Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество2 апреля 2018 10:13

Обыкновенные чудеса жизни Олега Янковского

Актер считал себя очень везучим человеком. [Воспоминания] актеров и режиссеров об Олеге Янковском

Так уж выстроилась биография Янковского, что в удивительных совпадениях, определивших его карьеру, легко разглядеть руку судьбы.

«Все поворотные моменты моей жизни происходили по случайному стечению обстоятельств. Это факт. Я за свою жизнь видел немало прекрасных актеров, которых обделила судьба. Мне повезло больше», - говорил он в одном интервью.

В ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОН ПОСТУПИЛ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ

Янковский родился в 1944 году в казахском городе Джезказган. Его отец был из польских дворян, еще при царе служил в Семеновском полку, при Сталине был репрессирован. Со временем семья переехала в Саратов. Жили они в крайней бедности. Когда Олегу исполнилось 14, старший брат, к тому времени выучившийся на актера и переехавший в Минск, забрал его к себе. Первый выход Олега на сцену случился именно там - он заменял заболевшую травести, игравшую мальчика в одном спектакле.

Рассказывают, что Янковский подумывал выучиться на дантиста. Но увидел на столбе объявление о приеме в театральный вуз, решил подать документы - и, к собственному изумлению, был встречен фразой:

«Янковский? А вы уже приняты». Оказалось, другой его брат втайне от родителей подавал документы в театральное, но потом передумал. История эта стала почти легендарной - говорят, в учебной части вуза еще долго думали, что просто случайно перепутали имя абитуриента. И это было не последнее «обыкновенное чудо».

В КИНО ОН ПОПАЛ, СЛУЧАЙНО СТОЛКНУВШИСЬ С РЕЖИССЕРОМ

После училища Янковский поступил в Саратовский драматический театр. «Когда они были на гастролях во Львове, Олег случайно оказался в одном ресторане с режиссером Владимиром Басовым и другими членами съемочной группы фильма «Щит и меч», - вспоминал брат Олега Ивановича Николай. - Они как раз искали артиста на роль Генриха Шварцкопфа. И вдруг увидели Олега. У него тогда были очень светлые волосы, и они обомлели: «Да это же самый настоящий немецкий блондинистый парень! Но наверняка он какой-нибудь филолог или физик...»

Блондин оказался актером. После «Щита и меча» он стал известен всей стране. Потом еще была роль в фильме «Служили два товарища», а потом Янковский поступил в московский «Ленком» - театр, с которым навсегда будет связана его судьба. Он сыграл во множестве спектаклей «Ленкома» и нескольких фильмах, снятых его руководителем Марком Захаровым. С конца 70-х он один из самых популярных актеров в стране; среди его картин - «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» и «Убить Дракона» Захарова, «Зеркало» и «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Полеты во сне и наяву» и «Храни меня, мой талисман» Романа Балаяна, «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну, «Крейцерова соната» Михаила Швейцера, «Цареубийца» Карена Шахназарова...

С начала 90-х до середины 2000-х на хорошие роли и режиссеров ему везло меньше. Но все-таки и в этот период были удачи: он прекрасно сыграл в «Любовнике» у Валерия Тодоровского, в «Бедном, бедном Павле» у Виталия Мельникова, в «Докторе Живаго» у Александра Прошкина. В последние месяцы Янковский держался очень мужественно и бодро. Он до последнего играл на сцене. Видимо, это заставляло многих верить, что дела у него не так уж плохи и он в конце концов выкарабкается. Но он умер - всего через полтора года после кончины своего друга и многолетнего партнера по экрану и сцене Александра Абдулова. Можно представить, какой это удар по «Ленкому», за последние четыре года потерявшему трех своих главных актеров (дай бог здоровья Караченцову, конечно, но ясно, что на сцену он уже не вернется).

В 2008-м Янковский сыграл небольшую роль в «Стилягах». Буквально три дня назад на Каннском кинофестивале был показан последний фильм с его участием - «Царь» Павла Лунгина. А 31 мая в Санкт-Петербурге в Михайловском театре состоится долгожданная премьера фильма Сергея Соловьева «Анна Каренина» - там Янковский великолепно сыграл Алексея Каренина. Еще во вторник на пресс-конференции, посвященной премьере, Соловьев говорил, что очень ждет Янковского в Петербурге. Еще его ждали в начале июня на «Кинотавре», где он должен был получить почетный приз за вклад в кинематограф. Увы - в истории его борьбы с болезнью чудес не случилось.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Два дня назад Олег Янковский общался со старшим братом

Старший брат Олега Янковского, народный артист СССР Ростислав Янковский, живет в Минске, и несмотря на почтенный возраст – в феврале ему исполнилось 79 – активно работает, служит в Русском театре. В свое время Ростислав Иванович стал для 14 летнего Олега отцом - он забрал его из Саратова к себе в Минск, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец – средний брат Николай) часть материальных забот. В Минске Янковский-младший дебютировал на сцене, будучи школьником - заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица».

Как только печальная новость стала известна, мы позвонили Ростиславу Ивановичу, чтобы выразить соболезнования.

- Ростислав Иванович, наши искренние соболезнования – и от «Комсомолки», и от наших читателей.

- Да, такая боль, такое горе…

- Вы последний раз давно общались с Олегом Ивановичем?

- Два дня назад звонил ему. Пообщались. «Держись, Олежка, крепись». – «Держусь, Славка, держусь». Голос слабый совсем был. Попрощались. Вышло, что навсегда. Завтра еду в Москву на похороны.

Племянник Олега Янковского Владимир: «Дядя был для меня глотком свежего воздуха»

Известный клипмейкер Владимир Янковский согласился поговорить с "Комсомолкой" в столь трудный час для семьи.

- Олег Иванович был последним Народным артистом СССР. Поэтому с уходом Олега Янковского для меня закончилась эпоха советского кино.Он стал последним из тех талантливейших замечательных актеров 70-х годов, -- рассказал «Комсомолке» племянник знаменитого актера Владимир Янковский. – Дядя всегда был для меня, как глоток свежего воздуха. Я брал с него пример и многому учился. Последний раз мы виделись месяц назад...

Сегодня Владимир Янковский выезжает в Москву на похороны Олега Ивановича Янковского.

Татьяна ШАХНОВИЧ (КП-Минск).

РЕЖИССЕРЫ ОБ ОЛЕГЕ ЯНКОВСКОМ Марк Захаров: Его лицо обладало супервыразительностью - Сначала в “Ленкоме” Олег сыграл в немножко глуповатом, немножко таком плакатном спектакле «Автоград-21», который мы сочинили вместе с Визбором. Автозавод, строительство, песни. Янковский, абсолютно не умея петь, не имея музыкального слуха, говорил речитативом. Он стоял на сцене вместе с вокально-инструментальным ансамблем, они ему какими-то щипками и легкими ударами в спину отсчитывали такты, чтоб он вовремя выкрикивал слова…

Конечно, «Мюнхгаузен» сыграл роль в его судьбе. Но я не переоцениваю роль этого фильма. Потому что Олег Иванович сам по себе человек уникального таланта. Он до этого снимался в замечательном фильме «Служили два товарища», где Ролан Быков преподал ему уроки мастерства и кинематографического ремесла. И Олег стал очень оснащенным человеком.

Он на «Мюнхгаузене», на некоторых других фильмах превратился в очень большого мастера. Ему еще помогало то, что он очень фотогеничен. Знаете, есть актеры, которые могут хорошо сыграть, но на них свет надо ставить долго, чтобы лицо обрело обаяние. А Янковский как кошка. Его как ни снимай – в темноте, при свете, слева, справа, спереди - он все равно исключительно выразителен.

И помогла жена. Жена вообще важный компонент в жизни актера. Люда Зорина стала украшением «Ленкома» и вообще русского театра и кинематографа.

И еще одно качество, которым владеют еще Збруев и Броневой. Он берег лицо, не снимался в сериалах, абы где, лишь бы поторчать на телевидении… Это очень важно для актера.

(Из интервью, которое Марк Анатольевич дал "КП" в конце апреля)

Сергей Соловьев: Он буквально заставлял меня снять «Каренину»

- Все годы, пока я занимался «Анной Карениной», рядом со мной был Олег Иванович Янковский, в конце концов оказавшийся нравственным мотором всей этой истории. Он постоянно все это время говорил мне: зачем ты снимаешь всякую ерунду, давай возвращайся к «Карениной»! Он, конечно, просто великий артист. Мы с ним ничего вообще специально не обговаривали, но он сам приносил на площадку удивительной точности и художественности тончайшие подробности. Когда Анна просит Алексея Каренина в сцене родов подать Вронскому руку, и он после раздумья и нехотя ему ее подает, то тут же достает откуда-то платок и свою руку вытирает. Янковский об этом платке ничего мне не говорил и платка на репетициях не вынимал — а в кадре платок вытащил и руку вытер. И этот жест был невероятным. Причем понятно, насколько фальшиво бы все смотрелось, если бы я заранее все с платком придумал и, применяя режиссерскую волю, заставил Янковского идеологически вытирать ладонь...

Роман Балаян: «Он был настоящим аристократом

- Вообще-то сценарий «Полетов во сне и наяву» писался на Никиту Михалкова. Но тут я случайно увидел фильм «Мы, нижеподписавшиеся», где в купе вагона герой Янковского общается с другими персонажами. Меня поразило: он словно есть и одновременно его нет в этой сцене. Я спросил жену, считается ли Янковский хорошим артистом. «Замечательным!» - отозвалась она. Тогда я позвонил Виктору Мережко с просьбой познакомить меня с Олегом. Виктор сразу закричал, что было бы здорово взять Янковского. Я приехал к Олегу в «Ленком», где мы неплохо посидели в буфете. И я его сразу обнадежил: фильм наверняка получит на кинофестивалях приз за главную мужскую роль. Этим я его, видимо, купил.

Во время съемок «Полетов» мы с ним почти не расставались. Два месяца провели во Владимире. Но он регулярно ездил на машине в Москву к семье - 200 километров пути. У нас было полное слияние режиссера с артистом. Он даже невольно добавил значимости роли. В финале «Полетов» Олег побежал в кроссовках на красной подошве. Я тогда недоумевал: «Что он, не мог другие надеть?» А критики потом писали, что так режиссер показал: под ним земля горит.

- У вас были такие моменты, когда вы звонили Янковскому, скажем, денег одолжить?

- Наоборот, он мне первым предлагал: «Ромка, деньги тебе нужны?» Покупал мне красивые рубашки и пиджаки, ведь мы стали вместе ездить на всякие кинопоказы. Я тогда беден был, поэтому, приезжая в Москву, ночевал всегда у него. Его жена принимала меня замечательно. Ведь истинные друзья те, жены которых тебя тоже любят. Мой звонок ему или его звонок мне становился радостью. И нам необязательно было часто видеться, но он мог обидеться, если я ему сразу не звонил, бывая в Москве. Он всегда фирменно смотрелся, лучше любого западного денди. Аристократизма у него не отнять.

И потом, он не снимался в плохих фильмах: настолько ответственный у него отбор и профессиональная интуиция. Вспомните - «Служили два товарища», «Щит и меч», и дальше покатилось…

Сергей ЧОНИШВИЛИ, актер:"Он умирал после каждого спектакля!"

С Олегом Янковским его коллега по "Ленкому" Сергей Чонишвили играл в спектакле "Женитьба" (а в свое время заменил в театре покойного Александра Абдулова в роли Кочкарева).

- Олег Иванович был уникальным актером, профессионалом с большой буквы. Такие люди, как он, не умеют халтурить. Он так отдавался любимой работе, сгорая после каждого спектакля. Умирал! Думаю, наша профессия предполагает такую самоотдачу. Поэтому настоящие актеры так быстро и сгорают. Иногда после спектакля приходится минут 20 сидеть у себя в гримерке в полном одиночестве, чтобы восстановить силы. У меня такое состояние "неживого" человека было после спектакля "Игора в жмурики". Беда в том, что ни я, ни Олег Иванович, не всегда могли позволить себе после спектакля отдышаться в гримерке. Сейчас времена такие, мы с Янковским об этом много говорили, что приходится актерам, чтобы заработать на кусок хлеба, крутиться как белка в колесе. Одним театром сыт не будешь, а он, по иронии судьбы, забирает у актеров самое главное - здоровье.