Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+31°
Boom metrics
Звезды24 октября 2008 14:45

Цены на билеты в театр растут из-за аппетитов драматургов и "мастеров сцены"

"Комсомолка" провела свое расследование
Театрам все сложнее добиваться прав на постановку пьесы.

Театрам все сложнее добиваться прав на постановку пьесы.

Недавно “КП” писала о том, что в театре им. Вахтангова сняли из репертуара спектакль “Милый лжец”, как говорится, без объяснения причин.

Ни коммерческие соображения, ни зловредность цензоров роли тут не играли. Просто "американский дядя" - некий Бадди Томас, директор театрального агентства, представляющего интересы автора, объявил, что права на пьесу “Милый лжец” в России недоступны.

А заодно он запретил к постановке спектакли “Двенадцать разгневанных мужчин” и “Маркиз де Сад” в Молодежном театре Санкт-Петербурга.

В непростую ситуацию попал и Кирилл Серебренников с постановкой пьесы “Трехгрошовая опера”. Правообладатели потребовали от режиссера не делать купюр в тексте Брехта, а главное, в новой постановке должны прозвучать все зонги Курта Вайля…

В чем причины наметившейся тенденции?

Авторы торгуются, как на рынке

В 2004 году Россия приняла поправки к закону об авторском и смежном праве, - рассказал нам советник гендиректора Российского авторского общества Хазби Джатиев. - В результате все пьесы, которые игрались у нас до 1973 года, когда Россия подписала Женевскую конвенцию по авторскому праву, на птичьих правах и без разрешений, попали под охрану. У нас возникли большие проблемы, нужно было получать разрешение на огромное число произведений. Иногда мы получаем отказ по “творческим мотивам”: скажем, автора не устраивает режиссерская трактовка. Но чаще влияют экономические причины, например, не устраивают проценты от кассовых сборов. Вообще, авторский процент - это предмет переговоров и торга, как на рынке… Сейчас наметилась такая тенденция: все участники постановки стараются получить проценты от сборов. Драматурги - само собой, они и в советское время неплохо зарабатывали. Но не обижены и другие участники постановки.

- Для зарубежных пьес авторские вознаграждения составляют примерно 10-12% от сборов, - рассказал нам директор театра им. Вахтангова Сергей Сосновский. - Это сам драматург (от 6%), переводчик (от 4%), композитор (2%). Еще художники-сценографы и художники по костюмам получают 3%. У отечественных авторов, в том числе у их наследников, аппетиты еще большие, и сборы, соответственно, увеличиваются до 15-22%.

- Сколько это в рублях?

- Средний сбор с одного спектакля составляет примерно 500 тысяч рублей. Если драматургу платить минимальные 6%, то получается, что с каждого спектакля он получает 30 тысяч рублей. Разумеется, минус налоги и комиссионные РАО.

Но есть спектакли, которые дают миллион рублей. Чем популярнее постановка, тем дороже билеты. Каждый месяц мы перечисляем в РАО миллионы авторских отчислений. В прежние годы можно было нарушить права без последствий, как в случае с пиратскими дисками, а теперь все очень строго.

И режиссеры в доле

Половина режиссерской братии тоже расчитывает на авторские. Драматург - это, конечно, здорово, считают режиссеры, но кто бы его узнал, если бы не работа постановщика. У них аппетиты тоже растут. Тем более, что имеются лазейки и дополнительные стимулы. Например, режиссер может сделать инсценировку, и у пьесы появится соавтор. Уже давно за право получать авторские проценты бьются художники по свету. Есть директора театров, которые получают проценты от сборов как “авторы проекта”. Принцип: неважно, какую профессию ты получил, главное, как ты в ней устроился, работает в театре железно. Следующие на очереди - актеры. Наверняка большинство из них считают себя творцами…

С одной стороны, конечно, хорошо, что мы становимся цивилизованным миром, что межународные конвенции и у нас теперь работают, что охрана авторских прав, понятие интеллектуальной собственности и у нас обрело плоть и кровь. Но, с другой стороны, из-за высоких процентов, которые задирают “творцы”, театр становится в тупик. Что за этим следует? Неизбежный рост цен на билеты.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

У драматурга целый штат прихлебателей

- Договариваться надо на берегу, - считает режиссер Андрей Житинкин. - Когда речь идет о зарубежном авторе, то разговаривать лучше напрямую с драматургом, а не с его агентом или переводчиком.

Рядом с любым талантливым автором кормится целый штат прихлебателей. Тут надо учитывать авторские амбиции, подыграть тщеславию, быть дипломатом.

Знаменитый американский драматург Эдвард Олби с удовольствием дает консультации по своим пьесам. Эти консультации бесценны для постановщика.

Еще нужно уважать авторскую свободу - не нравится лицо режиссера или театр, в котором идет спекталь, драматург может запретить постановку.

А может быть, пьеса, на его взгляд, отработала свое, и нужно пристраивать свежие шедевры. Автор может решить, что извратили его замысел, не уловили мысль, и закрыть постановку.

Режиссеры не защищены в этой ситуации. Нет единой законодательной базы по авторскому праву режиссеров. Получают проценты все: композиторы, хореографы, писатели, переводчики, художники, а режиссеры - нет, хотя спектакль придуман именно ими. Режиссер получает отчисления только по договоренности с конкретным театром.

Гильдия режиссеров пытается пробить режиссерский процент в размере 3% от сборов. Застрельщиками в этом деле были Марх Захаров и Петр Фоменко. Очень обидно, когда спектакль идет много лет делает театру кассу, а режиссер, главный человек в этой истории, остался в стороне.

Сколько стоит пьеса?

Сегодня от 6-10 тысяч у.е. и выше, но скоро гонорары могут приблизиться к киносценариям: от 50-100 тысяч у.е. Некоторые авторы до премьеры не настаивают на гонораре из суеверия, правда, такие романтические времена почти ушли в прошлое..

КСТАТИ

В театрах есть сезонные спады и подъемы.

Например, с середины октября до середины апреля - “высокий” сезон. Летом спрос падает, соответственно, падают и цены. Некассовыми днями считаются выходные. Зрителям не до премьер, когда петрушка и салат созревает на грядке.

Зимой наоборот: прайм-дни - выходные. Театры это учитывают и регулируют зрительские потоки не ценами, а репертуаром. Обычно в “высокий” зимний сезон по воскресеньям идут не самые аншлаговые спектакли. Зритель все равно придет согреться в театральном буфете.

Кто самый востребованный из драматургов?

Если верить внутреннему рейтингу РАО, самый популярный у нас в стране иностранец - англичанин Рей Куни (комедии “№ 13”, “Слишком женатый таксист”). Куда там до него Шекспиру!

Куни сумел обойти только Чехов. Антон Павлович по-прежнему в России драматург номерт один. В тройке лидеров после Чехова и Куни идет Александр Островский.

Один из наиболее успешных современных авторов - Григорий Горин. Двенадцать процентов со спектакля по его пьесе получает сегодня вдова драматурга. Иногда, правда Любовь Горина идет на уступки и снижает процент, хотя и признается, что деньги от сборов - основной источник ее доходов. Эдвадр Радзинский - лауреат почетной премии РАО. Эту премию вручают не только наиболее успешным, но и наиболее корректным и не жадным авторам.