Сперва давайте сравним две цитаты. Обе они взяты из только что вышедших романов наших именитых детективщиц, и обе посвящены одной и той же марке макарон. Назовем ее «Машка»: как-никак нашей газете за распространение информации об этом брэнде не заплачено.
Итак:
Татьяна Полякова, «Леди Феникс»:
«Я заглянула в Риткину сумку, (...) но смогла увидеть лишь три упаковки макарон «Машка», оттого не без ехидства спросила:
- Ты же недавно героически худела, откуда такая любовь к макаронам?
- Только дремучие граждане вроде тебя считают, что от макарон полнеют. Ничего подобного. Полнеют оттого, что жирное уминают да на диване лежат. «Машка» - из твердых сортов пшеницы, поэтому их есть можно сколько душе угодно - ни грамма не прибавишь».
Теперь - другой образчик, взятый из произведения Дарьи Донцовой «Ромео с большой дороги»:
«Покупали мы итальянские макароны, и вечно они нам какими-то переваренными казались. Перешли на родную «Машку» и кушаем аппетитнейшие «гнезда» с грибочками в свое удовольствие! И ко всему прочему от них не толстеешь».
Чуть раньше эту же марку макарон с подобными же фразами про безопасность для фигуры поминали Татьяна Устинова («Саквояж со светлым будущим») и Александра Маринина («Пружина для мышеловки»).
Еще одна цитата, с детективным женским творчеством не связанная: Сергей Лукьяненко, «Черновик»:
«- Я протянул ему бутылку «О----ни». Не выдержал и спросил:
- Слушай, а что ты все время берешь это пиво?
- Мне у них рекламная стратегия нравится, - усмехнулся Котя. - Представляешь, они писателям-фантастам предлагают упоминать в книжках пиво «О----нь».
- И что?
- Ну, если в книжке десять раз будет упомянуто слово «О----нь», то автору выплачивают премию. Прикинь? »
Золотые петушки и денежки
Конечно, Лукьяненко над подобной системой издевается. Но марку все же упоминает. Такое развлечение давно практикуется в кино и называется «продакт плейсмент» (product placement). Вот в последней серии про Бонда тоже и о часиках конкретных говорится, и значок на автомобилях попадет в кадр.
В беллетристике мы к рекламному натиску еще не привыкли, но еще в 2003 году Дарья Донцова написала книгу «Филе из Золотого петушка». Эффектное название книги дивно гармонировало с названием фирмы полуфабрикатов. А сейчас в России работает уже несколько пиаровских агентств, среди прочих услуг предлагающих скрытую рекламу в книгах наиболее популярных в России авторов.
Как правило, такие агентства работают не с авторами, а с издательствами. Комментарии прессе не даются. Причина такая: читатель не должен терять доверие к писателю. И если гламурная беллетристка рассказывает, как героиня бродит по бутикам и скупает сапоги, то у потребительницы не может быть сомнений: автор и впрямь считает, что без этих сапог женщине лучше по Москве не ходить.
Оксана Робски и «люкс»
На сегодняшний момент ведущая роль по продакт плейсменту в книгах - у агентства «Фабула». Посмотрев в Интернете сайт агентства, клиент может выбрать любого из предложенных авторов, узнать график выхода их еще не написанных произведений и то, на какую аудиторию творения рассчитаны. Вот аудитория Незнанского - это мужчины от 25 до 55 лет, со средним достатком. А у Анны и Сергея Литвиновых в читательницах обнаружены сплошь замужние женщины.
Потом можно договориться о включении своего продукта в рацион или гардероб героев и героинь. Заявку на это нужно представить агентству не менее чем за три с половиной месяца до выхода книги. Попыталась это сделать и я, вооружившись названием одного спиртосодержащего напитка, выпускаемого в некоем провинциальном городе, и позвонила по указанному на сайте телефону.
- Александр, я представляю компанию «Городспирт», мне хотелось бы поговорить, какие есть возможности по поводу размещения нашего брэнда в книгах...
- Книгах?
- Да. Дело в том, что у нас выпускается настойка под названием «Городской сувенир». У нас есть патент Российской Федерации за изобретение. Возможно ли разместить тексты об этом у Лукьяненко, Робски и Донцовой?
- Ну, по поводу Робски нужно беседовать. Потому что Робски в принципе размещает премиальные брэнды. Я не знаю, насколько ваш брэнд премиальный... - тут Александр чуть замялся, не желая травмировать гордость провинциальной клиентки. - Так вот, у нее брэнды «де люкс». По поводу Донцовой могу сказать, что это возможно. Без проблем.
- А Лукьяненко?
- Лукьяненко... Алкоголь - тоже нужно с ним беседовать. Он несколько настороженно относится к этой продукции.
- Скажите, а если есть какие-то сопутствующие товары, у которых такое же название, но это не алкоголь? Есть вероятность уговорить Лукьяненко?
- Ну, возможно. Но это нужно обговаривать. То есть есть какие-то авторы, по которым я вам могу сразу сказать, а с какими-то нужно согласовывать.
- А сколько это будет стоить?
- Давайте сделаем так: у нас есть на сайте бриф. Вы заполните его по продукту и пришлите на мой адрес.
Увы, дорогой читатель, тут развлечение пришлось прекратить: как-никак реальный продукт отсутствовал. Но кое-что про прайс-лист удалось узнать.
Цена вопроса
Дарья Донцова никогда не признается в том, что ее персонажи кушают продукты не просто так (читайте ее отклик на этой же полосе). Тем не менее, выпуская чуть ли не по книжке в месяц, именно она считается наиболее удачным автором для продакт плейсмента. Говорят, клиенту это может стоить где-то 17 тысяч долларов. Чем меньше тираж книги, тем меньше и цена: на Незнанского расценки где-то в 8 раз ниже донцовских.
Естественно, беллетристу платится далеко не все, но премия за удачное включение брэнда в текст литератору перепадает, в чем спокойно сознается другой лидер детективного жанра - Татьяна Устинова.
Устинова - женщина мудрая, что и требовалось доказать. В конце концов трудно назвать совпадением появление сразу нескольких книг, где героини жуют одни и те же макароны.
Валентина ЛЬВОВА.
АВТОРА, АВТОРА!!!
Татьяна УСТИНОВА:
В детективах можно писать и про макароны!
- Конечно, это все product placement, но, на мой взгляд, тут нет ничего особенного. На Западе эти вещи давно известны.
- Рекламодатель общается с вами напрямую?
- Нет, конечно. Они договариваются с издательством.
- И деньги получает издательство?
- Автор тоже что-то получает. Он ведь должен вписать эти товары в текст так, чтобы все смотрелось гармонично и не вызывало раздражения у читателя.
- Что еще, кроме «М---ы», вы рекламировали?
- Лекарство от аллергии, успокоительное, какое-то еще печенье было... Но я стараюсь этим не злоупотреблять. У меня на всю книгу - максимум две рекламы.
- А есть вещи, о которых вы бы писать не стали? Вот Оксана Робски, к примеру, берется рекламировать только самые престижные товары...
- Престижные и дорогие? Это странно. Вот я, скажем, упоминаю в романах «Мерседес», но мне за это не платят. У них другие способы продвигать себя на рынке. А товары, которые нам предлагают рекламировать, должны быть интересны среднестатистическим людям. Тем, которые, как и я, готовят на ужин макароны... А узнавать про макароны можно и из детективов.
Мария КИРСАНОВА.
Дарья ДОНЦОВА:
Пишу о том, чем пользуюсь сама
- Мне уже надоело отвечать на эти вопросы. Когда вышли книги про Дашу Васильеву, которая обожала «Макдоналдс», меня постоянно спрашивали, сколько мне заплатили за рекламу. Нисколько! И даже платиновой карточки клиента не дали.
В книгах я пишу только о том, чем пользуюсь сама: о лекарствах, о косметике и парфюмерии, и даже о клиниках, где лечилась и где хорошие врачи. И при этом я запросто критикую то, что мне категорически не нравится. Например, я все время пишу о том, что нельзя пить растворимый кофе, что это очень вредно. Но никто же не предполагает, что мне за это приплачивает «чайное лобби».
Мария КОЛЫВАНОВА.
ВНИМАНИЕ!
А какую скрытую рекламу в книгах обнаружили вы? Присылайте нам свои наблюдения на эл. адрес Lvova@kp.ru или на адрес редакции с пометкой на конверте «Скрытая реклама»