Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды3 июля 2008 22:00

Алексей Учитель: «Не надо сравнивать мой фильм с «Горбатой горой»

Сегодня открывается международный кинофестиваль в Карловых Варах, в конкурсной программе которого участвует картина известного российского режиссера «Пленный» [трейлер]
Источник:kp.ru
Алексей Учитель на съемках картины.

Алексей Учитель на съемках картины.

Скандально оставленный без наград на последнем «Кинотавре», этот фильм - один из лучших в творчестве режиссера Алексея Учителя. Экранизацию рассказа Владимира Маканина некоторые журналисты зачем-то уже окрестили русской «Горбатой горой», за что режиссер пригрозил подать на них в суд. На самом деле это мощно, спокойно и тонко сделанный «короткий фильм об убийстве». Главные герои - молодые солдаты, захватившие в плен чеченского юношу неземной красоты. Которая, по мысли Маканина и Учителя, не в состоянии спасти ничего в этом мире.

«Враги могут понять друг друга»

- С одной стороны, в вашей картине действует чеченский мальчик, напоминающий ангела. С другой - эпизодические персонажи-чеченцы не вызывают никаких симпатий, особенно - в сильно сделанной сцене, в которой чеченские дети принуждают русского солдата-пленника резать барана. Вы не опасаетесь, что различные политические силы будут трактовать вашу картину так, как выгодно им? И в конечном итоге - в ущерб картине?

- Я рассчитываю прежде всего на человеческую реакцию. Пленными ведь в какой-то степени являются и русские солдаты. Они ведь тоже заложники политической ситуации. Смысл нашей картины - в призыве к взаимопониманию. Враги, оказавшись наедине друг с другом, обнаруживают к нему способность. Значит, выход есть, и только обстоятельства заставляют их убивать друг друга. Но стоит захотеть - и все возможно. А «захотеть» должны прежде всего те «политические силы», о которых вы говорите.

- Как складывались ваши отношения с занятыми в картине горцами?

- В картине снималось много чеченцев - и детей, и взрослых актеров из Грозного. Вы удивитесь, но русский актер и чеченские дети, снимавшиеся в той сцене с бараном, были не разлей вода. Даже дружбой это не назовешь. Не было даже настороженности в отношениях, не то что вражды. Обстановка на площадке была просто идиллической! Как так получилось, я и сам не знаю. Хотя и понимаю, что со временем любой из этих мальчиков может взять в руки оружие и начать стрелять.

«Я сам перевожу стрелку на рельсах»

- Фильм очень мощно сделан технически. Очевидно, что вам по плечу масштабные военные эпопеи. Или вы тяготеете к форме новеллы?

- Моя «беда» в том, что я ни к чему не тяготею. И следующая картина, которая пока называется «Густав», будет очень масштабная, высокобюджетная вещь с большим количеством героев, танков и паровозов. Действие происходит летом 1945 года. Впервые у меня будет сниматься большое количество знаменитых актеров - Владимир Машков, Сергей Гармаш, Армен Джигарханян и многие другие. Картина с драматическим сюжетом, хотя и не без юмора. Будут даже паровозные гонки. Таким образом, я сам перевожу стрелку на своих рельсах.

- В «Пленном», однако, вы обошлись без узнаваемых лиц.

- Это было принципиально. Для того чтобы зритель поверил в эту историю, необходимы были актеры, за которыми не тянулся бы шлейф ролей. Одного парня мы нашли во Владивостоке, другого - в Орле.

- Ну, у Машкова-то шлейф имеется, не говоря уж о Джигарханяне.

- Один фильм не похож на другой. В картине «Космос как предчувствие» у меня снимался Евгений Миронов, были звезды и в «Дневнике его жены». Что касается Машкова, то я очень опасался встречи с ним. Думал, что передо мной предстанет звезда, которая будет требовать особых условий. И вот он приходит на пробу грима. С довольно длинными волосами. Говорит: «Наверное, мне для роли лучше бы побрить голову?» «Было бы здорово», - отвечаю я. «Ну так давайте!» - требует он. Ассистент побежал в ближайшую парикмахерскую. Привел парикмахершу, которая, увидев Машкова, совершенно обалдела. Рука ее дрожала, что не помешало ей за несколько минут расправиться с шевелюрой Машкова. Тут я и понял, насколько серьезно этот человек подходит к своему делу.

«Красота не спасет мир!»

- «Пленный» утверждает, что красота не спасет мир. Вы несогласны с расхожей формулировкой из Достоевского?

- Боюсь, что, к сожалению, не спасет. На сегодняшний день это, увы, так. Но хотя какую-то надежду на то, что Достоевский когда-нибудь окажется прав, мне кажется, наш фильм все же дает.

- Кое-кто сравнивает его с «Горбатой горой» - абсолютно безосновательно. Я бы скорее сравнил «Пленного» со «Смертью в Венеции» Лукино Висконти. В ней герой - знаменитый писатель - раскрывается по отношению к «убийственной» красоте мальчика по имени Тадзио. У вас русские солдаты - по отношению к красоте безымянного чеченского парня.

- Вы абсолютно правы. Когда я впервые прочел рассказ Маканина, то сразу подумал именно о «Смерти в Венеции». И чеченский мальчик должен был быть чем-то похож на Тадзио. Дело не во внешней красоте, а в том, что это лицо должно в первые же секунды пробуждать в людях какие-то эмоции. Я, конечно, не о сексуальных эмоциях говорю. Я долго не мог найти такое лицо - пока не нашел Ираклия Мсхалаиа в грузинской московской школе.

- Ваши картины, снятые по сценариям Дуни Смирновой, были камерными драмами. С «Пленным» вы как будто вышли из душного салона на свежий воздух.

- Я стараюсь не повторяться. Мне важно, чтобы мои фильмы отличались друг от друга. Хотя действие «Прогулки» тоже происходит на свежем воздухе.

- Когда-то вы собирались снять фильм по сценарию Александра Рогожкина «Дом» о публичном доме, открытом для союзников во время войны. Вы еще не похоронили этот проект?

- Я его никогда не похороню. Но это очень дорогой фильм. Делать его «впроброс» я не хочу, это должен быть серьезный международный проект. Мы продолжаем искать зарубежных партнеров.

ЧТО ЕЩЕ ПОКАЖУТ НА ФЕСТИВАЛЕ?

У Карловарского фестиваля в отличие от Московского есть своя ниша. Фестиваль фокусирует внимание на кино из Восточной и Центральной Европы. Неудивительно поэтому, что в многочисленных программах этого представительного киносмотра представлено большое количество российских картин. Так, лента Никиты Михалкова «12» получила место во внеконкурсном показе - наравне с последней картиной польского классика Анджея Вайды «Катынь». Во втором по значению конкурсе «К востоку от Запада» участвуют остросюжетная драма «Кремень» Алексея Мизгирева и экранизация прозы Есенина «Яр» Марины Разбежкиной. Нашлось место в панорамных программах фестиваля и для «Русалки», и для «Груза 200».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Алексей Учитель родился в 1951 году в Ленинграде. Сын режиссера-документалиста Ефима Учителя. В 1975 году окончил ВГИК. В качестве режиссера и оператора снимал документальные картины, в том числе такие известные, как «Рок», «Обводной канал», «Баттерфляй». В игровом кино дебютировал в 1995 году фильмом «Мания Жизели». Поставил фильмы «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие».

Фильм «Пленный» выходит в российский прокат 11 сентября.

На нашем сайте - ежедневно репортажи с кинофестиваля. Следите за анонсами!