно уподобляет Тернера свинье), в котором неожиданно поселился дух живописи, который, как и все духи, как известно, дышит, где хочет. Вот Дж. М. У. Тернер, как обычно, рыча, совокупляется со своей покрытой псориазом домоправительницей. Вот, там, где другие вылизывают свои благообразные картинки, с размахом харкает в собственное полотно, с упоением размазывая слюни и приближая таким образом наступление века модернизма и абстракционизма. Если забыть на секунду, что на экране всеми признанный великий художник, на выставки которого во всем мире выстраиваются очереди, то перед оком простодушных зрителей, о которых так беспокоятся чиновники от культуры, в картине Ли предстанет то самое аморальное чудовище, которым его, простодушного зрителя, постоянно стращают. Странное, полуразложившееся, гнилозубое существо, исступленно исторгающее из себя искусство - явно дегенеративное на фоне возвышенных творений других авторов.

«Чудеса» (Le meraviglie), Италия

Режиссер - Аличе Рорвахер

В ролях: Моника Белуччи, Альба Рорвахер

Гран-при жюри

Едва ли не главным чудом и удивлением конкурса стали «Чудеса» молодой Аличе Рорвахер — выросшее из великой итальянской традиции (как неореализма, так и Феллини) и при этом ни на что не похожее, со вкусом, цветом и запахом, невиртуальное, едва ли не тактильно осязаемое кино. Это поэтическая повесть о многодетной семье, ведущей роевую жизнь в нетуристических, и оттого еще более прекрасных местах Умбрии и зарабатывающей на жизнь производством меда. Плескаясь в лазурном озере, воспитанные строгим отцом-немцем девочки и отданный им на перевоспитание трудный мальчик наблюдают под водопадом роскошную, с белыми волосами Монику Белуччи — в образе теледивы она рекламирует конкурс на титул производителя лучших местных продуктов. Девочки, конечно, хотят в нем участвовать, но их суровый, хотя и не без чудинки, отец, мечтающий о приобретении верблюда, резко против. Семья с трудом сводит концы с концами, отношения, эмоции и реакции обострены, но в густом напряженном воздухе витает ощущение чуда...

Сюжет этого фильма невозможно пересказать — как невозможно пересказать стихотворение или поток жизни; этому сгустку текучей, подвижной материи могли придать форму и вышвырнуть на экран только большой талант и природное ощущение кино.

«Звездная карта» (Maps to the Stars), Канада

Режиссер - Дэвид Кроненберг

В ролях: Джулианна Мур, Роберт Паттинсон, Мия Васиковска

Приз за лучшую женскую роль Джулианне Мур

Пускай новый фильм Кроненберга — скорее воспоминание о тех далеких временах, когда режиссер взрывал людям мозг как в прямом, так и в переносном смысле слова, черты фирменного стиля певца мутаций и перверсий в новой картине обнаруживаются без труда. Главная героиня (Мия Васиковска) носит черные перчатки по локоть — кожа ее рук деформирована пожаром, устроенным ею же в детстве. Все остальные персонажи картины, чье действие разворачивается в Голливуде, исковерканы не менее, хотя физических недостатков не имеют. Голливуд по Кроненбергу - это страшное место, где властвуют инцест, педофилия, групповой секс и прочее моральное разложение. Где люди (включая детей) готовы на убийство ради карьеры, где всякая мораль фальшива, а искренне только предательство. Являющаяся воплощением всех этих грехов кинозвезда по имени Гавана Сегранд (в мужественном исполнении Джулианны Мур) получает в финале убийственный удар по голове статуэткой канадского «Оскара» (настоящих в распоряжении автора «Мухи» нет). Не хватает только финального кадра охваченного пламенем Сансет Бульвара или Родео Драйв. Но его легко можно домыслить.

"Зимняя спячка" (Winter Sleep), Турция

Режиссер - Нури Бильге Джейлан

В ролях: Халук Билгинер, Мелиса Созен

«Золотая пальмовая ветвь»

Триумфатора этого года, турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, долго вели к этой весьма спорной, с моей точки зрения, победе. С 2003 года Канны регулярно закидывали его наградами, последовательно ведя к высшей ступеньке пьедестала: приз за режиссуру (за «Трех обезьян»), дважды Гран-при (за «Отчуждение» и «Однажды в Анатолии») и вот, наконец, «Золотая пальмовая ветвь» - за невыносимую по длительности (3 часа 16 мин.) и занудству "Зимнюю спячку". Фильм, до середины которого досидит редкий современный зритель, если его, конечно, не подвергнуть наркозу.

Это как бы вторая серия "Отчуждения", где тоже красиво шел снег, а представитель турецкой художественной интеллигенции сталкивался в непримиримом противостоянии с культурно и классово чуждым элементом из низшей касты. Герой "... спячки" - такой же творческий импотент, и тоже болтает, не затыкаясь, - о непротивлении злу насилием, о написании "больших толстых книг", о благотворительности и т. д. Таких героев - как бы ни про что, способных только на то, чтобы сотрясать воздух - мы уже не раз видели. Такие диалоги - как бы ни о чем, по мотивам А.П. Чехова - мы уже не раз слышали. Но в фильме, безусловно, содержатся элементы «большого кино» - в те редкие минуты, когда режиссеру удается заткнуть рот своим персонажам и выйти на свежий морозный воздух, чтобы полюбоваться пейзажем в тумане, одинокой фигурой в нем, а также — ну куда же без нее? - дикой белой лошадью - стреноженной, но в результате все-таки отпущенной на свободу.

Н. Б. Джейлан воплощает собой тот тип вымороченного, выспреннего автора, с детства укушенного призраком А. А. Тарковского, который, казалось, после знаменовавшей смену вех прошлогодней каннской победы «Жизни Адель», должен был, наконец, отойти в прошлое.

"Два дня и одна ночь" (Deux jours, une nuit), Франция

Режиссеры - Жан-Пьер и Люк Дарденны

В ролях: Марион Котийяр, Оливье Гурме

Дважды лауреаты каннского золота братья Дарденны отказались от объема и глубины своих социальных притч и сняли принципиально "бедное кино", обратившись, наконец, к ортодоксальному соцреализму. Лауреатка "Оскара» Марион Котийяр изображает фабричную работницу на грани нервного срыва и увольнения. Спасти ее может только секретное голосование коллег по цеху: они должны выбрать между ею и небольшим, но приятным бонусом в тысячу евро. Надо ли говорить, что лишенные всякой пролетарской солидарности бельгийские рабочие инстинктивно склоняются в сторону денег?

То, что братьям Дарденнам впервые за долгие годы не обломился приз, - событие вполне революционное. На их место заступила прекрасная молодая итальянка Аличе Рорвахер с ее "Чудесами", получившая привычное Дарденнам Гран-при. В своем дебюте, "Небесное тело» Рорвахер даже слегка косила под бельгийских братьев, но одумалась и пошла дальше - продолжать великие итальянские кинотрадиции. Братья же тем временем ударились в позднюю толстовскую простоту, до которой в современном сложном мире мало охотников. Вообще это называется смена поколений: никто не обязан каждый фестиваль поощрять одну и ту же номенклатуру. Да здравствует Аличе в стране «Чудес»! Да здравствует прекрасный трогательный Долан со своей «Мамочкой»! И вообще - дорогу молодым!

«Белый бог» (White God), Венгрия

Режиссер - Корнель Мундруцо

В ролях: София Псотта, Шандор Сотер

Главный приз конкурса «Особый взгляд»

Этот фильм начинается как достойная студии Горького (в ее лучшие годы) подростковая мелодрама о девочке и ее прекрасном беспородном псе, выставленном из дома противным родителем, - «Белый Бим Черное Ухо» немного в других обстоятельствах и немного другой стране. Но в последней трети этой великолепно сделанной картины знаменитый своим радикализмом театральный режиссер Мундруцо ловко переключает регистры — и фильм оборачивается едва ли не антиутопией, размашистым комментарием о гнилой человеческой сущности и гораздо более здоровой, но подвергаемой притеснениям коллективной душе животного мира. Когда-нибудь этот мир вырвется на свободу, пророчествует картина, и разорвет на части своих угнетателей — нас, людей. Не тронутые компьютером сцены с участием двух сотен бездомных собак надолго останутся в памяти. Вызывает особое чувство тот факт, что все они были пристроены съемочной группой по домам. Может быть, и у людей еще не все потеряно?

"Соль земли" (The Salt of the Earth), Франция

Режиссеры - Вим Вендерс, Джулиано Рибейро Сальгадо

Специальный приз конкурса «Особый взгляд»

Изумительный документальный фильм о бразильском фотографе Себастьао Сальгадо. Оставив потрясающие свидетельства человеческой алчности и нетерпимости, запечатлев ужасающие кадры геноцида, голода, разрушительной деятельности людей, Сальгадо впал в глубочайшую депрессию относительно человека как биологического вида: нет такой низости, на которую он ни был способен (фото из Руанды: человек бросает детский труп в кучу других трупов, продолжая беседовать с приятелем). И сосредоточился на возрождении отцовских земель и съемках первобытных сообществ людей, еще не познавших добра и зла. А также - орангутангов с человеческими глазами, белых медведей, тюленей и китов (у левиафана, говорит художник, во всех смыслах нежная кожа: он мог бы легко потопить его утлую лодку, но лишь на прощание помахал хвостом). Сальгадо снимает игуанью лапу как руку средневекового рыцаря, и говорит о том, что у него много общего с черепахой. Он явно считает зверей лучше людей. В отличие от, допустим, Наоми Кавасе, в конкурсном фильме «Стоячая вода» на крупном плане зарезавшей двух коз, с интересом следившей за тем, как из них вытекает кровь. Я вот, например, не склонен считать, что Наоми Кавасе чем-то лучше зарезанной ею козы. Наоборот, коза всем лучше, чем Наоми Кавасе. И симпатичнее, и артхауса не снимает. С Н. Б. Джейланом и умирающим у него зайчиком тоже неплохо бы разобраться. Вообще всех этих режиссеров судить надо, а не пальмовыми ветками награждать. Только Вендерсу и Сальгадо спецприз за "особый взгляд".

«Форс-мажор» (Force Majeure), Швеция

Режиссер - Рубен Остлунд

В ролях: Йоханнес Кюнхе, Лиза Конгсли

Приз жюри конкурса «Особый взгляд»

Парадоксальная драма отличного молодого режиссера Рубена Остлунда (Play) ставит вопрос ребром: а как бы вы поступили в экстремальной ситуации схода лавины с горы? Бросились бы спасать детей или свой айфон? Верный ответ: не знаю. Потому что это вам только кажется, что вы не знаете, как бы себя повели. Как не знал этого главный герой фильма, по всем статьям положительный молодой человек, позорно бежавший с террасы отеля, бросив жену и двоих детей, но, конечно, не забыв айфона. Ну, и как прикажете дальше жить с таким человеком? - это уже следующий вопрос. Верный ответ: не знаю. А не поехала бы пара героев на зимний курорт, так и продолжала бы счастливо жить вместе.

"Майдан", Нидерланды

Режиссер - Сергей Лозница

В документальной картине Сергея Лозницы практически нет политики. Нет никаких "знаковых" лиц. Минимум камланий со сцены. В кадре только коллективный герой - народ, схваченный в момент основной своей деятельности - творения исторического процесса. Выбранный режиссером метод (бес)страстного наблюдения за событиями превращают картину в удивительный акт художественной воли и гражданского мужества, достойный быть показанным и в музее актуального искусства и в музее новейшей истории.

«Племя», Украина

Режиссер - Мирослав Слабошпицкий

В ролях: Григорий Фесенко, Яна Новикова

Гран-при программы «Неделя критики»

Жесткая социальная драма дебютанта Мирослава Слабошпицкого разворачивается в интернате для глухонемых, сыграна глухонемыми статистами и по этой причине лишена диалогов. Снятая почти полностью на общих планах, картина отстраненно наблюдает за повседневной жизнью воспитанников: воровство, драки, проституция. Девочки обслуживают дальнобойщиков, мальчики работают сутенерами. Перспективы тоже есть: отправка на работу по приобретенной в интернате специальности в Италию, где и так полно украинских проституток. Когда в этот отлаженный механизм неожиданно вмешивается любовь (безответная, со стороны вновь прибывшего в интернат парня), дела начинают идти только хуже. Криминальный аборт, массовые убийства. По понятным причинам посещать уроки школьникам некогда. В фильме их продемонстрировано всего два: на одном детишек учат изготавливать молотки (им сразу же забивают трудовика), на втором рассказывают о перспективах скорого вхождения Украины в Евросоюз.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Канны впали в «Зимнюю спячку»

Самый пафосный в мире кинофестиваль завершился победой турецкого фильма. У «Левиафана» Андрея Звягинцева приз за лучший сценарий (читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Русские красавицы на закрытии Канн-2014: Боня привлекала внимание ножками, а невеста Эдриана Броуди - поцелуями

Россиянки в этом году как никогда отличились на красной дорожке кинофестиваля (читайте далее)