Одно из ведущих российских машиностроительных предприятий начинает новый этап развития производства в рамках отраслевого холдинга, осваивая новые виды изделий, модернизируя производства. О новых наработках, перспективах, в том числе и в производстве трамвайных вагонов, - в разговоре с главным инженером предприятия.
- Сегодня завод находится на пороге очень серьезного, динамичного развития, - говорит главный инженер предприятия Олег Заец. - Речь идет о продвижении приоритетных направлений по развитию специализированных производств - шести центров компетенций, с учетом современных требований к технологиям изделий, а также создании рабочих мест по основным профессиям и инженерным специальностям.
У предприятия есть все возможности для дальнейшего развития. Сегодня на площадях завода располагаются кузнечно-прессовое производство, механический, метизный цехи, цех по производству тары, резинотехнических изделий и штамповочное производство. На базе этих производств, с созданием высокотехнологичных участков, будет освоен выпуск новых видов продукции (речь идет о сотнях наименований) и при этом значительно снижена себестоимость готовых изделий. Уже к концу 2016 года себестоимость должна быть снижена до 20 процентов.
В рамках сотрудничества
- На какой период рассчитана реализация этой программы перевооружения и по каким схемам будет происходить развитие, с какими предприятиями-смежниками будет вестись работа? Очевидно, что это довольно крупный проект.
- Этот проект будет реализован в соответствии в рамках программы финансового оздоровления ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (УКВЗ - филиал Центра им. Хруничева) и согласно целевой программе «Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы». Объем инвестиций предусмотрен в размере 4,2 млрд рублей.
Работа ведется в рамках сотрудничества с предприятиями, входящими в холдинг. Оборудование, которым мы сегодня располагаем, будет загружено дополнительными заказами. На первом этапе новыми заказами будет обеспечено литейное, кузнечно-прессовое производства, другие участки.
Руководители Центра им. Хруничева обозначили перспективы развития всего холдинга. В планах - создание трех крупных производственных центров. В Омске (ПО «Полет») будет производиться часть блоков ракеты «Ангара», на московской площадке - разгонные блоки, на УКВЗ - отсеки «Ангары», «Протона», отсеки разгонных блоков «Бриз-М», «Двина-КВТК». В отношении нашего завода, как я уже отмечал, работы будут вестись и по уже обозначенным шести центрам компетенций.
Следующий шаг в модернизации производства - приобретение и установка за счет средств центра нового оборудования. Цель проекта - замкнуть цикл изготовления деталей в рамках нашего завода.
- В ближайших планах?
- На период 2015 - 2020 годов планируется реализация проекта «Организация специализированных производств на УКВЗ - кузнечно-прессового, штамповочного, метизного, резинотехнических изделий, упаковочной тары и механического цеха для обеспечения всех нужд подразделений Центра им. Хруничева».
До 2017 года, на первом этапе, будет проводиться отработка технической документации, переобучение кадров и выпуск продукции ракетно-космического заказа.
За счет дополнительного финансирования будет приобретаться технологическое оборудование на площадки новых создаваемых участков и цехов для всего существующего производства. До 2020 года - реализация целевой программы Федерального космического агентства («Роскосмос») по линии федерального бюджета. То есть изделия спецпроизводства на заводе будут производиться в полном объеме согласно выполнению космического заказа Центра.
На УКВЗ также передаются с других предприятий Центра Хруничева отдельные производства и более 60 единиц оборудования.
Возможности развития
- За короткий срок предприятию необходимо будет освоить выпуск более тысячи наименований изделий.
- Да, речь идет о новой продукции формово-штамповочного и кузнечно-прессового производств, размещенных на базе нашего цеха № 1. В перспективе цех будет разделен на две площадки.
Параллельно мы формируем портфель заказов и организуем работу по освоению новых для завода видов продукции. Это вертолетная тематика, работа в кооперации с новыми предприятиями.
На базе 24 и 25-го цехов будет создан современный механический цех (освоение 550 наименований изделий). Целый ряд изменений коснется и других цехов и участков.
В целом это можно назвать мощным рывком в плане диверсификации производства.
- Уже с сентября завод перешел на нормальную 5-дневную рабочую неделю, вместо 4-дневки, которая имела место с мая этого года.
- Да, такое решение было принято в связи с развитием производства. Также с 1 сентября постоянная часть заработной платы проиндексирована в среднем на 11,4%. Средняя заработная плата достигла уровня 20 - 21 тысяч рублей.
- Развитие производств, как отмечено в программе модернизации, потребует и качественно нового подхода к обслуживанию оборудования, работы с техникой, технической документацией, новыми автоматизированными системами?
- В процесс развития предприятия, и это особо подчеркивал руководитель предприятия Александр Гнатюк, нужно привлечь всех работников завода. У нас есть возможность для обучения сотрудников в условиях собственного учебного центра.
Возрастают объемы производства, на порядок возрастает уровень технического оснащения, появляются новые участки, требующие иной квалификационной подготовки. Соответственно, нужно и готовить специалистов под такую новую загрузку.
Работники, как уже неоднократно говорилось, не должны простаивать в ожидании лучшей экономической конъюнктуры, а работать, обучаться по новым направлениям специальной тематики.
Уже в феврале-марте более 80 наших работников получили смежные профессии и могут работать в условиях новых, специализированных производств. Более 370 человек также изъявили желание получить дополнительное образование и подготовку по другим специальностям. Вопрос с персоналом мы вполне можем решить за счет переобучения и переподготовки. В Усть-Катаве есть возможность также привлекать специалистов со стороны, приглашать выпускников наших учебных заведений.
Трамвай «УКВЗ» - европейский уровень
- На недавнем совещании с представителями Центра им. Хруничева было отмечено, что трамвайное производство обеспечивает дополнительную занятость персонала, увеличивает объем коммерческой загрузки.
- Трамвайное производство - это часть производства завода.
- Что можно сказать о новых направлениях развития трамвайного производства?
- Наши новые наработки - это так называемые вагоны челночного типа. С входными дверями, расположенными с двух сторон, одной кабиной водителя (модель 623-03) и 100% низкопольные (модель 633).
Два вагона челночного типа (не требует кольца разворота. - Прим. ред.) мы недавно отгрузили в Санкт-Петербург, где эти трамваи уже эксплуатируются. Совсем «свежий» продукт - низкопольный вагон. Сдача трамвая этой модели намечена на конец октября этого года.
- Вагоны с маркой «УКВЗ» сегодня - это новый, европейский уровень.
- Да, они соответствуют всем стандартам, всем зарубежным аналогам. А по цене, соответственно, обходятся дешевле, учитывая, в том числе, и возросшие курсы валют.
- Комплектующие для трамваем УКВЗ поставляют и российские предприятия.
- Более того, мы работаем и в кооперации с предприятиями Южного Урала.
- В 2012 году завод продал 43 вагона, а в 2013-м - 105, в 2014-м - 42. Как я понимаю, количество проданных вагонов зависит от конъюнктуры рынка, от общей экономической ситуации в стране, от наполняемости бюджетов, процессов субсидирования, реализации региональных, федеральных программ. При этом специалисты отмечают, что изношенность эксплуатируемого трамвайного парка в стране сегодня составляет 75 - 80 процентов.
- Успешный сбыт вагонов зависит от платежеспособности рынка, которая формируется в соответствии с финансово-экономическим положением в стране в целом, зависит от курса валют. В бюджетах различных уровней нужно предусматривать средства на закупку трамвайных вагонов.
Наши специалисты участвую во всех тендерах. Также имеются предварительные договоренности с городами о проведении аукционов на закупку трамваев. Мы занимаемся развитием производственных направлений по новой продукции, организации ремонта трамвайных вагонов, концентрируемся на внутренней эффективности и наработке новых кооперационных связей.
Кстати: трамваи с маркой «УКВЗ» сегодня эксплуатируются в более чем 90 городах России, странах СНГ и Евросоюза.
ДЛЯ СПРАВКИ
- В 2014 году затраты по линии социального обеспечения составили порядка 50 млн рублей.
- Более 400 сотрудников воспользовались оздоровительными и санаторно-курортными путевками на льготных условиях, причем 156 из них получили абсолютно бесплатно по линии ФМБА России
- В прошлом году социальную помощь приоритетно получили более 200 неполных и малообеспеченных семей (материальной помощи оказано на более чем 4 млн руб. На выплаты с присвоением почетных званий потрачено еще почти 1,8 млн руб.). Оказывается поддержка Совету ветеранов (108 тыс. руб.). В 2014 году более 500 тыс. руб. выплачено работникам завода в качестве единовременных пособий при выходе на пенсию.
- На УКВЗ продолжает действовать целевая программа подготовки специалистов. В 2014 году по целевому направлению от завода в ЮУрГУ обучалось 9 человек на очной и 14 на заочной форме обучения. Кроме того, проводится материальное стимулирование обучающихся. В 2014 году объем этой поддержки составил 1,3 млн руб.
- Спортивные команды УКВЗ по лыжам, хоккею, футболу, теннису, волейболу неоднократно становились победителями на соревнованиях и первенствах различного уровня (на балансе завода целый ряд спортивных объектов - лыжная база, бассейн, хоккейный корт, спортивный центр).
Официальный сайт «Усть-Катавский вагоно-строительный завод им. С.М. Кирова – филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» - www.ukvz.ru
С ДНЕМ МАШИНОСТРОИТЕЛЯ!
Уважаемые сотрудники завода, партнеры предприятия, коллеги!
Предприятие сегодня увеличивает объем заказов, поэтапно развивает производство. Большие перспективы развития предприятия связаны с расширением производства по целому ряду существующих и новых изделий, по специальной и гражданской тематике.
Работа в рамках заказов по линии «Роскосмоса», других важных направлений - это высокое доверие и большая ответственность. УКВЗ обладает всеми необходимыми возможностями и ресурсами, чтобы это доверие оправдать.
Безусловно, работы предстоит много, и я уверен, что наш коллектив справится с поставленными задачами.
От всей души поздравляю работников УКВЗ и наших партнеров с наступающим профессиональным праздником - Днем машиностроителя!
Новых достижений, благополучия, здоровья и счастья!
С уважением, руководитель филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»
в городе Усть-Катав - директор УКВЗ им. С.М. Кирова А.Н. Гнатюк.