Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика19 января 2006 22:00

На чем ездит президент

Наши корреспонденты побывали в самом закрытом подразделении ФСО России - Гараже особого назначения, который завтра отмечает 85-летие

«Спринтер» в Якутске заправляли... спиртом

Гараж особого назначения (ГОН) - самое закрытое подразделение Федеральной службы охраны России, находится в Кремле, как зайдешь в Троицкие ворота, сразу направо. Это прежде всего строгие и молчаливые мужики: и не сфотографируешь их, и слова из них не вытянешь...

А когда мы сказали, что видели их в деле - в Якутске, куда недавно в 48-градусный мороз прилетал Путин, - они раскрыли несколько «секретов». После чего нам стало ясно, почему президент по Якутску передвигался налегке и не мерз.

Туда - по воздуху - перебрасывали микроавтобус «Мерседес-Спринтер». Это уникальная машина, таких в мире нет. Обычно глав государств возят на легковых авто, а наш президент в поездках по России предпочитает более просторный автомобиль, так как «по пути» и работает в нем, и даже проводит совещания. Вот и сконструировали для него «Спринтер», который может вместить сразу 8 человек, не считая охраны.

- Печка не подвела в Якутске - капитально работала, - говорит замначальника ГОНа Николай Погребной. - Мы ее еще в Москве испытали на полных оборотах. Машина в такую морозяку не могла больше 20 минут стоять на месте - резина на колесах принимала форму проезжей части. Да и масло в мостах автомобилей могло замерзнуть. Поэтому мы все время трогали «Спринтер» с места. А в бачок омывателя стекол залили чистый спирт!

- И много?

- Нет, литров пять, - признается Погребной.

- А президентский водитель не захмелел?

- У машины - хорошая изоляция...

Когда «ЗИЛы» плачут...

- Сколько «охраняемых лиц» обслуживает ГОН?

- Немного, - уклончиво замечает замначальника транспортного управления ФСО России Владимир Макаров.

Но все они - начиная от президента Путина и заканчивая полпредом Козаком - люди мобильные. Поэтому водителям, что называется, постоянно приходится держать руку «на рычаге - переключателе скоростей».

Самым трудным экзаменом для ГОНа были три события: 300-летие Санкт-Петербурга, 60-летие Победы и 1000-летие Казани. В Питер и Казань машины «грузили эшелонами». А в Москве для обслуживания 54 делегаций потребовалось почти 200 автомобилей. Столько в ГОНе и не наберется (штат кремлевского гаража не такой большой, как может показаться, а кроме президента США Буша, который прилетал со своим кортежем, машину - по железной дороге - привозил только президент Украины Ющенко) - вот и пришлось привлекать профессионалов из «родственных подразделений». Но и те проходили спецкурсы.

- Как выдерживали?

- Мы-то ничего, - говорит Макаров. - Машины бы выдержали.

Водители (их фамилии здесь называть не принято) рассказали нам любопытный эпизод, который, правда, произошел не в Москве и не в Питере, а в Бангкоке...

- Жара стояла под 40. Смотрим: у нашего «ЗИЛа», на котором приехал президент, стрелка температуры двигателя - в красной зоне: перегрев! Ну, она и заглохла. Что делать? Включили печку на полную мощность. Стрелка вроде вышла из красной зоны, потом - опять... И вдруг видим: наш «ЗИЛ» начинает плакать - у него из опрыскивателя слезы катятся по стеклу. Плачет, но не заводится! Потом у «ЗИЛа», видно, возобладали патриотические чувства, и он завелся. Так и поехал, весь в слезах...

ВОПРОС - РЕБРОМ

А как быть с пробками?

Оказывается, пробки на дорогах, которые возникают во время передвижения кортежей, волнуют не только москвичей и жителей других городов России, но и сотрудников кремлевского Гаража.

- Но вы поймите нас правильно, - исповедовалось гаражное начальство. - Есть Закон об охране, который, как любой другой, никто не вправе нарушать. Обеспечение безопасности первых лиц государства - наша работа.

И посетовали на то, что в Москве и многих крупных российских городах развелось множество «левых кортежей», которые граждане часто путают с правительственными. И еще сказали по секрету, что ГАИ скоро начнет с «леваками» беспощадную борьбу.

Мы напомнили случай: как-то во Владивостоке кортежу президента пришлось несколько минут простоять у шлагбаума.

- Это нештатная ситуация?

- Ожидаемая, - говорит Владимир Макаров. - Когда готовимся к визиту, изучаем даже расписание поездов, сопоставляем его с графиком движения кортежа и, если нужно, регулируем.

- График движения поездов?

- Нет, график движения кортежа. И вообще у нас установка - как можно меньше создавать проблем населению.

- А бывает, что пешеходы перебегают дорогу на пути кортежа? - спрашиваем у Макарова.

- Да, есть такие граждане.

- И как вы тогда реагируете?

- Никак. Объезжаем...

ПОМЫВКА

Лимузин первого лица вытирают полотенцем

- Ну и что, что вы уже в фартуке? - сотрудница ГОНа Елена Пятых окидывает меня скептическим взором. - Мыть машину, тем более президентскую, - дело мудреное.

Королева мойки снизошла только после того, как я признался, что пять лет назад здесь же, в ГОНе, уже принимал участие в помывке президентского лимузина. Тогда мы его окатывали водой из шлангов, а потом - с шампунем - терли лакированные бока мягкой губкой.

- Хоть и стаж у вас - пять лет, - с иронией говорит Елена, - а вот квалификация - никуда не годная. Нельзя губкой-то! Может песок попасть. Попортишь лакокрасочное покрытие кузова.

И «вооружает» меня жестким шлангом с металлическим наконечником (вода со специальным «автошампунем» подается под высоким давлением), нажимает на кнопку - путинский «Мерседес» принимает душ. Потом мы обдуваем его теплым воздухом специальными фенами. Все это называется бесконтактной мойкой и сушкой.

- Думаете, это все? - говорит Елена, заметив, что я развязываю фартук, и подает мне длинное вафельное полотенце. - А протирка?

Ну, протирка так протирка... Оказывается, и после сушки на кузове остаются еле заметные влажные пятна. А их не должно быть даже на машине президента. Вот и пришлось трудиться в поте лица. Точнее, лба.

Теперь уже как знаток помывочно-протирочного дела скажу: вот весь мир обтирает «Мерседесы» замшей - кусочки этой ткани входят в комплект автомобиля. Самые продвинутые даже протирочные механизмы используют. А зря!

Самое высокое качество протирки автомобиля дает все-таки ручной вариант. И обычные доморощенные вафельные полотенца. Они очень хорошо впитывают влагу и не оставляют на поверхности машины ни ворса, ничего!

...Через 10 минут автомобиль Путина выглядел как новенький.

КСТАТИ

Телевизор в машине Путина убирается в потолок

«Мерседес», на котором ездит президент, внешне почти ничем не отличается от других подобных машин. Ну разве что на метр длиннее...

А вот салон, который, кстати, оборудовали не в Германии, а на одном из российских предприятий, - выглядит по-особому.

Обивка внутри - светло-серого цвета. Сиденья - из кожи: черное с белым.

Есть мини-бар, небольшой холодильник, раскладной журнальный столик. Разумеется, связь. Удобные полки для газет, журналов и даже дисков DVD, на которые записываются дайджесты теленовостей. (До последнего времени их записывали на обычные видеокассеты.) Экран телевизора - компактный и плоский - можно убрать в потолок, достаточно нажать кнопку на пульте.

Кстати, пульт - многофункциональный: с его помощью президент может даже открывать и закрывать шторки на окнах (в других машинах это делают водители).

Путин, прежде чем сесть в машину, обычно снимает пиджак. На этот случай предусмотрена «беззвучная» вешалка-плечики: она обтянута мягкой тканью и фиксируется на крючке специальным замком.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Маневр - и принцесса спасена!

Однажды водитель ГОНа вез принцессу Нидерландов. У встречной машины вдруг отвалилось колесо - оно стало «летать» по дороге, повредило несколько автомобилей. Но основной машине удалось «увернуться» от удара: водитель вовремя сориентировался и использовал так называемую «переставку» - сместил автомобиль в сторону. Пассажирка маневра даже не ощутила.

Ельцин прокола не заметил

Когда Борис Ельцин был президентом и его везли на «Мерседесе», у машины спустило колесо - «поймало гвоздь». Но машина накренилась на один бок только на секунду - водитель ее тут же выровнял. Скорость сбросил, но ненамного - спущенное колесо «держал» полимерный бандаж, вмонтированный в шину. Б.Н. прокола даже не заметил и спокойно продолжал «работать с документами».

Как гоновец ремонтировал Ил-76

Летели как-то водители ГОНа из Брунея в Москву, везли на Ил-76 свои машины. Уже в воздухе выяснилось, что вышел из строя насос одного из двигателей самолета. Сделали аварийную посадку в Улан-Баторе, но на аэродроме не было нужной ремонтной базы. Механик ГОНа Сергей Лагунович помог летчикам отремонтировать насос, и Ил-76 благополучно долетел до Москвы.

НАША СПРАВКА

ГОН начинался с царского гаража

История ГОНа берет начало с «собственного гаража Его Величества», который был образован в Петрограде в 1907 году. После Февральской революции 1917 года он перешел в распоряжение Временного правительства, а с октября того же года подчинялся Совнаркому. В Москву особый гараж переехал в 1918-м, вместе с Лениным и Советским правительством. Днем образования ГОНа считается январь 1921 года, когда гараж выделили из состава автобазы Совнаркома и он стал самостоятельным подразделением управления делами СНК.

ГОН обслуживал всех советских и российских вождей и президентов. Водители-гоновцы «намотали» миллионы километров, побывали более чем в 85 странах мира.