Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика26 февраля 2001 22:00

Выпьем говорящей водочки за сапоги-скороходы!

Российские изобретатели не перестают удивлять мир разными техническими диковинками
Источник:kp.ru

Однажды у японских конструкторов спросили: «Где вы черпаете идеи для своих изобретений?» «Выписываем советские научно-популярные журналы!» - честно признались они. Со времен тульского Левши Россия притягивает к себе охотников за новыми идеями со всего света. Ведь наши Кулибины могут сделать все, вплоть до сенокосилок с вертикальным взлетом. Увы, мы еще не умеем пользоваться плодами своих изобретателей, и много интересных разработок, которые поначалу нам кажутся бредовыми, потом за бесценок уходят на Запад. Над чем сейчас трудятся российские Левши и какая участь постигнет их «безумные» изобретения? Об этом читайте в очередном выпуске НЭПа.

А вместо стельки пламенный мотор! В Уфе готовы начать серийное производство... «сапог-скороходов», в которых человек сможет бегать со скоростью 20 км в час Как я был сайгаком - Будешь падать - держись за стенку! - строго напутствовали меня перед тем, как обуть в «скороходы». Мы сидим в подвале многоэтажки - студенческом конструкторском бюро, где и мастерят пресловутые сапоги с моторчиком уфимские конструкторы местного Авиационно-технического университета. Пока сапоги заправляют топливом, в голове роятся всякие черные мысли: а вдруг унесет меня эта чудо-обувка куда-нибудь не туда. Чудо-устройство, ставшее наряду с местным медом и памятником Салавату Юлаеву символом Уфы, похоже на железные хомуты, обхватывающие ноги. Человек закрепляет ботинки на платформе из титана, врубает одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания - и вперед, получать литры адреналина. Если ученые не врут, то после небольшой тренировки любой желающий сможет бежать на «скороходах» со скоростью до 20 км/час, пролетая за один «шаг» четыре метра. А топлива хватает на 100 верст пути. Что ж, проверим! Меня подхватили под мышки и подняли со стула. Я поплевался через плечо и смело выставил «железную» ногу вперед. Под ботинком что-то сердито зачавкало, задрожало и врезало по пятке. Меня подбросило вверх, и я, как подпиленная береза, начал валиться на брюхо. - Ничего, - успокаивали мужики, - потренируешься с полчасика, будешь бегать не хуже нас. Запомни, как «Отче наш»: когда ходишь - поднимай выше ноги. - О-Ј... - вырвалось у меня, когда я задрал по инструкции колено и чуть не плюхнулся на пятую точку. Признаюсь как на духу: прошагал несколько метров на «скороходах» почти без помощи инструкторов. Меня бросало в разные стороны, точно «Запорожец» по ледяной трассе, в сапогах что-то фыркало и скрежетало. А по спине струился пот. - Теперь самое легкое: давай беги! Тяжелой пехотной рысью мы побежали втроем с инструкторами до противоположной стены. Казалось, что прошла целая вечность до того счастливого момента, когда я уперся лбом в стенку. Я попытался сделать еще несколько сайгачьих прыжков, чтобы ощутить прелесть полета в подвале, но конструктор, который готовил устройство для моих десятиминутных испытаний, обреченно махнул рукой. - Хватит - снимай! Это у нас пока единственная хорошо работающая модель. Еще поломаешь... Кирзачи с двигателем - Сказки любите? - спрашиваю в лоб уфимца Виктора Гордеева, которому тридцать лет назад и пришло в голову изобрести знаменитые «сапоги-скороходы». - А как же! - признался автор затеи, погружаясь в романтические воспоминания. - Но все началось очень прозаично. В 1973 году, еще студентами, мы с другом Славой Чебыкиным были на военных сборах. После очередного кросса по болотным кочкам мы взмолились: вот бы кирзачи оснастить моторчиками, которые бы нас сами несли. Вечером в казарме решили: «А давай сделаем!» На кафедре двигателестроения УГАТУ на студентов-изобретателей посмотрели, как на пациентов психушки. И послали подальше. А на защите диплома по «скороходам» им задали только один вопрос: «Кто же за такую галиматью возьмется?» Взялся нынешний завкафедры Борис Рудой. Он вместе с коллегами по науке и собрал из чертежей первый образец «скорохода». В университетском шкафу до сих пор пылится его прототип - пара солдатских кирзачей с двигателями. Музейный раритет! Корейцы едва не стянули чертежи Первые смельчаки-испытатели с непривычки сваливались на бок, бегая по горам, асфальту и снегу. Но, слава Богу, серьезных крушений и увечий за 30-летнюю жизнь изобретения не приключалось. - Когда человек приземляется на сапог, то за счет его веса в двигателе происходит сжатие, топливная смесь «взрывается», и устройство толкает «скорохода» вперед. Все очень просто и безопасно для здоровья, - скуповато описывает принцип работы нашумевшего изобретения испытатель Сергей Атанов. Узнать что-то большее о «сайгаках» - дело напрасное. «ШпиЈны» держат ушки на макушке. - Приезжают к нам как-то на кафедру корейцы, - вспоминает Борис Рудой, - мило улыбаются, руки жмут, женьшеневую водку на стол выставляют. А сами все время про «сапоги-скороходы» расспрашивают. И под конец хотели незаметно умыкнуть со стола небольшой чертеж. Но мы вовремя заметили. Страшная военная тайна В конце 80-х проект разработки «сайгаков» был жутко засекречен. Когда о нем прослышали в Минобороны, генералы всполошились: в такие «скороходы» можно обуть целую армию! Особенно пехоту, которая вмиг на них доскачет до вражеских укреплений. Да и сам вид атакующих - с железяками вместо кирзаков - приведет любого супостата в замешательство. Министр Устинов подготовил секретное постановление: изготовить для десанта и пехоты 50 пар «сайгаков» и испытать в боевых условиях. Но затея провалилась: у Минобороны не нашлось денег. Пока университет заваливают письмами лишь местные пастухи, охотники да иностранцы. Всем хочется заполучить хоть один образец «сапог-скороходов». Но инженеры собрали всего 15 пар для показа на разных выставках. Да и стоить поначалу «чудо-сайгаки» будут недешево - от 300 до 1000 долларов. - Мы на них не зацикливаемся, - говорят конструкторы, - занимаемся другими более насущными проектами. Будут серьезные заказы, тогда и начнем в Уфе серийное производство «сайгаков». Спрос есть. Недавно знакомые американцы у себя маркетинговые исследования проводили: по миллиону пар сапог в год Америка покупать бы спокойно могла... «Бред какой-то! - выругался я в душе, вспоминая не совсем удачный забег на «скороходах». - Кому они вообще могут понадобиться?» - Да всем, - прочитал мысли Борис Рудой, - например, безногим инвалидам, которые с помощью устройства снова смогут ходить, бегать и даже футбольный мячик гонять. Беда России в том, что у нас столько умных голов, а торговать наукоемкими технологиями мы не умеем. А наши студенты даже реактивную метлу для Бабы Яги запросто сделают...

Сергей АВЕРКИН. Фото автора. ИЗ ДОСЬЕ «КП» «САПОГИ-СКОРОХОДЫ»: Масса - 2,3 кг Сила толчка - 300 - 350 кг Топливо - эфир, керосин и масло Расход топлива - 0,14 кг/час

НУ И НУ! «Антиманьячный пояс» спасет от любого Чикатило Самые несчастные люди в Роспатенте - эксперты, изучающие заявки на самые «чумные» изобретения. Примета времени: чем хуже живется в стране, тем больше сумасшедших идей рождается в головах наших сограждан. Вот с какими «гениальными» идеями в Роспатент обращаются сейчас некоторые современные кулибины: - «Предмет одежды для защиты от эротических нападений». Антиманьячный пояс из углеводородных полимерных волокон снабжен кодовым электронным замком, который укреплен на суперпрочных трусах. По мнению автора, его изобретение надежно защитит любую девушку от насильников; - «Искусственные накладные соски для работников телевидения и артистов кино» (увы, в США такие уже есть в продаже). Это нехитрое изделие «обеспечивает рельефное проступание сосков через верхнюю одежду, что повышает привлекательность личности на экране»; - «Возбуждающие маски для семейной секс-игры». Автор идеи с Украины, чтобы положить конец «семейной импотенции, возникающей из-за однообразия сексуальной жизни супругов», предлагает мужу и жене во время эротических утех надевать специальные маски. Желательно с европеоидными и монголоидными чертами; - «Новый способ облегчения дефекации». Описывать метод не берусь. Лучше процитировать самого изобретателя: «Указанная цель достигается по возможности более резким опусканием таза, причем максимальное напряжение перистальтики должно происходить в момент остановки таза в нижней точке траектории...».

Доживем - полетаем? Саратовские «тарелки» парят в небе только на картинках «В районе Красной Пресни вы выходите из своего кабинета в Деловом Сити, спускаетесь к набережной Москвы-реки, а там уже на водной глади покачивается ваша персональная «летающая тарелочка». Это не Кир Булычев - газетная заметочка трехгодичной давности. Предполагалось, что эта сказка станет былью году так в 2001-м... Но не стала. И я отправилась в Саратов, где эти самые «тарелки» намеревались выпускать. В местном аэропорту на всякий случай проявила максимальную бдительность - а ну как просвистит мимо это «чудо технической мысли», а я не замечу. Ведь «тарелочка» по сравнению со всякими «Боингами» и «Анами» - легкая, нешумная, взлетает и садится вертикально. По крайней мере так сказано в официальной интернетовской страничке разработчика - предприятия «ЭКИП» («Экология и прогресс»). С 1992 года, когда автор идеи принципиально нового летательного аппарата Лев Щукин создал «ЭКИП», на САЗе не побывали, наверное, только представители малоразвитых африканских племен. От изначально фантастической идеи стали отпочковываться проекты один другого волшебнее: с помощью «ЭКИПов» можно тушить лесные пожары, перебрасывать нефтяников-вахтовиков. МЧС России нуждается в «тарелках» для работы в районах стихийных бедствий. На завод посыпались факсы от взбесившихся миллионеров со всех концов света - дескать, пришлите «тарелочку», мы за ценой не постоим! На пике всеобщего ажиотажа в 1991 году даже провели помпезные испытания с широкой оглаской. Но уменьшенная радиоуправляемая копия «самолета будущего» (125 кг) торжественно взмыла в воздух... и упала. Летать оказалось труднее, чем говорить. А на продолжение испытаний не оказалось денег. В итоге спустя 9 лет саратовские «тарелки» толпятся в небе только на виртуальных картинках (того же интернетовского сайта «ЭКИПа»). Правда, в бывшем секретном 5-м цехе завода стоят реальные две «тарелки» с громким названием «Россия» - 15 метров в длину, девять тонн весом. Но обе под толстым серым слоем пыли. На САЗе планировали к 2014 году продать 363 двенадцатитонных «тарелки» за 9,6 млн. долларов (при себестоимости 4,72 млн. долларов). И еще 444 аппарата покрупнее - весом 45 тонн - по цене около 40 млн. долларов за штучку при себестоимости 20. - Но нужны инвесторы. Ведутся переговоры по разным направлениям, - уверяют в «ЭКИПе». - На нас уже выходили фирмы Китая, Японии, Малайзии, Филиппин, стран Ближнего Востока, Греции. Из россиян - МЧС и «Авиалесоохрана». Но пока ничего конкретного. Будут деньги, полетаем?

И бутылка сказала: «Наливай!» Если вам не с кем раздавить поллитровку, горевать не стоит: электронщики изобрели говорящую пробку, которая легко заменит любому выпивохе собутыльника Идея родилась на трезвую голову Вы не поверите, но вчера я по-свински набрался с водочной пробкой. «Еще по одной?» - говорила она. «Ага», - соглашался я... Нет, у меня не белая горячка, да и в запоях я ни разу не был. Просто московский инженер Дмитрий Журин презентовал мне изобретение своей электронной компании - говорящую водочную пробку. «Когда не с кем будет пить, она заменит тебе собутыльника», - загадочно улыбнулся конструктор. Как и все гениальное, это «чудо» появилось случайно. Дмитрий Журин сидел вечером с коллегами в кабинете и вертел в руках пробку. - Нет, мы не пили, - признается он, - меня просто осенило: вот бы заставить ее говорить тосты. Все сначала посмеялись, а потом задумались: а ведь это нам под силу. Чтобы заставить водочные колпачки горланить песни и выстреливать один за другим тосты, инженерам пришлось повозиться. Только патентов на нее они получили больше десятка. Ведь пробка воплотила в себе самые последние технические придумки. Как «говорящая» пробка работает? С виду она ничем не отличается от обычной водочной, но под «черепом» колпачка спрятана сложнейшая электроника (динамик, батарейки, датчики, таймер и говорящий чип, на который записаны возгласы, дамские визги, тосты и музыка). Алюминиевый «собутыльник» начинает болтать, когда его скручиваешь с горлышка. Каждые несколько минут застолья пробка призывает к очередному «бульку» в духе киношного генерала Иволгина: «Ну, за прекрасных дам!». А умолкает после того, как ее снова приладишь к бутылке. Очередная порция здравиц раздается после нового свинчивания. И так продолжается, пока не «сядут» батарейки - хватает их на несколько часов. С говорящей пробкой, которую скоро пустят в серийное производство (будет стоит от 3 до 8 баксов в зависимости от модели), связано немало казусов. «Дамы» под колпаком - После каждого тоста атмосфера под колпачком «накаляется», - рассказывает Дмитрий Журин, - поначалу говорит один персонаж (электронный водочный дух «шишок»). Потом к нему присоединяются дамы. Они начинают смеяться, визжать. И вот директор нашей партнерской компании поздно вечером пришла домой (мы до этого дали ей несколько образцов пробок, которые еще были несовершенными). Она заходит в пустую квартиру и вдруг слышит пьяные голоса (а это колпачки сработали). Немножко испугалась. И чтобы такого больше не приключалось, инженеры подправили пробкам электронные «мозги». Скоро появится новая разновидность «собутыльников»: они будут не только молоть чепуху, но и записывать целые фразы. Дотронешься до колпачка-магнитофона обычным магнитом во время пьянки, раздастся писк: началась запись. Свинтил его с горлышка: техника начнет воспроизводить застольный «базар». Лишь бы эти пробки не оказались в руках агентов заморской разведки. А то такое запишут!

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Идей у нас много, а денег мало То, что мы проигрываем Западу в битве за новые технологии, знает любой студент технического вуза. И причина этого кроется не в том, что у нас в стране не умеют делать супермощные компьютеры, собирать современные и надежные легковушки, строить самые неуязвимые подводные лодки. Умных голов в стране у нас всегда хватало. Мы упустили то время, когда в новые идеи нужно было вкладывать деньги, чтобы поспевать за прогрессом. Вместо этого в России делили заводы и фабрики, дрались за нефтяные вышки и брали сумасшедшие кредиты у Запада. А тысячи высококлассных специалистов, которые за бугром ценились бы на вес золота, пополняли огромную армию бедняков. И вовсе не удивительно, что идеи наших полунищих «технарей» и ученых иностранцы выдают потом за собственные «ноу-хау». К счастью, страна начинает учиться на своих ошибках и пытается зарабатывать на новых идеях. За последнее время мы продали в Европу технологию производства синтез-газа для получения азотных удобрений, в Китай - уникальный метод сварки специальных сталей. Но для того чтобы шагать в ногу со временем, этого явно недостаточно. По-прежнему нужно вкладывать в свои технологии деньги. Кто-то может назвать создателей «говорящих» пробок, «сапог-скороходов», «летающих тарелок», что ни разу не поднимались в небо, безумцами. А их изобретения - полным бредом. Но кто его знает: может быть, именно благодаря таким несерьезным с первого взгляда придумкам заводы, КБ и НИИ могут сейчас притянуть к себе инвесторов с деньгами, чтобы шагнуть в завтрашний день. И тогда любая сказка станет для нас былью.