Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды22 мая 2014 16:13

«Племя» младое и незнакомое

Украинское нашествие в Каннах и «Мамочка» Ксавье Долана
Кадр из фильма "Мамочка" режиссера Ксавье Долан

Кадр из фильма "Мамочка" режиссера Ксавье Долан

Вчерашний день в Каннах начался с неистового свиста на развесистой «клюкве» Мишеля Хазанавичуса «Поиск» о маленьком чеченском мальчике, нашедшем семью благодаря героическим усилиям Аннет Бенинг и Беренис Бежо, изобразивших работающих в Назрани евроволонтеров. Продолжился аплодисментами в адрес документальной картины Сергея Лозницы "Майдан". В ней практически нет политики. Нет никаких "знаковых" лиц. Минимум камланий со сцены. В кадре только коллективный герой - народ, схваченный в момент основной своей деятельности - творения исторического процесса. Выбранный режиссером метод (бес)страстного наблюдения за событиями превращают картину в удивительный акт художественной воли и гражданского мужества, достойный быть показанным и в музее актуального искусства и в музее новейшей истории.

Украинская тема получила продолжение показом в программе «Неделя критики» жесткой социальной драмы дебютанта Мирослава Слабошпицкого «Племя». Она разворачивается в интернате для глухонемых и по этой причине лишена диалогов.

Снятая почти полностью на общих планах, картина отстраненно наблюдает за повседневной жизнью воспитанников: воровство, драки, проституция. Девочки обслуживают дальнобойщиков, мальчики работают сутенерами. Перспективы тоже есть: отправка на работу по приобретенной в интернате специальности в Италию, где и так полно украинских проституток.Когда в этот отлаженный механизм неожиданно вмешивается любовь (безответная, со стороны вновь прибывшего в интернат парня), дела начинают идти только хуже. Криминальный аборт, массовые убийства...

По понятным причинам посещать уроки школьникам некогда. В фильме их продемонстрировано всего два. На одном детишек учат изготавливать молотки (им сразу же забивают трудовика), на втором рассказывают о перспективах скорого вхождения Украины в Евросоюз. Клинически прозрачная картина Слабошпицкого показывает в каких именно формах возможно это вхождение...

Главным же событием конкурсной программы оказалась новая картина квебекского вундеркинда Ксавье Долан, в 25 лет выпустившего свой пятый по счету (!) фильм и впервые прорвавшегося в главный каннский конкурс. Можно сказать, что в лучшей на сегодняшний день своей картине, озаглавленной попросту Mommy, то есть «Мамочка», Долан заново посещает уже помеченные им территории (первый его фильм, снятый в 19 лет, назывался «Я убил свою маму»), а можно — что он исступленно, с обезоруживающей искренностью, временами впадая в экстаз, продолжает изживать собственные психологические комплексы. И пусть он помещает действие «Мамочки» в недалекое канадское будущее, в котором родители смогут упекать детей в психушку, не дожидаясь решения судов, ясно, что в яростном сердце Долана кровоточит непрощенное прошлое: когда-то его самого за невыносимый характер сдала в интернат горячо любимая «мамочка». На роль своей символической матери он вновь выбирает актрису, сыгравшую в его дебюте, — незабываемую Анн Дорваль. Но, выйдя из подросткового возраста, вместо себя на роль «трудного ребенка» берет ничем не похожего на него гиперэнергичного блондина с забавным резиновым лицом (Антуан-Оливье Пилон). Способный теперь более отстраненно наблюдать за развитием вечной коллизии непростых отношений самых близких людей, он не допускает в свой фильм ни капли ненависти и гнева. Одинаково беспечные и неуправляемые, мать и сын питаются неукротимой, самоубийственной энергией любви друг к другу. Иногда именно такая изнурительная, всепоглощающая любовь и не позволяет людям быть вместе.

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА С КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ Истории обыкновенного безумия Стас ТЫРКИН «Сен-Лоран», «Зимняя спячка», «Пленница» и другие конкурсные фильмы Каннского фестиваля Чемпион фестивальной скуки турок Нури Бильге Джейлан показал в конкурсе невыносимую по длительности (3 часа 16 мин.) и занудству «Зимнюю спячку» - как бы вторую серию своего хита «Отчуждение», где тоже красиво шел снег, а представитель творческой интеллигенции сталкивался в непримиримом противостоянии с культурно и классово чуждым элементом из низшей касты (читайте далее) Взрыв мозга Наряду с курьезным фильмом Томми Ли Джонса «Местный» (The Homesman) – устаревшим лет на 60 вестерном о 40-летней девственнице Хилари Свонк, повесившейся сразу после первого секса с Томми Ли Джонсом во время транспортировки трех помешанных женщин к всеобщей заступнице Мэрил Стрип — в каннском конкурсе встречаются и актуальные произведения молодых кинематографистов (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА С КАННСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Истории обыкновенного безумия

Стас ТЫРКИН

«Сен-Лоран», «Зимняя спячка», «Пленница» и другие конкурсные фильмы Каннского фестиваля

Чемпион фестивальной скуки турок Нури Бильге Джейлан показал в конкурсе невыносимую по длительности (3 часа 16 мин.) и занудству «Зимнюю спячку» - как бы вторую серию своего хита «Отчуждение», где тоже красиво шел снег, а представитель творческой интеллигенции сталкивался в непримиримом противостоянии с культурно и классово чуждым элементом из низшей касты (читайте далее)

Взрыв мозга

Наряду с курьезным фильмом Томми Ли Джонса «Местный» (The Homesman) – устаревшим лет на 60 вестерном о 40-летней девственнице Хилари Свонк, повесившейся сразу после первого секса с Томми Ли Джонсом во время транспортировки трех помешанных женщин к всеобщей заступнице Мэрил Стрип — в каннском конкурсе встречаются и актуальные произведения молодых кинематографистов (читайте далее)