Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество5 ноября 2004 14:50

Танцуя с иконой, богохульница Зоя окаменела

Эта мистическая история с наказанием грешницы случилась почти полвека назад и в те времена взбудоражила всю страну от окраин до кремлевского руководства. Наш спецкор Николай Варсегов попробовал разобраться, как это было
Второй приход Николая в домик  на Чкаловской. В дни моего приезда  в Самару у супругов Курдюковых родился сын, назвали его Николаем... Фото автора.

Второй приход Николая в домик на Чкаловской. В дни моего приезда в Самару у супругов Курдюковых родился сын, назвали его Николаем... Фото автора.

(Окончание. Начало в номерах от 2, 3 и 4 ноября)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ

31 декабря 1955 года в частном доме в Куйбышеве (ныне - г. Самара) некая девушка Зоя пустилась танцевать с иконой Николая-угодника. Тут же кара небесная превратила ее в окаменелую статую. Полгода милицейское оцепление окружало дом и сдерживало любопытных. После девушка была прощена и исчезла. Партийные агитаторы убеждали народ, что слухи о чуде - вымысел. Но им не поверили.

«Девушка стояла, как свеча»

Но воротимся к изначальной народной версии. В 1997 году Антон Жоголев - редактор газеты «Благовест» - находит еще одну косвенную свидетельницу, Новикову Антонину Васильевну. Вот что она поведала: «Мой родной дядя - Писарев Григорий Семенович - работал тогда в Куйбышеве в уголовном розыске. Его послали дежурить в дом на Чкаловской, где окаменела отроковица. Со временем он рассказал жене и матери, а потом и нам всем, что своими глазами видел застывшую девушку. Когда он пришел с первого дежурства, то обратился к жене с такими словами: «Иди, Мария, купи икону. И в церковь сходи, отдай записку за здравие...» А на дотошные расспросы своей матери он ответил так, сняв фуражку: «Видишь, какой я седой сделался? Это от того, что я там увидел!» Спустя годы он вспоминал, что девушка стояла, как свеча, - с иконой, в голубом платье, на невысоких каблуках...»

Вспоминает священник

А самарский священник Виталий Калашников рассказал все тому же Антону Жоголеву: «Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». Рано утром она, взбудораженная, приехала к нам домой на улицу Ленинскую, всех разбудила и говорит: «Вы тут спите, а весь город уже на ногах!» А потом сообщила: только что была по вызову в одном доме и видела застывшую девушку с иконой Николая-угодника в руках! Пыталась сделать несчастной укол, но иглы ломались и гнулись... Анна Павловна проработала врачом еще много лет. Это событие, которое по Промыслу Божию было ей открыто, не так уж сильно повлияло на ее дальнейшую жизнь. В Бога она, безусловно, верила, но все же не стала настоящей прихожанкой. Умерла Анна Павловна в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти...»

А на селе едва пить не бросили

Странная эта история растревожила советский идеологический аппарат. По городам и весям засылались исследователи настроений, которые писали отчеты: «...В июне месяце при ознакомлении с деятельностью церкви в селе Заплавное Борского района Куйбышевской области я выяснил, что в селе еще ведутся разговоры о мифической окаменевшей девице на Чкаловской улице... хотя фельетон об этом диком случае обсудили широко на колхозном собрании... Слухи о чуде сильно подействовали на пользу религии - под праздники и в Страстную неделю не было слышно песен и гармошки, больше стали ходить в церковь и причащаться. Под Пасху в кино не пришло ни одного зрителя...»

В связи с событиями в Куйбышеве идеологический отдел ЦК КПСС в 1956 году приказал своим подразделениям выступить широким фронтом по всей стране против пропаганды религии. Только в Куйбышевской области было прочитано за год более 2000 атеистических лекций против 800 в прежние годы. Участников крестных ходов, включая немощных старух, отлавливали по лесам, избивали до полусмерти. В школах проповедовали атеизм как главную из наук. Так постепенно все встало опять на свои места. Народ вернулся к загулам и пьянству, потому как в безверье у русского человека другого пути и нет.

Второй приход Николая в домик на Чкаловской

Сегодня Самарская епархия ведет с городским начальством переговоры, чтобы домик отреставрировать и поставить во дворе часовенку в память о Николае-угоднике. Чем то кончится, не знаю, но, полагаю, следовало бы уважить православных паломников. А было ли там наказание грешницы окаменением или было все несколько иначе... - наверное, не столь и принципиально. Важно, что и этот источник веры, коль не схоронят его под новостройками, спасет от погибели не одну христианскую душу.

А пока в этом утлом домике уж второй год снимают жилплощадь по бедности прибывшие из деревни молодые муж и жена Курдюковы, которые, несмотря на стеснение, бескорыстно пускают в дом всякого поклониться, перекреститься. Буквально в дни моего приезда в Самару у Курдюковых родился первенец. Окрестили его, конечно же, Николаем...

Если вы, дорогие читатели, или ваши близкие как-то причастны к этой истории, если вам есть что сообщить в редакцию по поводу тех событий на улице Чкаловской или о случаях подобных, мы с интересом изучим ваши послания и продолжим исследования. Пишите, пожалуйста, в редакцию по адресу: ул. «Правды», 24, Москва, 125993 на имя автора - Николая ВАРСЕГОВА или звоните по телефону (095) 257-51-39.

Электронный адрес: vars@kp.ru