Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды10 июня 2004 12:57

Булгаков завещал свою вдову Фадееву

Перед смертью опальный писатель, заботясь о будущем Елены Сергеевны, посоветовал ей устроить свою судьбу...
Источник:kp.ru
Елена Сергеевна любила, когда Булгаков надевал шапочку Мастера.

Елена Сергеевна любила, когда Булгаков надевал шапочку Мастера.

В прошлом номере «толстушки» от 4 июня мы начали публиковать воспоминания известного кинорежиссера и писателя Александра Стефановича, дружившего с последней женой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной. В первой части Стефанович рассказал, как Булгаков знакомил свою будущую жену с любовницами, как писал с нее не только Маргариту, но и... Бегемота, как потряс его отказ Сталина в постановке пьесы «Батум» о юности вождя... Сегодня мы публикуем окончание материала. - Практически сразу после этого удара (запрета на постановку пьесы «Батум». - Ред.) Булгаков начал болеть и угасать. Умирал он мучительно. Лежал практически ослепший, по пояс обнаженный, потому что даже прикосновение простыни причиняло ему боль. На предсмертных фотографиях он поразительно похож на Иешуа Га Ноцри. К нему приходили прощаться близкие друзья, соседи, писатели. В том числе тогдашний председатель Союза писателей Александр Фадеев. Побыл недолго, пообещал умирающему не оставить семью без средств и ушел. И вдруг Булгаков с озорством произнес: - Лена, мне показалось, что он положил на тебя глаз. Когда я умру, ты можешь завести с ним роман. - Ты с ума сошел, что ты несешь, ты же мой муж! - закричала Елена Сергеевна. - Я не говорю, что ты должна это сделать прямо сейчас. Но, когда я умру, тебе понадобится поддержка. Он вполне подходит для этой роли. Она его отругала, конечно, но... дальнейшее показало, что Михаил Афанасьевич вновь оказался пророком. Спустя некоторое время Елена Сергеевна стала подругой Фадеева. И была ею долгие годы. Такая деталь. Когда в сорок первом началась паническая эвакуация Москвы, Фадеев отдал ей и ее детям свое купе. - А сам? - А сам остался, и потом его вывезли самолетом. Но вся эта история говорит скорее о высоких, чем о низких отношениях. Булгаков ее любил, но и понимал, что о любимой женщине после его смерти должен кто-то заботиться. Еще одна история, которая как бы «закольцовывает» ту, которую я вам поведал в начале разговора. Умирающему Булгакову строго-настрого было запрещено все острое, соленое, спиртное. За несколько дней до смерти он сказал жене: - Я хочу вспомнить вечер, который был в начале нашего романа. Когда мы приходили к тому старику, освободившемуся из лагеря. Купи икры, хорошей рыбы, водки. Она все это сделала, и они устроили прощальный ужин. Через два дня Булгаков скончался. И еще одно мистическое «кольцо». Когда Булгаков умер, его, как мхатовского автора, похоронили на Новодевичьем. Кстати, неподалеку от могилы Гоголя, которого Булгаков считал своим учителем. В 1952 году Елена Сергеевна пришла на могилу к Михаилу Афанасьевичу и не увидела на гоголевской могиле креста и надгробия, сделанного из метеорита, привезенного из Крыма. Вместо надгробия возвышался гранитный столб, увенчанный головой классика и надписью: «Николаю Гоголю от правительства Советского Союза». Она поинтересовалась у рабочих, где камень. Оказалось, что его выдрали из земли и откатили на кладбищенскую свалку. Елена Сергеевна попросила рабочих за бутылку положить надгробие Гоголя на могилу Булгакова. Таким образом одна голгофа объединила двух великих писателей России. Когда Елена Сергеевна умерла, ее прах был захоронен рядом с этим метеоритом. Женские хитрости - Очевидно, Елена Сергеевна была очень предана памяти своего гениального мужа. - В сороковом году она аккуратно перепечатала его рукописи и поклялась себе, что все сделает, чтобы они были опубликованы. Но только после двадцатого съезда, когда она поняла, что жизнь меняется, постепенно стала разматывать клубок. Первое, что сделала Елена Сергеевна, - пробила в Ленинграде, в Александринском театре, постановку пьесы «Бег». Там блистал Черкасов в роли Хлудова. «Мастера и Маргариту» Булгакова проталкивала очень хитро и по-женски. Дело в том, что после смерти советского писателя обычно образовывали комиссию по литературному наследию. С председателем - маститым литератором и секретарем-вдовой. Председателем комиссии по наследию Булгакова был обласканный советской властью Константин Симонов. Главной задачей Елены Сергеевны было заставить Симонова прочесть хоть строчку. Это было совершенно невозможно, потому что Симонов был писательский начальник, депутат, государственный деятель, очень занятой человек. Она много раз ему подсовывала роман, но он не находил времени за него взяться. И вот Елена Сергеевна узнает, что Симонов едет отдыхать на озеро Балатон. - Я рассчитала, - рассказала мне она, - что наш человек, находящийся за границей, на третий-четвертый день начинает тосковать по русскому печатному слову, которое там трудно достать. Я пришла к нему домой, он как раз собирал вещи, и подсунула ему тайком в чемодан рукопись «Мастера». Потом вернулась к себе и стала ждать звонка. Я ошиблась только в сроках. Прошло не четыре дня, а чуть больше недели. Ночью зазвонил телефон. Первые минуты я не могла разобрать ни одного слова, только всхлипы: «Это... невероятно... это... гениально... а... вы... это... от меня скрывали!..» Когда Константин Симонов пришел в себя, он сделал все, чтобы «Мастера и Маргариту» напечатали. Он принес его в журнал «Москва». Несмотря на то, что роман рекомендовал Симонов, главный редактор «Москвы», некто Поповкин, решил подстраховаться и позвонить в ЦК. - А что вас смущает? - спросили там. - Да вот роман странный очень. - Прямой антисоветчины нет? - Нет, зато есть чертовщина. - А-а, ну чертовщину можно. Когда вышла первая публикация, Поповкина уволили. Ругать коммунистов очень полезно для здоровья - И еще один случай, который характеризует характер Маргариты. В те времена, когда я общался с Еленой Сергеевной, было очень модно ругать Сталина, но оправдывать Ленина. Когда я ей попытался что-то такое высказать, Елена Сергеевна очень рассердилась: - Саша, если вы еще раз повторите нечто подобное, дверь в мой дом будет для вас закрыта. Ленин - мерзавец, который погубил нашу великую страну. И рассказала мне совершенно потрясающую историю. Когда матери Елены Сергеевны было за семьдесят, она серьезно заболела. Дело было настолько плохо, что приглашенный врач заявил, что ему тут делать нечего и он вернется утром - констатировать смерть. - Я не знаю, что меня подтолкнуло, - вспоминала Елена Сергеевна, - но я села у кровати мамы и начала ругать коммунистов. Вдруг мама открыла глаза и стала мне поддакивать. Наутро врач вошел в комнату со справкой о смерти и увидел довольно бодрую старушку, которая сидит на кровати и со страшной силой поносит советскую власть. Врач сам грохнулся в обморок. После этого ее мама прожила еще двадцать лет, а когда в очередной раз заболела, Елена Сергеевна попробовала провернуть старый фокус. Однако, как только она завела свое «а коммунисты такие подонки», мать от нее отмахнулась: - Леночка, не надо. Я все знаю. Они мне так надоели! Закрыла глаза и умерла. Два листочка бумаги, которые никто никогда не видел - В память того случая со сломанной рукой Елена Сергеевна Булгакова написала «сказку про хорошего Сашу». Левая рука тогда была еще в гипсе, и она печатала одной рукой. Сказка про хорошего Сашу Жила-была в Москве Елена Булгакова. Она никого не трогала, починяла примус. И жил в Ленинграде кинорежиссер Саша. Он позвонил в Москву, и Елена Булгакова поехала смотреть на Смоктуновского. Саша всюду был при ней, но раз она пошла гулять одна и упала и сломала руку. Добрый шофер повез ее в больницу, там были очень добрые доктора. Они сказали: «У вас некрасивый переломчик, оставайтесь в больнице, завтра мы вас починим». Но она сказала: «Нет», - легла на стол, закрыла глаза и стала слушать. Доктора сказали: «Вы тяните руку к себе, а мы пальцы будем тянуть к себе. А если они не влезут на свои места, мы сделаем кровавую операцию». Она сказала, помолчав: «А что это такое - кровавая операция?» Доктора сказали: «Это пустяки, вы не переживайте». «Хорошо», - сказала она и уехала из больницы в «Асторию». Когда Саша все узнал, он раскрыл рот и два раза укусил себе руку. Потом стал водить ее по Ленинграду, по Пушкину и по Комарову - всего по 8 1/2 часов в день. Он мыл ей правую руку и резал мясо, икру и пломбир. Они стали пить коньяк, Саша сказал, что это помогает. Потом они полетели на Ту-134 в Москву, Саша довез ее до квартиры, внес тяжелые вещи и только тогда откланялся (очень красиво!). Вот такой хороший мальчик Саша. Он не похож ни на какого другого мальчика. Ни в Москве, ни в Ленинграде. Все, сказке конец. Елена Булгакова, Москва, 14.6.68. А еще я попросил ее описать на бумаге полет Маргариты и биографию некоторых прототипов романа. Что она и сделала. «Осаф Литовский - начальник Репертуарного Комитета, критик, впоследствии плохой драматург. Травил Б-ва, не пропускал ни одной пьесы. Он жив. Выпустил недавно книгу, где опять писал о Б-ве гадости. Предлагал, даже уговаривал, чтобы взяли его статью о Б-ве в нашу книгу. (О полете Маргариты. - Авт.) На Лаврушинском пер. есть дом писателей. Он описан верно, но перенесен в Вахтанговский пер. по ходу полета Марг. Марг. вылетает из Мал. Власьевского пер., летит по пер. до Арбата, а там в Вахт. пер.». Самое обидное - В Ленинграде Елена Сергеевна подарила мне колокольчик и золотую булавку для галстука в виде шпаги, - рассказывает Александр Стефанович. «- Если вы захотите меня увидеть, позвоните в колокольчик, - сказала Маргарита. - А если у вас будут серьезные проблемы, уколите себя булавкой до крови, я помогу». К сожалению, эти бесценные вещи пропали при многочисленных переездах с квартиры на квартиру, из Петербурга в Москву, а потом в Париж. Часть ролей в новой экранизации «Мастера и Маргариты» режиссер Владимир Бортко уже распределил: Маргарита - Анна Ковальчук Мастер - Владимир Машков Пилат - Олег Янковский Иешуа - Сергей Безруков Воланд - Олег Басилашвили Азазелло - Алексанр Филиппенко Бегемот - Александр Башаров Коровьев - Александр Абдулов Лиходеев - Алексанр Домогаров Берлиоз - Александр Адабашьян Римский - Илья Олейников Босой - Валерий Золотухин Поплавский - Роман Карцев Стравинский - Андрей Смирнов Штурман Жорж - Нина Усатова Иуда/Барон Майгель - Дмитрий Нагиев Каифа/Человек во френче - Валентин Гафт Матфей - Семен Стругачев Счетовод - Владимир Толоконников Арчибальд - Николай Буров Жорж Бенгальский - Андрей Ургант.