Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Наука2 ноября 2005 22:00

Воистину ли Иисус воскрес из мертвых?

Ученые уверяют, что имеют вещественные доказательства главного чуда христианства
Источник:kp.ru
Вверху: гвозди (11 см), которыми прибивали к кресту. Внизу: жестокое орудие истязаний - флагрум.

Вверху: гвозди (11 см), которыми прибивали к кресту. Внизу: жестокое орудие истязаний - флагрум.

Продолжение. Начало в номерах еженедельника от 6, 13, 20 и 27 октября сего года

В итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя стоит непроницаемый саркофаг, заполненный аргоном. В нем хранится льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров. Якобы то самое - погребальное, в которое был обернут мертвый Иисус. На ткани - кровь и отпечаток человеческого тела. Его? «А чьи же еще?!» - утверждают исследователи, обнаруживающие на волокнах следы какого-то сверхъестественного воздействия.

«Все это нарисовано с целью подкрепить миф о воскрешении Иисуса», - уверяют скептики.

Дорогостоящие похороны

О погребальном полотне Иисуса нам известно только то, что купил и принес его Иосиф - «богатый человек из Аримафеи». В канонических и апокрифических Евангелиях ткань упомянута по-разному - пелены, плат, плащаница. Но суть одна: тело было чем-то обернуто. То полотно из собора в Турине, называемое ныне Туринской плащаницей, подходит по размерам. Соткано по ближневосточной технологии - «в рубчик» - на станке. Нити - льняные, которые пряли вручную.

Археологи и швейники уверяют: ткань дорогая, импортная - скорее всего, сирийская. По некоторым оценкам, ее отрез обошелся Иосифу в сумму, эквивалентную чуть ли не килограмму золота.

Кстати, во время недавних раскопок в Израиле было найдено полотно, про которое точно известно, что оно относится к I веку нашей эры. Ткань - один в один как Туринская плащаница.

Средневековая икона

Верящие в подлинность Туринской плащаницы называют себя синдонологами от слова синдон - плащаница по-гречески. И самый болезненный удар они получили в 1988 году. Тогда Ватикан разрешил определить возраст ткани методом радиоуглеродного датирования. От нее отрезали кусочек в несколько квадратных сантиметров. Разделили на три части и отправили специалистам - в лабораторию геофизики Аризонского университета (США), в совместную лабораторию археологии и истории искусств Оксфордского университета и Британского музея (Великобритания), в Институт физики в Цюрихе (Швейцария). Тогда же взяли пробы и с пятен на ткани - предположительно кровавых.

Метод радиоуглеродного датирования основан на определении количества радиоактивного изотопа углерода С-14. Чем его меньше, тем образец старше.

В итоге ученые так определили возраст Туринской плащаницы (с погрешностью в плюс-минус 30 лет): Аризона - 684 года, Оксфорд - 788, Цюрих - 714 лет. Получалось, что Иисус не мог быть ею обернут. А сама плащаница - не материальное свидетельство воскрешения, а своего рода икона.

Святыню спасли русские

Реально «спасли» святыню российские ученые из лаборатории биополимеров имени Седова. Дмитрий Кузнецов и Андрей Иванов доказали, что льняная ткань при сильном нагревании в дыму впитывает в себя «лишний» углерод, который словно бы омолаживает ее.

- Углерод, - считает Кузнецов, - мог быть добавлен пожаром, который пережила плащаница в 1532 году, пребывая в то время в монастырском храме французского города Шамбери. И едва не сгорела.

Российские ученые провели модельные эксперименты, в которых участвовали специалисты Высшей инженерно-технической школы в Москве и их коллеги из Франции. Они помогли в точности воспроизвести условия пожара в Шамбери. А музеи этнографии Италии и Узбекистана предоставили образцы древних льняных тканей возрастом от тысячи до двух тысяч лет. Под действием модельных пожаров в них увеличивалось содержание изотопов углерода. И тем больше, чем старее была ткань.

Исследователи с учетом поправки пересчитали результаты датирования. Возраст Туринской плащаницы оказался близким к двум тысячам лет. Получается, что она подлинная? И на ткани - не рисунки, а все-таки следы?

Следы истязаний

Образ на ткани различим и невооруженным глазом, как фигура обнаженного человека, словно бы отпечатавшаяся спереди и со спины. Но более заметна она на фотографиях, сделанных в разное время. Особенно с помощью методов, применяемых криминалистами, - съемкой в инфракрасных, ультрафиолетовых лучах, в поляризованном свете. Видны, как утверждает профессор Карлетон Кун, черты лица, «принадлежащего семитскому типу». Заметны небольшая бородка, усы, волосы, отдельные пряди которых заплетены в косички. И вот что еще - левый глаз слегка приоткрыт. Странно для «иконы»?

Лицо все избито. По мнению медиков, удары были нанесены палкой толщиной около 5 сантиметров. Раны на спине, предплечьях и ногах. Из них 98 штук - весьма характерные. Исследователи проверяли: именно такие оставляют флагрумы - древние бичи с полосками твердой кожи, к которым привязаны металлические штыри.

На голове множественные - 30 штук - проколы, словно бы на нее было надето нечто колючее с длинными острыми шипами. А под сердцем - прорезь в виде узкого овала размером 44 на 11 миллиметров. Похоже, что от широкого лезвия копья.

Четыре гвоздя

В средние века, к которым, как уверяют скептики относится Туринская плащаница, распятого на кресте Иисуса принято было изображать с руками, приколоченными к перекладине сквозь ладони. И с пробитыми одним гвоздем ступнями. На ткани же отпечаталось совсем другое.

На левой ноге две раны - одна на щиколотке, другая на ступне. А правая ступня пробита в одном месте. Иными словами, сначала к вертикальной балке одним гвоздем была прибита левая нога. Затем к ней прижата правая ступня, в которую был вколочен второй гвоздь. Он прошел и сквозь левую ступню. Анатомы полагают, что лишь такое расположение гвоздей продлевало мучения жертвы, позволяя на них опираться.

Сквозная рана заметна и на левой руке. Оставлена острым предметом небольшого - в 8 квадратных сантиметров - сечения. Но не на ладони, а на запястье. Правая рука не видна - прикрыта.

Французский хирург Барбе доказал, что вбивать гвозди в ладони вообще бессмысленно. Под тяжестью тела они будут разорваны. Лишь в области запястий имеются особые промежутки между костями, позволяющие висеть. А недавно во время раскопок в Израиле был найден скелет казненного на кресте примерно в I веке. С аналогичным образом пробитыми запястьями и ступнями.

Короче, синдонологи делают однозначный вывод: совокупность повреждений, обнаруженных на отпечатке тела, соответствует описанным в Евангелиях истязаниям и мучениям Иисуса. Значит, отпечаток его. И кровь тоже.

У Бога IV группа крови

Американский химик Уолтер Мак-Крон обнаружил в пятнах на ткани железо. Которое, по его мнению, входило в состав средневековой краски. Мол, ею и была нарисована кровь. Но таких скептиков - единицы. Синдонологов же - сотни. Они дружно утверждают: железо входит в состав гемоглобина. Более того, ссылаются на многочисленных исследователей, которые рассмотрели в пятнах красные кровяные тельца. То есть кровь настоящая человеческая. Якобы определена даже ее группа - IV (АВ).

- На Туринской плащанице, помимо крови, обнаружены и следы жидкости, которая выделяется из травматических ран, - говорит известный американский химик и синдонолог Алан Адлер. - Это сукровица, или плазма. О том, что подобная жидкость вообще существует, медикам стало известно лишь в ХХ веке. Даже самый искусный мистификатор не мог знать, что эти следы нужно нанести на ткань. Она контактировала с реальным телом. Причем не более 3 дней.

Но куда оно - тело - пропало на третий день?

- Дематериализовалось, - говорит профессор Университета Торонто, магистр физики Тадеуш Тренн. - Образ, отпечатавшийся на ткани, дает основания это предполагать.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Как ткань попала в Турин

Вроде бы есть документы более чем тысячелетней давности, в которых упомянуто погребальное полотно Иисуса. Из них следует, что оно хранилось в Константинополе. Но было захвачено во время крестовых походов. Первое же бесспорное свидетельство о полотне датировано 1357 годом. Якобы хозяином его был рыцарь Жофрей де Шарни, который одолжил реликвию приходу французского городка Лирей для показа людям. В 1453 году внучка Жофрея Маргарет продала полотно герцогу Луи Савойскому, который хранил его в храме города Шамбери. Там в 1532 году оно сильно пострадало при пожаре. В 1578 году потомки Луи перевезли полотно в новую столицу герцогства Савойского в Турин. И подарили церкви.

Страсти Христовы

Рассмотреть образ на плащанице не просто - это не картина.

Но лицо, руки и общие очертания тела Христа видны вполне явственно

Окончание в следующем номере еженедельника.