Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество25 марта 2003 16:28

Мы нашли 25-й кадр!

Наш корреспондент проверила, как работает прибор, разыскивающий скрытые вставки в фильмах и рекламе
Раскадровка ролика, прошедшего по нашему ТВ.

Раскадровка ролика, прошедшего по нашему ТВ.

«Комсомолка» уже рассказывала о том, что во Всероссийском НИИ телерадиовещания создана «мышеловка» для 25-х кадров (см. «КП» за 15 и 26 августа 2002 года). Называется она опытный детектор скрытых вставок. В марте прибор прошел последнюю доработку, и на этой неделе его передадут в Министерство печати. Использование скрытых вставок в России запрещено законами: о средствах массовой информации и о рекламе. Нарушителям грозит крупный штраф или приостановка лицензии.

Перед тем, как «ловушку» настроят на российские телеканалы, мы решили сами ее испытать. Принесли в институт кассеты с популярными фильмами и проверили, зомбируют ли нас скрытыми кадрыми создатели блокбастеров! Смотреть кино вместе с нами сели старшие научные сотрудники НИИ Галина ФОКИНА и Валерий ШИЛОВ.

«Титаник»

Шедевр Джеймса Кэмерона оказался чист, как слеза Кейт Уинслет, упавшая в пучину Атлантики вслед за ДиКаприо. В фильме нет не только призывов типа «Голосуй за Буша, не то потонешь!», но даже неряшливого монтажа! «Вроде трагический сюжет, а смотреть приятно и спокойно. Ничего вредного!» - резюмирует Галина Фокина.

«Криминальное чтиво»

Квентин Тарантино любит поэкспериментировать с монтажом. Девицы в кожаных костюмах танцуют на фоне авто, и вдруг мелькает кадр-вставка: крупным планом грудь одной из них, туго обтянутая черной кожей. Злой умысел здесь усмотреть сложно. Скорее режиссерский ход. Еще детектор среагировал на моментальную вспышку света, на пустые кадры, вставленные по ходу фильма, и на странные переходы от одного сюжета к другому - кадры накладываются один на другой. Вывод экспертов: такие штучки создают эффект мелькания, который утомляет зрителя.

«Властелин колец»

На фильме про эльфов и хоббитов детектор поминутно «плевался» сообщениями о «неположенных» кадрах. То не пойми откуда взявшиеся седые головы появляются, то красное пятно на месте озера, то просто непонятные полосы. Галина Фокина, отсмотрев весь этот «мусор», почувствовала себя разбитой и измотанной: «Мне было настолько плохо, голова болела!» Это самая «грязная» кассета - сплошной брак и дефекты монтажа. Может, дело в плохой копии - мы кассеты покупали в обычном ларьке? «Нет, - уверена Галина Ильинична. - Это все появилось в процессе создания фильма». Похожие технические дефекты прибор выловил в «Гарри Поттере», «Брате» и новой серии бондианы «Умри, но не сейчас».

«Бойцовский клуб»

Идет себе фильм, и вдруг на одном кадре возникает Брэд Питт. Хотя по сюжету он еще не появляется. И тут же исчезает снова. Не вооруженный детектором зритель его не замечает. Технически это классическая скрытая вставка. Но вот зачем? Ученые думают, что таким образом создатель культовой картины Дэвид Финчер нагнетает обстановку: по сюжету герой Питта появляется на экране через несколько минут, а благодаря вставке зритель уже «разогрет».

Кто пойдет за «Пепси»?

«Охотники за 25-м кадром» из ВНИИТРа добыли в рекламных роликах весьма интересные трофеи. Реклама «Клинского». Бутылки-бутылки-бутылки. И вдруг - хлоп! Юля Чичерина с «Пепси» во весь экран и лозунг «Бери от жизни все». Почему в пивном ролике затесались два кадра из совсем другой оперы? Возможно, неряшливый монтажер виноват - стер старый ролик, да не до конца. А может, диверсия конкурентов?

Еще два похожих «вещдока». В какой-то мультик с цветочками и солнышком вклинились кадры из рекламы шампуня. А на фоне центра, торгующего сантехникой (раковины, унитазы, джакузи и пр.), промелькнул «сюжет» с продуктового рынка.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Название «25-й кадр» условно. Оно сохранилось с тех времен, когда кинопленка крутилась со скоростью 24 кадра в секунду. А сейчас на телевидении и в киноиндустрии действуют системы, рассчитанные на 25 кадров в секунду. Любой из них можно заменить, так что «гипнотизером» может стать и первый, и десятый кадр.

Наши глаза устроены так, что мы видим «картинку», если она длится не менее 113 миллисекунд. Все, что короче (а один кадр длится 40 миллисекунд), глазу незаметно, но отпечатывается в подсознании. Можно ли таким образом заставить людей покупать «правильное» пиво или голосовать за «нужную» партию, науке доподлинно неизвестно.

Детектор скрытых вставок определяет на пленке все «инородные» куски, которые длятся меньше положенного времени. А потом ученые разбираются, где вклеена скрытая реклама, где пленка поцарапана, а где дефект монтажа.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

«Ешьте попкорн!», «Пейте кока-колу!» - так «зомбировали» первых жертв знаменитого 25-го кадра. Делал это американский психолог Джеймс Вайкери в 1957 году. В кинотеатре в штате Нью-Джерси вместе с фильмом «Пикник» зрителям показывали эти призывы в течение всего 1/300 секунды. После сеансов продажа попкорна в городе подскочила на 50 процентов! Когда поедателей кукурузы спрашивали, а чего это они за ней дружно рванули, американцы отвечали: а захотелось! Влияния извне никто не заметил.