Одна из последних семейных фотографий. Полгода назад Тамара Александровна даже не предполагала, что Ромка (крайний слева) может покончить с собой.
Ромка Лебедев почти не помнил маму. Она умерла, когда ему было два года, а его старшему брату Денису - 5 лет. Мальчишек растила бабушка Тамара Александровна. Жили бедно - на бабушкину пенсию в две с половиной тысячи и скудное пособие по опекунству. С пятого класса Роминым классным руководителем стала Вера Шелдукова, учитель математики. Педагог требовательный и жесткий. Но конфликтов у улыбчивого и способного Ромки с ней не было. Наоборот, она всегда ставила его в пример.
Но в конце прошлого учебного года все изменилось. Родительский комитет стал собирать деньги на ремонт класса - по 350 рублей с ученика. Принесли все, кроме Ромы.
- Ну нету у нас таких денег! - плачет Тамара Александровна.
«Все свободны. А ты, Лебедев, останься»
В начале сентября Вера Аркадьевна снова напомнила о долге. Денег по-прежнему не было.
- Тогда она подняла Ромку перед всем классом и сказала: «Тебе, Лебедев, придется отрабатывать долг. Месяц будешь работать уборщиком». А ведь у него спина больная, он несколько лет носил корректор осанки, ему ведра нельзя поднимать! Я уговаривала Ромочку не ходить, но он сказал только: «Мама, я ее боюсь».
С тех пор почти три недели, когда заканчивались уроки, Вера Аркадьевна заканчивала день в 8-м «В» фразой: «Все свободны. А ты, Лебедев, останься. Бери швабру, ведро - и вперед». Одноклассники жалели Ромку. Самые смелые подходили к учительнице и просили: «Давайте мы Роме поможем». В ответ - жесткое «нет».
Домой Ромка возвращался уставший и замученный. Иногда жаловался бабушке на боли в спине, говорил, что Вера Аркадьевна заставляла его по нескольку раз перемывать полы, показывая на грязные участки.
- Да и мне она звонила! - говорит бабушка Тамара Александровна. - Жаловалась, что Рома плохо убирает. Говорила: «Я научу вашего внука мыть полы!» Лучше бы она его математике учила!
«Не хочу быть рабом»
- В тот день я хотела встать, разогреть Роме завтрак, но внучек меня опередил, сказал только ласково: «Мам, ты сиди, я сам все сделаю», - вспоминает бабушка. - Потом ходил-ходил по квартире, а на прощание прижал мои руки к себе, затем в щеки расцеловал, обнял крепко. Я чувствовала, как у него сердечко стучит сильно-сильно. Видно, прощался он со мной. Если бы я только знала! Не выпустила бы его из квартиры, ходила бы за ним хвостиком!
В школу Рома не пошел. Отправился на станцию, написал записку, что у него больше нет сил терпеть издевательства учительницы и что он больше не хочет быть рабом и уборщиком. Потом залез под платформу, а голову положил на рельсы...
На похороны пришел весь класс, а также ребята из параллелей и учителя. Не было только классного руководителя и директора школы.
В 8-м «В» алгебру и геометрию по-прежнему ведет Вера Аркадьевна Шелдукова.
- Она вся заплаканная ходит, - говорит одноклассник Романа Максим. - О Ромке ни слова не сказала. Как будто ничего не произошло. Если бы мы знали, что все так серьезно, то попытались бы его спасти. Наверное, в этой смерти есть маленькая доля и нашей вины?
Р.S. Вчера прокуратура Санкт-Петербурга возбудила уголовное дело по факту доведения до самоубийства несовершеннолетнего подростка. Дело заведено в отношении Веры Шелдуковой, классного руководителя погибшего Ромы Лебедева.
По словам прокуратуры, фигурантами по этому делу могут также оказаться и другие сотрудники и руководители школы № 262. Если вина учительницы будет доказана, ей грозит до пяти лет лишения свободы.
А В ЭТО ВРЕМЯ В МОСКВЕ
«Мы так и не поняли, на что школа тратила наши деньги»
Родители семиклассницы год боролись с вымогателями-учителями - Я как-то просто поинтересовался: с чего это мы должны платить за учебу в государственной школе? - рассказывает Игорь ГАЛКИН, отец семиклассницы 596-й московской школы. - Директриса Ирэна Валерьевна Мамбетова занервничала и отправила меня к председателю Попечительского совета школы. Но и у него внятного объяснения мы не получили. Ведь брать деньги за обучение школа не имеет права!
- Тогда я написал в Северное управление образования, потом в Департамент образования города, потом уполномоченным по правам человека и ребенка. Даже самому мэру, - продолжает Игорь. - Я и не предполагал, что добиваться ответа на такой простой вопрос придется целых десять месяцев. А пока я получал из инстанций расплывчатые ответы, мол, «поставим на контроль, разберемся», директор начала отыгрываться на дочери. Учителя занижали оценки и грубили не только ей, но и всему ее классу. Предлагали «по-хорошему» сменить школу. А однажды нашу девочку не пустили на занятия. Сказали: у тебя неправильная форма.
Лишь спустя год после проверки Департаментом образования супругам Галкиным объявили: да, деньги собирали незаконно, директору сделан выговор. На вопрос, куда ушли деньги, которые родители платили «за гимназические классы», никто так и не ответил.
- В системе образования много «руководителей», - уверен Василий ВАШКОВ, завуч школы № 1004 Москвы, учитель химии и журналист, которого я попросил прокомментировать историю Галкиных. - Но при этом в школах нет специалистов, которые бы разбирались в финансовых тонкостях. Недаром же в свое время не разрешили вводить в школах ставку замдиректора по финансово-правовым вопросам, чтобы никто ничего не знал, а только выполнял приказы сверху. Директор сегодня каждую копеечку на парту или мел должен выпрашивать у высочайшего начальства. Расчетный счет для школы можно открыть только «с благословения чиновников». А они зачастую это не дают делать. Им выгоднее держать школьные финансы у себя в кулаке.
...И тут я припомнил наш разговор с замруководителя одного из окружных управлений. Она жаловалась на свою скудную зарплату и постоянные «головомойки» со стороны начальства из департамента. На мой вопрос: «А чего не уволитесь?» - чиновница подпрыгнула как ошпаренная: «А я за дело болею всей душой!» И ударила по столу рукой, на котором красовалось массивное кольцо с крупными бриллиантами.
Андрей РЯБЦЕВ
ЦИТАТА
«Система образования не может жить без привлеченных средств, так как объемы ее финансирования составляют 64% от потребности».
(Глава московского Департамента образования Любовь Кезина.)