Общество27 января 2007 1:00

Вместо надгробия - дерево

Ученые предлагают необычный способ захоронения, после смерти возвращающий человека в лоно матери-природы

У славян в дохристианской Руси были «священные» рощи и дубравы, где рубить деревья не допускалось. Оказывается, это были общинные кладбища. Обряд погребения заключался в том, что на могиле, прямо над покойником, сажалось дерево, корни которого получали питание и из почвы, и из погребенного тела. Таким образом, дерево выполняло не только функцию памятника - ведь деревья живут не одну сотню лет, - но и олицетворяло собой самого человека, так как заключало в себе частицы его тела. Сегодня энтузиасты предлагают возвратиться к опыту наших пращуров.

Прах к праху

Итальянские дизайнеры Анна СИТЕЛЛИ и Рауль БРЕТЦЕЛЬ создали проект под названием Сарsulа Mundi, что в переводе означает «земляная капсула».

- Мы предлагаем нетрадиционный способ погребения, после смерти возвращающий человека в лоно матери-природы, - рассказывает Анна Сителли. - Наше изобретение поможет людям вновь слиться с природой. Капсула представляет собой разлагаемый микроорганизмами гроб, что позволяет телу распадаться естественным образом. На могиле в качестве указателя будет посажено дерево, так что такое новое кладбище через несколько лет превратится в священный мемориальный лес.

По идее итальянских дизайнеров, гроб должен быть сделан из современного материала под названием Starch Plastic - это пластмасса на основе белка зерновых и растительного крахмала. Благодаря этому материал достаточно успешно разлагается микроорганизмами. Выполнен гроб в форме яйца высотой 150 см и шириной 90 см. По мнению дизайнеров, это «совершенная, проверенная временем форма, которую как будто придумал некий высший разум». Тело в контейнер кладется в позе эмбриона. Этим подчеркивается, что человек словно возвращается в лоно Земли и чувствует себя, как младенец в материнском чреве. Кстати, еще неандертальцы так хоронили своих усопших.

- В итоге «капсула мунди» становится похожей на посаженное в землю семя, из которого как бы вырастает новая жизнь - дерево, - говорит Рауль Бретцель. - То, что данное место на кладбище занято, будет отмечено вкопанным в землю каменным кругом с именем усопшего, в центре которого и будет расти дерево.

Сителли и Бретцель продемонстрировали проект на недавно прошедших выставках ритуальных услуг в Австрии, Чехии и Голландии, где вызвали небывалый ажиотаж. Нашлось немало горячих поклонников новых кладбищ в Великобритании и США, где уже выделяют для необычного погребения лесистые местности. Скоро свое ноу-хау дизайнеры представят и в России.

«Скрещивание» человека и яблони

Второй вариант могил ХХI века - внедрение фрагментов ДНК мертвого человека в генный аппарат яблони - библейского древа искушения. Но со временем ученые обещают освоить и другие деревья.

- Надгробные плиты мертвы, а деревья - символ жизни, которые могут служить утешением для людей, потерявших своих близких, - убеждены авторы ритуального проекта под названием «Трансгенное надгробие» австриец Георг ТРЕММЕЛЬ и японка Сихо ФУКУХАРА из Королевского колледжа искусств в Лондоне. - Если ДНК покойного будет жить в дереве, значит, человек все еще будет присутствовать в этом мире, только в другом обличье. И вообще, существует давняя связь человеческой смерти и деревьев как символов жизни. Например, в некоторых странах сажают дерево в память как о недавно усопшем, так и о рожденном ребенке.

Авторы проекта утверждают, что «скрещивание» ДНК человека и дерева не нарушит ни генетическую структуру, ни визуальный облик дерева.

Процесс «прививания» человека яблоне выглядит примерно так: изо рта умирающего при помощи ватной палочки берется образец ДНК, внедряется в клетку яблока, которую потом выращивают в лабораторных условиях, пока она не станет саженцем. Техника хотя и известна, но достаточно сложна и дорогостояща, и весь цикл занимает около полугода. Однако в итоге каждая клетка дерева будет содержать человеческую ДНК. Правда, препятствие к развитию проекта создает ACRE - Консультативный комитет по оптимизации окружающей среды (Великобритания), которому нужны неопровержимые доказательства того, что генетически измененные растения абсолютно безопасны. Возникает также определенная двусмысленность с яблоками, произрастающими на генетически модифицированном дереве. Кто отважится их съесть и не возникнет ли у тех, кто все же по незнанию полакомится плодами, какая-нибудь острая фобия из-за непредумышленного каннибализма? И что делать с такими яблоками? Но самое главное, что волнует экспертов: а если в дереве никак не проявится его «человеческая сущность», то чем оно будет отличаться от обыкновенного саженца, которое продается за копейки? Да и вообще: если так важно кому-то генетическое наследство покойного, то ведь оно всегда находится рядом - в его детях и внуках.

Схема захоронения покойного на новом кладбище

ПЛЮСЫ ТАКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ

Яма нужна меньшей глубины и длины, чем для обычного гроба.

Не надо тратиться на бетонное надгробие.

Гроб может быть недорогой, если делать его не из пластмассы, как итальянцы, а на основе плетеной корзины и саманной массы, получаемой из грунтовой массы с добавлением к ней резаной соломы, древесных опилок, торфяной крошки, которой эта корзина обмазывается.

Обеспечивается «долговечность памятника», учитывая, что продолжительность жизни деревьев составляет от 300 до 2000 лет (дуб).