Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды15 апреля 2009 22:00

Евгений Весник: «Может, Бог и решит, что достаточно с меня!»

Он сказал эти слова корреспонденту «КП» за месяц до своей кончины [видео + фото]

Известный актер и режиссер сказал эти слова корреспонденту «КП» за месяц до своей кончины, будто чувствуя приближение смерти...

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

ВЕСНИК Евгений Яковлевич - актер, режиссер, народный артист СССР. Родился 15 января 1923 года в Петрограде в семье одного из первых советских государственных деятелей Якова Ильича Весника. Мама - Евгения Эммануиловна - являлась организатором строительства в СССР детских оздоровительных лагерей.

В 1937-м родителей репрессировали. С 1941-го по май 1945-го Евгений Весник был на передовой. В 1948 году окончил Щепкинское театральное училище. Служил как актер и режиссер в театрах: им. Станиславского, сатиры, Малом. Снимался в кино (67 ролей), работал на дубляже, на радио, озвучивал мультфильмы. Автор 20 книг.

«Ищу человека»

Накануне нашей последней встречи, в начале марта, у боевого офицера Великой Отечественной, актера и режиссера, народного артиста СССР Евгения Весника в издательстве «Зебра» вышли две новые книги: «Записки артиста» и «Сумасшедшая память», с чем я и решил его поздравить. Неизменно подтянутый и бодрый Евгений Яковлевич огорчил в самом начале разговора:

- А меня завтра в реанимацию увозят в госпиталь ветеранов войны; плохо мне, задыхаюсь.

- Что случилось?

- Острый бронхит. У меня ж уже вообще бронхов не осталось... Да и ходить в последнее время нелегко. Спасибо супруге Нонне Гавриловне, без нее я не знаю, что бы и делал!

На мои уверения, что все закончится хорошо, он только махнул рукой: «Уже и не надеюсь». И добавил:

- Если хочешь, бери у меня сейчас, может, даже последнее «предбольничное» интервью.

- Вы так не пугайте! Буду просить Бога за вас, - сказал я.

- Ну два года назад чуть было уже не помер. Как-то вовремя откачали... Может, Бог и решит, что достаточно с меня. Хотя всю жизнь я к Нему относился уважительно, даже когда атеистом был. Знаешь, я еще на фронте обратил внимание, что верующие люди более дисциплинированны, честны и исполнительны. Я старался подбирать себе в связисты именно верующих и не обижал их. У меня и мусульманин был в подчинении. Тоже надежный человек, никогда с христианами у него конфликтов не было.

Сейчас вспоминаю прожитые годы, переосмысливаю...

- С кем из актеров общаетесь?

- Да практически ни с кем. Часто созванивались с Мишулиным, но он вот ушел в 2005-м, хотя и моложе меня был. С Фарадой иногда говорим, я поддерживал его шутками, ободрениями как мог. А я сейчас уже мало что могу. Но душа все же вроде еще молода. О вечном говорили.

С Николаем Дупаком общаемся. (Николай Дупак, знаменитый директор Театра на Таганке в 1963 - 1990 гг., актер, режиссер, архитектор, заслуженный артист РСФСР. - В. С.) Он старше меня, его тоже астма мучает. Да еще и три тяжелых ранения. Мы с ним вместе проводили встречи со зрителями 23 февраля. И когда-то в Театре Станиславского вместе начинали. Мы двое остались. Нет ни Урбанского, ни Леонова, ни Шутова...

- Вам совсем никто не нравится из современных актеров?

- Я как тот Диоген Синопский (древнегреческий философ-аскет IV в. до н. э. - В. С.), который днем с факелом «искал человека». Я тоже ищу человека. Поэтому и предъявляю требования к актерской братии. Из актрис считаю профессиональной и не реализовавшей себя Ларису Гузееву. После «Жестокого романса» ей достойных ролей не давали.

А исполнительница для меня одна - Нани Брегвадзе. Она поет не только хорошо, но и достойно ведет себя. А сейчас кругом одни вертихвостки. И это я еще мягко выразился для прессы. А ты мой характер знаешь.

«Жили бы по Библии, и Конституция была бы не нужна!»

- Многие помнят ваши радиопостановки. Что сейчас читаете на радио?

- С начала 2008-го «Швейка» записал, «Затеси» Астафьева, всего Аверченко, «Ревизора». Гоголь потрясающе рисует и характеризует действующих лиц. Для актера счастье играть в постановках по Чехову или Гоголю. Мне нравится работать перед микрофоном. Это повыше уровень, чем кино, посложней.

Но я бы хотел и пару библейских книг записать. Вот «Притчи Соломона», например. Или «Екклезиаста». Вот где мудрость-то! Ну и, естественно, Нагорную проповедь Христа. Я не строю из себя святошу и никогда ханжой не был, но ведь против правды не попрешь... Там такие золотые правила для жизни, что если бы мы жили по ним, то и Конституция не нужна была бы. Я долгое время не подозревал, что у «Притчей» и «Екклезиаста» один и тот же автор. Век живи - век учись!

- Что за рукописи у вас на столе?

- Еще пара книг. Не знаю, успею ли теперь увидеть их напечатанными. Одна называется «Путешествие по Волге». А другая - «Триптихи». Это собрание высказываний великих мыслителей, с которыми я спорю. Например, Стендаль говорил, что «в уединении можно приобрести все, что угодно, кроме характера». А я не согласен. Потому как в одиночестве - да, характер плохо вырабатывается или вообще отсутствует, так как одиночество - это беда. Или комплекс, или же гордыня - у кого как. Таких людей много. А уединение является возможностью стать самим собой. И характер формируется только в уединении.

- Рыбалка в этом году планируется? Помню, летом 2003-го вы чуть ли не первый в Москве открыли сезон рыбной ловли. Каков был результат?

- Неважный. Лето выдалось дождливое. Одни ротаны с пескарями и попадались. Хотя место вполне подходящее - Озерна. А в этом году вряд ли поеду. Силы уже не те. Сперва нужно во здравии из больницы вернуться. Меня же жена иногда уже под руку водит по квартире. Аппетит вот пропал.

А вообще, в каких бы странах я ни был через неделю, ну от силы десять дней тянуло домой. Думаешь, вот снова по колдобинам прыгать придется, снова расхлябанность кругом, бесхозяйственность... Но тянет в Россию... Чтоб картошечку пожарить с лучком, грибочки-огурчики соленые...

- Вы вот рыбачите вместе с супругой. А как же правило «женщин на рыбалку не брать»?

- Да я уже привык отдыхать только с ней. С Нонной Гавриловной мы вместе 43 года живем. И мне нравится, когда она рядом. Привык, знаешь ли. Я такую красавицу одну не оставлю, а то быстро уведут. Мы с ней на автомобиле проехали по доброй половине Советского Союза. И я никогда не был с ней «артистом», хвост не распускал.

К старости все больше убеждаешься, что главное в жене - это душа. От души идет и верность, и заботливость. Вот сейчас она уж и не знает, как мне угодить. А мне уже ничего не нужно, устал я...

И вот Евгений Яковлевич изменил своему правилу, оставив свою Нонну Гавриловну одну... А она, узнав, что мужа не стало, повторяла одну фразу: «Как я буду жить без него?»

Во вторник, 13 апреля, страна простилась с любимым актером.

3 марта 2009 года.

Смотрите фотогалерею: Роли Евгения Весника