Сегодня в московском метро произошел двойной теракт: сразу на двух станциях метро - Лубянка и Проспект Мира - были взорваны безоболочные взрывные устройства. На данный момент есть сведения о гибели 35 человек. Пострадали около 73 человек. Список пострадавших.
Наш военный обозреватель Виктор Баранец поговорил с Андреем Самохваловым, полковником и взрывотехником, о том, какие "адские машины" использовали террористы:
- Как говорится, ничего нового: тот же гексогеновый «пояс шахида» на теле смертницы, те же поражающие элементы в виде нарубленной проволоки и мелких гаек, та же система подрыва, - сообщил Андрей Самохвалов. - Типичное устройство, с каким сталкивались наши спецслужбы во время предыдущих терактов в метро и на песенном фестивале в Тушине. Ну и условия места подрыва те же - большое скопление людей (утренний час пик) в ограниченном пространстве. Что, безусловно, значительно влияет на число людских жертв.
- Судя по той информации, которой я располагаю, взрыватель сработал от рук террористов. Пока никаких доказательств (вещдоков), что подрыв был произведен с помощью мобильного телефона, по моим данным, нет. Не думаю, что их и найдут. Это объясняется просто: даже при небольшом заглублении станции метро телефонный сигнал в поезд проходит с трудом. Это может сорвать акцию. Да и сами подумайте: «шахид» вошел в метро, сел в поезд, поехал, - только ему понятно, когда надо взрываться. А тому, кто должен с улицы подать смертельный сигнал по мобильнику, ведь не видно, в каком месте находится подельник. То есть теракт в данном случае явно был произведен зряче, а не вслепую.
- И то, что взрывчатого вещества было примерно 3 килограмма, тоже типично для устройств такого рода - бандиты считают такой вес «оптимальным», поскольку пояс не выпирает, не бросается в глаза милиционерам или просто попутчикам. Да и контролеру на турникете в метро подозрительного «толстоватого» человека трудно вычислить. Это большая проблема. Да, есть собаки, которые улавливают запах тротила или гексогена. Но ведь их к каждому турникету не приставишь! И аппаратуры у нас такой, которая помогала бы вычислять взрывчатые вещества в сумках или на теле пассажиров, у нас пока нет. А ставить аппараты просветки, как в аэропортах, и накладно, и нерационально - метро тогда захлебнется от толп. Вот где проблема! Но думать надо. Слишком много страшных уроков преподнесли нам террористы, пора уже делать серьезные выводы.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Не торопитесь с выводами!Михаил ТИМОФЕЕВ, полковник в отставке, военный эксперт
Как только приходят первые сообщения о терактах, так немедля появляется тьма версий об их исполнителях, схемах взрывных устройств и способах приведения последних в действие. А уж если на месте взрыва обнаруживают части женских тел, то тут к бабке не ходи - шахидки! И никаким другим способом, кроме звонка по мобильнику, размещенная на их телах взрывчатка в действие приведена быть не может! И чуть попозже хоровые вопли: где были, куда смотрели коррумпированные и бестолковые- а какие еще! - сотрудники МВД и ФСБ? И одновременно: почему эти правоохранители проверяют у нас документы, сумки и, вообще, пристают?
Ну и в итоге: а вот в Израиле с этим - порядок...
Начнем с начала. Прежде всего, взрывчатку надо пронести в метро, гдена входе всегда стоят группы милиционеров. Они должны быть бдительны и"фильтровать" поток пассажиров в поисках этих самых террористов.
Предполагаемая мощность зарядов, взорвавшихся на "Лубянке" - 4 кг, на"Парке Культуры" - 2 кг тротила. Будем считать, что все заряды были из штатного взрывчатого вещества, а именно -тротила, шашки которого по размерам точь-в-точь, как куски хозяйственного мыла. Пластит, кстати, ничуть не мощнее тротила. Теперь попробуйте разместить на талии - у кого она есть - двенадцать таких кусков. Это и будет 4 кило тротила. Ну или шесть кусков, если тротила в два раза меньше. Вы говорите, гексоген? Тут взрывные устройства будут поменьше, но ненамного.Примерили? Заметно со стороны? В первом случае - наверняка. Ага,милиция зевнула! А если тротил был в рюкзачке?
Кстати в Израиле куда теплее, такое количество мыла никакой майкой неприкроешь, а напялишь теплую куртку, так наши бывшие земляки всетелефоны полиции оборвут. Из вас в подобном случае кто-нибудь вмилицию позвонит?
Идем дальше. Взрывы произошли на станциях. С точки зрения диверсанта - нелепость. На станции большой свободный объем и эффект взрыва будет снижен. А вот если рвануть в тоннеле (у специалистов это называется "взрыв в трубе"), то потери будутзначительнее, может добавиться пожар, давка при эвакуации и новыежертвы. Не говоря уж о том, что поезд с развороченным вагоном не такпросто вытащить из тоннеля. Может, террористы не так уж и опытны?Теперь о том, как могли взорвать заряд. Почему обязательно помобильнику? Представьте: вы - на поверхности, ваш сообщник - втоннеле. Взрывчатка у него в рюкзачке. Место взрыва выбрано заранее. Увас есть уверенность, что вы сумеете позвонить именно тогда, когдапоезд будет на станции? Ах, можно своими глазами убедиться в том, чтопоезд прибыл, то есть спуститься на перрон? Или сопровождать смертникав соседнем вагоне. Не верю: нема дурных.
Кстати, при взрыве таких зарядов (2-4 кг) в нашем переполненном метрофрагментов тел будет предостаточно. И женских тоже. Так кто это был?
Теперь о взрывателях. Вроде бы проще всего взять обычный электродетонатор No.8 и припаять его выводы к контактам громкоговорителя мобильника. Но не факт, что хватит тока. Тем более, если детонаторов несколько. А в нашем случае, похоже, так и было: часть заряда на одной из станций не сработала. Так опытные были террористы или нет?Но могло быть и вовсе не так. Заряд с миной-ловушкой - в рюкзачке, поезд подходит к станции, рюкзачок - в уголок на пол, одновременно тянем ниточку и выдергиваем чеку. Теперь быстро из вагона и смешиваемся с толпой. Первый же пассажир так или иначе стронет с места рюкзачок, сработает наклонный датчик: 10° наклона такой пустяк. Да изачем нам пассажир: поезд тронулся и сработал вибрационный датчик. Эх, сколько же подобной гадости изобрели саперы. Минная война - самое подлое из того, что придумано человеком.
Вот теперь и поставьте себя на место милиционера, сапера из группы разминирования, эксперта, следователя: перед вами сто дорог - какую выбрать, чтобы террориста найти или хотя бы помешать ему сделать свое черное дело?
Стоит ли торопиться упрекать милиционера и контрразведчика, если мы сами в метро ведем себя как зомби - вошел, сел, глаза закрыл и только на переходе или своей станции очнулся. И когда вокруг оказалось так много готовых нажиться на чужой беде: поездка в такси стала немедленно стоить три тысячи рублей. И в какой машине! Не "мерс", не "ауди", не "волга" с шашечками... Они появляются как из-под земли, эти"джихад-такси" - проржавевшие и гремящие на ходу "жигули". А за рулемкто? Кто из нас возразил против этого?
А вы говорите: хочу чтоб как в Израиле!
Читайте и смотрите:
Самые последние новости на радио "КП" [в прямом эфире]
Репортажи наших корреспондентов [фото]
Полная хроника событий [читайте здесь]