Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество30 октября 2003 9:18

Мальчиш-кибальчиш, в натуре, клевый кекс

40 лет назад «КП» попросила восьмилеток объяснить устаревшие слова. Мы повторили эксперимент
Те детишки, чьи ответы мы печатали в номере «КП» от 2 октября 1964 года, сегодня сами воспитывают внуков.

Те детишки, чьи ответы мы печатали в номере «КП» от 2 октября 1964 года, сегодня сами воспитывают внуков.

Недавно, зайдя со своим 8-летним сыном в музей, я обнаружила, что он не знает, что такое СССР, а Ленин для него - всего лишь синоним памятника. Оно и понятно: родившись во время олигархов, он не застал даже отголосков советского времени. Зато он хорошо знает, что такое чаевые, банковская карточка, менты и таможня. Самокат он зовет «скутером», а под Новый год пишет письма не только Деду Морозу, но и «дорогим и любимым покемонам». Дети - самое точное зеркало времени.

Но еще больше отображает любую эпоху их бесхитростная детская болтовня. Это взрослым можно задурить голову идеологическими постулатами, а дети - хранители языка, в их речи слова живут своей жизнью, выживая при любых политических режимах. И логика их языка подчас лучше любых социологических исследований показывает, куда катится мир, в котором они живут. Потому так и любят исследователи всех времен изучать общество на основе детских опросов.

Об одном из таких исследований «Комсомолка» писала в 1964 году. Тогда было опрошено по 500 детей в Комсомольске-на-Амуре и маленьком городке Комсомольск в Ивановской области. 8 - 10-летним детям предложили истолковать 50 «идеологически устаревших» слов. В результате выяснилось, что большинство детей почти ничего не знают о религии, не оперируют понятиями классовой и национальной вражды, хотя неплохо знают, что такое блат и бюрократ.

С тех пор прошло почти 40 лет. Александр Петрович Василевич, доцент кафедры лингводидактики МГОУ и старший научный сотрудник сектора психолингвистики Института языкознания РАН, решил повторить эксперимент - те же самые слова он предложил истолковать 8-летним московским учени-кам из школ № 444, № 1078 и из нескольких учебных заведений Восточного округа. Что из этого получилось, видно из таблицы.

ВЫВОДЫ

Чем отличается нынешний 8-летний человечек от своих сверстников 60-х?

Во-первых, он раскованнее и свободнее от социальных штампов. И, конечно, гораздо больше думает о деньгах. Даже слово «нахлебник» ассоциируется у него с богатством. А само богатство - уже не собственный автомобиль, а заводы и земельные угодья. Да и бедность он знает не по школьным учебникам: «беспризорник», вызывающий в 64-м году сочувствие как голодающая жертва гражданской войны, - сейчас снова реальность.

И хотя современный ребенок хорошо знает, что такое перестрелка, зато он никогда не назовет Богородицу «тетенькой, что работает на огороде, сажает капусту и огурцы». А про СССР он может и в Интернете прочитать...