Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Политика18 октября 2004 13:39

Бросок на Юг оказался для России удачным

Затертое определение «исторический визит» давно вызывает аллергию. Однако завершившаяся поездка Владимира Путина в Китай и Таджикистан и впрямь претендует на то, чтобы войти в историю. Ведь в Пекине и Душанбе удалось подписать этапные соглашения, открывающие для России такие экономические и политические перспективы в этих регионах, каких у нее не было за весь постсоветский период.

Затертое определение «исторический визит» давно вызывает аллергию. Однако завершившаяся поездка Владимира Путина в Китай и Таджикистан и впрямь претендует на то, чтобы войти в историю. Ведь в Пекине и Душанбе удалось подписать этапные соглашения, открывающие для России такие экономические и политические перспективы в этих регионах, каких у нее не было за весь постсоветский период.

Прежде всего удалось убрать главный камень преткновения в отношениях с КНР - неурегулированность участка российско-китайской границы на Амуре. Все упиралось в несколько небольших островов, намытых водой в русле реки. Россия давно могла бы в разы увеличить весьма выгодное экономическое сотрудничество с Китаем, если бы не застарелая политическая заноза, торчащая из амурского фарватера. Добровольно передав КНР остров Тарабаров и часть Большого Уссурийского острова, мы эту занозу выдернули. Отныне вопрос о границе решен окончательно, и граница эта длиной в 4 тысячи с лишним км станет спокойной. Китайцы облегченно вздохнули, поскольку сумели «сохранить лицо», а перед Россией открылись возможности заключать с Китаем миллиардные сделки, вполне соответствующие гигантскому потенциалу нашего южного соседа.

Правда, могут заметить, что передача островов создает опасный прецедент, за который могут «зацепиться» некоторые другие соседи России, зарящиеся на ее территории. Но это не так. В двусторонних отношениях с каждым из своих партнеров Москва руководствуется конкретными интересами.

Если в случае с Китаем политика помогла «открыть дверь» экономике, то в Душанбе уже чисто экономические рычаги подняли Россию на новую политическую высоту в Центральной Азии. Списание таджикам долга в 242,5 миллиона долларов позволило Москве закрепить в этом регионе военное присутствие. Российский бизнес получил доступ к акциям строящихся на Памире крупнейших ГЭС. А тот, кто контролирует в Центральной Азии энергопотоки и водные ресурсы, держит в руках все. Наконец Россия присоединилась к Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» (ЦАС). Она была создана в 2002 году Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном для поддержания экономической интеграции и коллективной безопасности в регионе. Теперь бывшие советские республики готовы предоставить слово в этом форуме и Москве.

В общем, «прорыв в Азию» можно считать состоявшимся. Здесь мы постепенно возвращаем утерянное и даже приобретаем новое.

Андрей БАРАНОВ.

СТРАТЕГИЯ

Зачем нам в Таджикистане новая военная база

Российская 201-я мотострелковая дивизия (МСД), которая дислоцируется в Таджикистане, получила статус военной базы. Это самое крупное соединение, выполняющее задачи за пределами страны: около 7 тысяч бойцов-контрактников, входящих в состав трех мотострелковых, артиллерийского и зенитно-ракетного полков, а также авиационного крыла (истребители, вертолеты, транспортные самолеты). Зачем же России надо держать такой мощный кулак вдали от национальной территории? Причин несколько. Центральная Азия всегда была и остается зоной важнейших политических, экономических и военных интересов России, которые «потеснили» США и их союзники по НАТО.

А в последние годы этот регион все больше превращается в эпицентр террористических вылазок и перевалочную базу интенсивного наркотрафика. В последние годы российским пограничникам, несущим службу на таджикско-афганской границе, при поддержке подразделений 201-й МСД удалось задержать 20 тонн наркотиков, которые десятки банд и караванов пытались переправить из Афганистана в Россию и другие страны. Кроме того, личный состав дивизии охраняет стратегические объекты Таджикистана - аэродромы, гидроэлектростанции, инженерные коммуникации и заводы - от вылазок террористов (попытки уже были). Есть у нас там и еще один «козырный» интерес: в республике расположен российский узел оптико-электронного наблюдения за космическим пространством «Нурек». Кроме того, в экономику Таджикистана все активнее приходят российские инвестиции. А присутствие рядом «родной» вооруженной силы служит гарантией того, что вложение капиталов будет доведено до логического конца.

Виктор БАРАНЕЦ.