2015-02-04T05:27:16+03:00

Новый российский корабль: стартуем через девять лет?

Накануне космического праздника завершился конкурс на создание новой отечественной пилотируемой системы. Корреспондент «Комсомолки» попытался узнать, на чем в будущем полетят к звездам наши космонавты
Поделиться:
Комментарии: comments55
Изменить размер текста:

Скажу сразу: задача оказалась не из простых. Хотя, казалось бы, тут-то чего таиться? Есть здравое решение - строить новый космический флот: «Союзам», пусть и модернизированным, уже больше сорока лет. Есть первые наработки. А, может, и не первые - иначе как же комиссия принимала решение? Так расскажите народу о них! Чай все-таки Россия - не последняя из космических держав!

Но собирать информацию пришлось через знакомых, просивших не упоминать имен, на заграничных сайтах и в профессиональных журналах. Слава богу хоть до промышленного шпионажа дело не дошло...

Итак, 5 марта публика, интересующаяся космонавтикой, узнала: Роскосмос объявил тендер на новый корабль. Участвуют в нем только две фирмы - ракетно-космическая корпорация «Энергия» (бывшее ОКБ самого Королева и сейчас отвечает за нашу пилотируемую программу) и Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева (знаменит своими тяжелыми ракетами «Протон», здесь же создавали модули для всех орбитальных станций, в частности, служебный и функционально-грузовой модули МКС). Много лет назад на «Хруничева» разработали трехместный космический корабль. Были даже летные испытания. Но с космонавтами он ни разу не летал.

- У нас там такое... - подмигнул мне в ответ один космический чиновник, что я даже почувствовал гордость за наших - «есть еще порох в пороховницах»!

На Луну!

О порохе - чуть позже. Сначала собственно - а зачем нам новый флот? «Союзы» исправно возят экипажи на МКС. И, даст бог, еще будут возить без проблем.

А потому что и «Союзы», и сама МКС - даже не вчерашний, а позавчерашний день. Гонка в космосе продолжается. Может, не так явно, как во времена Гагарина, но все же...

Кто первый построит базу на Луне и положит руку на ее полезные ископаемые? Кто первый доберется на Марс? Дело не только в завоевании новых пространств. Новые корабли, новые ракеты - это толчок для развития науки и передовых технологий страны. Американцы до сих пор живут на капитале, созданном во время программы «Аполлон» - именно тогда электроника, материаловедение, физика, астрономия так мощно рванули вперед.

В общем, нужен корабль, который сможет и больше народу на орбиту доставить, и на Луну слетать, и грузы полезные привезти. «Энергия», похоже, взялась сделать такой корабль.

Правда, судя по добытым эскизам, ничего прорывного в новой космической посудине нет. Так же схема полета, у «Союза». Только корабль побольше: в расчете на экипаж из шести человек. В «лунной» модификации еще и разгонный блок, чтобы к Луне подгонять, да бытовой отсек побольше - лететь-то под две недели. Соответственно иная масса корабля. У «Союза» - 7 тонн, у новой системы - 12. Изменилась и форма спускаемой капсулы - она теперь еще больше напоминает конус со срезанным верхом. Задача, поставленная конструкторам: сделать ее настолько прочной и надежной, чтобы запускать ее на орбиту до десяти раз.

Вот, в первом приближении, и все новации. И чего было туману напускать? Крылышки, как в предыдущем, забракованном проекте российского пилотируемого корабля «Клипер», исчезли - баловство это.

Правда, картинки нашего «секретного» корабля стали почему-то подозрительно похожи на новый американский «Орион» (совсем недавно его прототип уже показывали в Вашингтоне - см. сайт кр.ru). Примерно также, как «Буран» походил на шаттлы. Это честно признал и президент РКК "Энергия" Виталий Лопота. Правда, он тут же пообещал, что до 2010 года не будет раскрывать какие-то "технические особенности". Что ж, это его право.

Зато времени на его создание такого аппарата нужно поменьше, чем, скажем, для крылатой системы вроде "Клипера". Информагентства приводят слова руководителя пилотируемых программ Роскосмоса Алексея Краснова. Эскизные проект власти ждут к 2010 году. Летные испытания планируются в 2015-м. А в 2018-м (всего-то ничего!) первые полеты экипажей на орбиту. Наполеоновские темпы!

Американский «Орион» вон уже готов в металле, первые испытания не за горами. А у нас пока наиболее реалистично выглядят картинки, сделанные в фотошопе...

А ракета?Но корабль сам на орбиту не полетит. Поэтому создавать придется не только «такси» для космонавтов, а целую «Перспективную пилотируемую транспортную систему». В том числе:

1. Ракету. Семитонный «Союз» доставляет ракета-носитель «Союз-ФГ». А чем поднять 12 тонн? Сколько лет уже обещают ракету «Ангара». Нет ее и, по всей видимости, в ближайшей перспективе не будет. Правда, есть «Зенит» как раз нужной грузоподъемности. Вот только пятая часть его - из украинских комплектующих, и собирают ракету на Украине....

2. Стартовый комплекс. Пускать-то ракету откуда? По идее - с нового космодрома «Восточный», что строят в Амурском крае. Но космодрома этого пока тоже нет. Есть планы отстроить основной комплекс к 2012-му. Но опять же, это только планы. И как их скорректирует кризис?

Да и одно дело тратить деньги только на создание нового корабля, когда вся инфраструктура готова. Совсем другое - отлаживать колоссальную, сложнейшую систему.

Впрочем, были бы амбиции. И тогда дело будет не только в деньгах, а и в умении договариваться с соседями. В конце концов и ракету вместе с Украиной можно довести под пилотируемый корабль, а первые старты проводить с Байконура - там «зенитовский» комплекс есть.

А, если честно, очень хочется на Луну. Особенно сладки такие мечты накануне 12 апреля. Только таить от народа космические планы не надо. Мы же не против. Мы только за!

Если только дело не обернется очередной пиаркампанией с демонстрацией ярких картинок и фанерных макетов. ЦИФРЫЦена разработки нового российского корабля должна составить в нынешних ценах около 800 миллионов рублей (чуть больше 24 миллионов долларов).

Стоимость разработки американского «Ориона» - 3,9 миллиарда долларов.

Читайте также:

Легендарный журналист "КП" Василий Михайлович Песков рассказывает, как первым взял интервью у Юрия Гагарина

 
Читайте также