Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика4 февраля 2009 22:00

Сергей Багапш: «У меня жена грузинка и сепаратистка»

Впервые президент Республики Абхазия Сергей Васильевич Багапш заглянул в гости к журналистам «Комсомолки»

До него остались считанные месяцы, и, скорее всего, из-за кризиса россияне в этом году выберут не чужое, а наше Черноморское побережье.

«БЕЛОРУСЫ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬ ВОПРОС О ПРИЗНАНИИ АБХАЗИИ 2 АПРЕЛЯ»

- Сергей Васильевич, есть ли какие-то новости по признанию вашей независимости?

- От количества стран не зависит признание международное. Западную Сахару признали, если не ошибаюсь, 48 стран, но ООН их не признала, и все они находятся в подвешенном состоянии. Северный Кипр - тоже. Поэтому у нас задача одна - нам самое важное, что нас признало великое государство Российское. Меня мало интересуют пока другие страны. Белорусы, думаю, 2 апреля будут рассматривать вопрос о признании Абхазии. Европа никуда не денется в этом плане, потому что если хотят мира и стабильности на Кавказе, то нужно признавать Южную Осетию и Абхазию. Непризнание - это еще одна ситуация, при которой в любой момент может разгореться конфликт.

- В Европе вас критикуют - не даете работать западным наблюдателям в Абхазии. Почему?

- У нас нет никакого антагонизма к Евросоюзу. Но нельзя вести контроль там, где нет опасности войны. Военные наблюдатели должны быть в том месте, откуда исходит угроза войн. А это Грузия. Был недавно в Сухуме посол Великобритании. Я ему сказал: вы приехали в независимое государство. Но в каком качестве? Как посла Грузии в Абхазии мы вас больше принимать не будем. Как частное лицо - мы люди культурные, пожалуйста, можно приехать, пообщаться, поговорить, вопросов нет. Ведь вы все вместе говорили, что мы никогда не позволим, чтобы Грузия напала на Южную Осетию и Абхазию. Мы то, мы се. И что из этого вышло?

- Есть ли у вас какие-то контакты с грузинскими политиками, официальными лицами?

- Сегодня Грузия - та страна, с которой вообще уважающий себя человек говорить не будет. Нельзя вести переговоры с людьми, которые на второй день нарушают достигнутые договоренности.

- А с грузинами?

- У меня жена - грузинка, из Гальского района. Еще больший сепаратист, чем я! (Смеется.) Меня спрашивали западные журналисты - участники «Валдайского клуба»: «Как вы относитесь к грузинам?» Я говорю: «Знаете, талантливая нация. Все им Бог дал - и поют, и танцуют, и многое другое умеют. Пусть и занимаются чем могут. Не присылайте вы к ним этих военных инструкторов!»

«ОТСТРЕЛЯЛИСЬ УЖЕ...»

- У вас есть дома оружие?

- У меня винтовка М-4, американская. Мне подарили ее. Вообще я очень не люблю нарезное оружие. Я охотник с детства, у меня гладко- ствольное. Раньше на это было время. Итальянское ружье сейчас я взял, хорошее. Сам-то не хожу, но когда в руки беру, такое ощущение, что на охоту ходишь. Красиво.

Что касается населения... Отстрелялись уже... Достаточно. Поэтому то оружие, что находится у людей на руках, надо будет изымать. Оно может принести беду в мирное время. Найдем формы, как это сделать. Возможно, и выкупать у населения. Необходимо учитывать и ментальность народа, и условия, в которых мы жили долгие годы. У нас большая часть резервистов. Они должны знать, где находится их табельное оружие. Разумеется, необходимо все учитывать, регистрировать. Такой переход необходим, потому что народ-то привык, что у него есть гранатомет, ПЗРК...

- Он гордится.

- Да, он - вооруженная единица. С другой стороны, вот мы в такой ситуации, когда в семьях хранится оружие... Преступлений меньше, грабежей. Почему? Потому что бывали случаи ограблений. Ребята все воевавшие. Хозяин оказался вооруженным, оказал мощное сопротивление - и все, проблема была снята. Но от этого тоже нужно уходить. Чтобы люди сходили с военных рельс, перешли к мирной жизни.

«МЫ НЕ ОТДАВАЛИСЬ, НЕ ПРОДАВАЛИСЬ, НАС НИКТО НЕ ЗАСТАВЛЯЛ»

- Как вы решились разместить российские базы? Были ли проблемы, давление?

- Проблема была всего одна: по существующему порядку в Абхазии мы можем предоставлять территорию под базы на 25 лет. Когда мы заключали большое соглашение в Кремле, вопрос стоял чисто юридический: мы можем сейчас же перезаключить договор на 49 лет? Решили так. Но для нас это не имеет существенного значения. Сроки эти.

Мы считаем, что базы должны быть. Недавно подготовлено соглашение, оно сейчас будет подписано с Министерством обороны РФ. В Абхазии будет серьезная группировка - по нашей просьбе. Я это всегда подчеркиваю.

Потому что, когда приезжают западные журналисты, они нам одно говорят: вот, вы отдались, вы продались, вас заставляют. Я говорю: никто нас не заставляет. Это наше желание. В Гудауте будет база, и так же будет развиваться Очамчирская морская база.

- России придется платить Абхазии за эти базы?

- Я думаю, что пока нет.

- В Сухуме сейчас не работает аэропорт?

- Пока нет. Но много есть желающих его реанимировать. Полоса великолепная - 3640 м. Для сравнения: полоса новая сочинская - 2800, и заход, и вылет воздушных судов в Сочинском аэропорту осуществляются только с моря. А у нас он всепогодный практически. Принимает самолеты любых типов с двух сторон. Понимая, что в период Олимпиады-2014 ожидается огромный поток людей, мы бы хотели задействовать Сухумский аэропорт в качестве резервного. Да и вообще в прошлом году Абхазия приняла огромное число туристов из России...

«А ЧЕГО ВЫ ЗДЕСЬ КУПАЕТЕСЬ?»

Сергей БАГАПШ:

- Этим летом ехал в Афон, смотрю, два автобуса стоят, люди в море купаются. Подъехал: все нормально? Нормально. А чего вы здесь купаетесь? А они мне говорят: вы знаете, у вас море чище. Основа нашей экономики - курортная сфера, и мы ее развиваем как можем. Я вот, например, вынужден был прибегнуть к запрету останавливать сотрудниками ГАИ автомашины с российскими номерными знаками. Люди отдыхать приехали, это святое!

- К сезону готовитесь?

- У нас сейчас койко-мест немного - 17 - 18 тысяч. В предыдущие три года правительство не облагало частный сектор налогами. Они должны были заработать. Этот сектор сумел заработать, и сейчас частники начали выстраивать свои мини-гостиницы. Второе - будем сейчас решать вопрос пересечения границы. Чтобы людей не мучили на российско-абхазской границе всевозможными процедурами досмотра. Третье - мы большую работу провели по улучшению экологии и санитарной очистке всей территории Абхазии. Позаботились и о безопасности отдыхающих. Береговая полоса республики разбита на участки по 12 километров, там весь сезон будет работать патрульно-постовая служба.

Еще одно новшество готовим. Поймите, ждать, пока тебя признают, мы не можем. Работает у нас в основном российский бизнес. Пока в республике запрещено приобретать негражданам Абхазии недвижимость - дома, квартиры... Сейчас необходимо пересмотреть это положение, чтобы граждане России имели возможность приобрести недвижимое имущество, не вступая в гражданство.

- Оживится жизнь.

- Во-первых. Во-вторых, мы уходим от того, что россиянин сейчас приезжает, он хочет получить гражданство, он идет, кого-то просит, кому-то дает денежки - образуется коррупционная схема. Вот от этой грязи нужно уходить. Потому что у нас другого выхода нет. И мы, кроме России, не видим более близкой страны.