Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество25 апреля 2010 22:00

В МГУ - без экзаменов

Талантливые ребята поступают в лучшие вузы «в обход» ЕГЭ
Источник:kp.ru

Ученица самой обычной московской школы № 376 Аня Прилуцкая победила на Всероссийской олимпиаде по истории.

- Аня - уже готовый историк, - рассказывает о ней учительница истории с двадцатилетним стажем Ирина Олеговна Сонина.

Тихоню Анечку разговорить сложно. Одиннадцатиклассница стесняется, отвечает односложно. Но это пока речь не заходит о ее любимой истории, особенно о Древней Руси. Вот тут она раскрывается, очаровывает.

- Я в МГУ на истфак хочу, - с придыханием говорит Аня. - Я не знаю, что и как будет дальше, но сейчас мне кажется, это единственное место, где мне будет интересно учиться.

Впрочем, свою мечту Аня уже осуществила. Хотя и не окончила еще школу. Как только девушка получит аттестат, она может считать себя студенткой Московского госуниверситета. Такое право дала ей победа во Всероссийской олимпиаде школьников по истории, заключительный этап которой прошел в Смоленске.

- Ты когда ехала в Смоленск на заключительный этап, что с собой взяла? - спрашиваю я девушку.

- Книги. По истории, про Смоленщину. Читала их каждый вечер по паре часов.

- Что-то ты еще не выучила?

- Да нет. Я и так в принципе все знаю. Просто чтобы настроиться.

- А как отношения складывались с коллегами-соперниками?

- Это я на всероссийский этап впервые приехала, а на региональный уже лет пять выхожу. В нашей команде много знакомых было, с ребятами из других городов мы сдружились...

- Что для тебя эта победа?

- Я ее не ожидала и к ней не готовилась. Но мы между собой постоянно считали рейтинги, баллы... И когда меня объявили победителем, я даже особо не удивилась.

- Было страшно?

- Да, на устном туре. Так-то написал работу, сдал ее - и ждешь оценку. А тут с корифеем живым говорить...

- Ты вообще когда последний раз получала двойку?

Аня задумывается:

- Во втором классе. Тетрадь какую-то забыла принести.

Несмотря на то что ее уже ждут в МГУ, Анечка все же решила сдавать историю на ЕГЭ. Зачем? А для себя. И курсы подготовительные не бросила - зачем упускать знания? И с репетиторами занимается - нравится учиться девушке. В других хобби, кроме вышивания, не сознается.

- Я раньше по многим предметам в олимпиадах участвовала. Но потом как-то само пришло: «Хочу быть историком»!

ЧЕМПИОНЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В России есть два типа олимпиад, которые дают право льготного зачисления в вуз. Это предметная Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады, которые университеты проводят для абитуриентов под эгидой Российского союза ректоров.

Чтобы получить студенческий билет с незаполненной строкой «название вуза» на Всероссийской олимпиаде, надо пройти горнила четырех этапов. Сначала доказать свои интеллектуальные возможности в школе, потом - на уровне муниципалитета, в регионе и - после этого - еще и на заключительном общенациональном этапе. До финала доходит чуть больше двух сотен «умников и умниц». Это ученики 9 - 11-х классов.

На олимпиаде по истории в Смоленске победителей было всего 16 человек. Призеров - чуть больше полусотни. Лучшие из лучших. Они получают не только красивые дипломы: победителям полагается по 60 тысяч рублей, а призерам - по 30 тысяч рублей. Это персональная президентская премия. Но самая главная награда - возможность поступить на бюджетное отделение любого вуза по выбору на специальность, профиль которой связан с предметом, по которому проводилась олимпиада.

Вузовские олимпиады для школьников проще только тем, что проходят обычно в один этап. Но «зеленый свет» после них будет лишь в те университеты, которые сочтут их уровень достаточным для себя. В этом году пройдут 82 вузовские олимпиады. Год назад их было 124. Треть отменили. В основном из-за того, что у Российского союза ректоров возникли нарекания к их результатам.

В какой из олимпиад победить проще, а в какой сложнее, отказываются определить и ректоры, и чиновники: соревнования дополняют друг друга, сравнить, победители какого из них круче, невозможно. Главное - у талантливых школьников есть возможность проявить свои творческие способности и поступить в лучшие вузы.

ПРОФЕССОР ИЩЕТ СТУДЕНТОВ

Школьники соревнуются между собой по 19 предметам. Профессора ведущих вузов, мировые научные светила, входящие в жюри Всероссийской олимпиады школьников, волнуются чуть ли не сильнее самих участников. Здесь они встречаются с теми школярами, которые скоро станут их студентами, аспирантами, доцентами... А потом, может, придут им на смену и будут так же караулить следующее поколение коллег-ученых.

На открытии заключительного этапа олимпиады по химии за старшеклассниками по-отечески внимательно наблюдает декан химфака МГУ профессор Валерий Лунин.

- Вот почему ЕГЭ по выбору по обществознанию или истории сдают 80% выпускников школ, а по химии - только 9,6%? - недоумевает Лунин, незаметно поглаживая галстук с таблицей Менделеева. - Я тоже школьником был, тоже всем этим интересовался, но историю можно и дома по книжкам выучить, а химию - только в школе, с учителем. И от него очень многое зависит.

Профессор по-хозяйски обводит глазами зал, запоминает лица: на его факультете трое из четырех студентов победили в таких вот соревнованиях, так что большая часть сидящих здесь скоро окажется в его вотчине на Воробьевых горах.

Профессура заинтересована в сильных студентах чуть ли не больше, чем те - в хорошем академическом образовании. Потому что для ученых важно не только добыть новые знания, но и передать их следующему поколению. Вот и тревожатся заслуженные и авторитетные профессора, переспрашивают, уточняют, начинают копать и вширь, и вглубь. У них нет задачи завалить - только проверить, «по какой рубеж» свои вот этот милый юноша или вот та прекрасная девушка. Допущенные в круг своих получают дипломы, сертификаты, льготы при поступлении в вуз.

У олимпиады школьников есть адепты, есть и противники. Они считают, что проигравшие могут потерять интерес к предмету, что результаты в гуманитарных дисциплинах нельзя измерить, есть претензии по форме и сути заданий. Но даже те, кто просто так съездил на олимпиаду - а это все ребята из 9-х и 10-х классов, - получают хороший направляющий пинок идти этим путем дальше. Ведь для 15 - 16-летнего подростка это зачастую первая поездка без родителей в другой город, в окружение таких же увлеченных любимым делом ребят и общение с ними, которого зачастую остро не хватает дома.

МОЛОДЦЫ

Кто стал олимпийским чемпионом (среди 11-классников)

РУССКИЙ ЯЗЫК

Марина Ермолаева, МоскваМарина Мовчан, НовосибирскФилипп Шушурин, МоскваКсения Кузнецова, Санкт-ПетербургЕвгения Сечина, МоскваМария Титова, Подольск (Московская область)Татьяна Калишина, Пушкино (Московская область) Андрей Никулин, МоскваДмитрий Коковцев, Санкт-Петербург

ЭКОНОМИКА

Александр Вотяков, УдмуртияДмитрий Мясников, УдмуртияМихаил Холмов, Омская областьОльга Балусова, МоскваЕвгений Митюков, Пермский крайАлександр Кучеров, Кемеровская областьДиана Паладичук, МоскваТимур Аббясов, МоскваОльга Киселева, Челябинская областьАндрей Никандров, Свердловская областьВячеслав Манасян, Челябинская областьКристина Комиссарова, Московская областьСветлана Анисимова, Нижегородская областьАнастасия Карпова, Кировская областьАлександр Колупаев, Кировская областьАртем Безруков, Кировская область

ИСТОРИЯ

Александра Ведерникова, МоскваДмитрий Мещеряков, Выборг (Ленинградская область)Анна Прилуцкая, МоскваНиколай Якимов, МоскваАндрей Шашков, МоскваАлександр Алябухов, СамараАнастасия Кабанова, ВологдаАндрей Гречко, МоскваВладимир Розов, Сосновый Бор (Ленинградская область)Елена Коко, Островский район (Псковская область)Диана Мамедова, Камышин (Волгоградская область)Тимур Тажиров, Казань

ХИМИЯ

Кирилл Суховерков, Барнаул Владислав Курилин, Москва Александр Кочнев, Пензенская областьАлександра Зима, Новосибирская область Георгий Адымов, Москва Максим Никулин, Магнитогорск Даниил Хохлов, Санкт-ПетербургВладимир Низнанов, КомиВасилий Перепелкин, Удмуртия