Общество29 сентября 2010 16:20

Не люблю с мужиками я спать

Наш спецкор, проехав от Иркутска и до Хабаровска по новейшей российской дороге «Амур», делится ощущениями

Как-то в городе Львове в бурные дни украинской смуты группа оранжевых студентов распевала под звон гитар у оперного театра:

«За пять лет трудовых лагерей

Мы в подарок рабочему классу,

Там, где были тропинки зверей,

Прорубили сибирскую трассу.

Заметала пурга трактора,

Даже «Сталинцу» сил не хватало!

И тогда, под удар топора,

Эта песня о милой взлетала…».

Да-а, душевно так пели они, с надрывом, и слушатель понимал: голосовать за Ющенко, чтобы вдруг не случилось как в этой песне.

На самом деле гигантскую сибирскую трассу в пургу и под тучами комаров прорубили не львовские студенты на трудовых семестрах, а российские мужики – пьяницы и лентяи, как это принято считать. Размах ошарашивает – миллионы тонн грунта вырытые сквозь сопки, исполинские насыпи и много-много мостов.

Министр транспорта Игорь Левитин (справа) дает интервью местной прессе

Министр транспорта Игорь Левитин (справа) дает интервью местной прессе

Про трактора и пургу в песне все верно.

- С ноября и по апрель трактора здесь не выключают ни на час, - рассказывал нам по дороге министр транспорта Игорь Левитин, - иначе при здешних морозах двигатель не запустишь до лета.

- Это вы шутите? – спросил кто-то из журналистов.

- Не шучу, сам в этих местах когда-то работал.

Погода и впрямь не балует. То и дело пробиваемся на машинах сквозь снежные вихри, а ведь только еще сентябрь на дворе.

У редактора журнала За рулем Антона Чуйкина на спине карта нашего маршрута, которую Заместитель Председателя Правительства РФ Иванов и министр Левитин внимательно изучают

У редактора журнала За рулем Антона Чуйкина на спине карта нашего маршрута, которую Заместитель Председателя Правительства РФ Иванов и министр Левитин внимательно изучают

Время от времени заезжаем на базы дорожников, где нам показывают быт работяг и хотят убедить, что условия тут на высоте. На некоторых стоянках есть даже теплые туалеты. В результате мы пишем в иных газетах: «Дорожники живут в хорошо оборудованных вагончиках, есть столовая, прачечная, баня, спортзал. Рядом в теплицах растут овощи. Тут же клетка с рысенком, которого строители подобрали в тайге и выходили… . Забота о братьях меньших, наверное, хоть как–то помогает этим суровым на вид мужчинам переносить многодневную разлуку со своими семьями».

На самом деле бытовые условия здесь паршивые. Рабочие спят вчетвером и даже вшестером в одном вагончике! Это, конечно же, резко снижает производительность их труда. Попробуйте ночь поспать рядом с храпящими мужиками. К тому же запахи их… одеколонов, наверное, далеко не всегда вам придутся по вкусу. Поэтому, чтобы выспаться, надо вечером засадить стакан-другой водки. А утром встать с чумной головой. В России доселе не принято особо заботиться о бытовых условиях. Мы же не европейцы какие, и так сойдет. Забегая наперед, доложу я вам, что даже в городе Биробиджане – столице Еврейской области! – местные власти нас разместили в лучшей гостинице - подвое в одном номере! Причем – мужчину с мужчиной. Я, конечно, поехал в другую гостиницу:

- Как тут у вас с местами?

- Есть-есть! – обрадовалась администратор, - прекрасная комната, вам понравится! Там двое ребят всего! И, вроде, непьюшшые!

А в третьей – последней гостинице города мне также обрадовано сказали:

- Пятым будете!

Вот и добрались мы до Хабаровска

Вот и добрались мы до Хабаровска

Ну, право, мы тут на западе как-то уж поотвыкли от этого советского свинства по мотивам спектакля «Вас вызывает Таймыр». Оттого впечатления от Биробиджана у меня лично остались самые мрачные. Ладно, мы, журналисты бездельники, а рабочим нужен хороший отдых. И пора бы давно придумать для вахтовиков пусть махонькие, но отдельные каютки в вагончиках.

На десятки верст ни души

На десятки верст ни души

«НИ ОГНЯ, НИ ЧЕРНОЙ ХАТЫ…».

Чем дальше мчались мы от Читы на восток, тем безлюднее становилась трасса. Можно проехать километров с полста, не увидев ни деревеньки. Только сопки, тайга и речки. Порою косули, перебегающие дорогу. Ну, изредка, очень изредка – машины навстречу. Интересно, что все мосты через речки имеют лестницы с перилами для спуска к воде. Зачем? Если можно легко спуститься и так - по насыпи. Да и кому тут по ним спускаться? Я б на лестницах сэкономил – в стране, где человеку трудно нормально выспаться.

Давно еще прочитал у Астафьева, мол, если бы не репрессии, не война, то было бы нас сейчас миллионов четыреста. Тогда мне подумалось: а на кой такое количество? Но вижу теперь – как нас мало катастрофически. Такую трассу отгрохали – американский хайвэй – ровная и мостастая! А жить тут и ездить по ней, в общем-то, некому… Нет, я не против трассы, вдоль страны обязательно должна быть дорога. Но к ней бы еще людей трудящихся. Нужны заправки, гостиницы, посты ГАИ и т.д. А где их, людей, добыть?

Наши машины встали на отдых

Наши машины встали на отдых

Мне, вот, пишет на форум Леонид из Канады:

«Дорога впечатляет. Похоже на одну беду становится меньше. Это отрадно. Единственное, что вызывает вопрос - зоны отдыха каждые 20-30 километров с парковками, туалетами, пунктами питания и заправками. Без этого дорога не может считаться современной. Но, очевидно, это не проектировали? Хотелось бы узнать почему».

Эх, Леонид, если бы Вы и миллионы не уехали из страны, по причине отсутствия дорог и прочих радостей жизни, проще было б решить поставленные Вами вопросы. Но министр-оптимист Левитин утешал меня по этому поводу, что будут строить жилье добротное вдоль всей трассы, а, следовательно, появятся и жильцы. А с ними и все остальное, включая туалеты в тайге. Но я, журналист-пессимист, сомневаюсь, что хлынут сюда москвичи и питерцы, предрасположенные к труду. А местное население работать не склонно. Про то рассказывал журналистам глава поселка Могоча Николай Кабак. Затеял он у себя в районе одно строительство, набрал мужиков две сотни из безработных. Как только они получили первую зарплату, причем хорошую, так сразу же дружно запили. Уволил, набрал других, история повторилась. Пришлось привезти китайцев полторы сотни. Стройка сразу пошла как надо. Однако местные лодыри долго тем китайцам не давали покою. Били пришельцев, закидывали их технику камнями. Пришлось применить милицию.

- Я им говорю, не хотите китайцев, трудитесь сами и водку не пейте! А они не хотят работать!

До ближайшего жилища всего-то 32 километра

До ближайшего жилища всего-то 32 километра

ЭТУ ТРАССУ УЖЕ ВОРУЮТ

Кстати сказать, и в дорожном строительстве местного населения из Читинской, Амурской области мизер трудится, несмотря на высокие заработки. В основном здесь вахтовики с российского запада, очень много татар казанских, и нет никого с Северного Кавказа, хотя и на том Кавказе жуткая безработица. Точнее сказать, здесь кавказцев много, в той же Могоче. Они держат продуктово-водочные магазины и задают работу криминальным газетчикам. Например: «Крупную партию спиртосодержащей жидкости задержали на днях сотрудники ОВД Чернышевского района. Как сообщили в правоохранительных органах, более 6,5 тонн жидкости "Супер-Антилед" без документов в ночь с 21 на 22 июня было задержано на трассе "Амур". Перевозившие спирт выходцы с Кавказа предложили сотрудникам милиции крупную взятку, однако, последние отказались и сопроводили смертельно опасный груз в РОВД. Через сутки грузовик со спиртом и кавказцами "испарился"».

Криминалом балуют и местные. Вдоль дороги тысячи тонн металлических ограждений, которые не дают покоя вороватому населению.

«В июле милиция задержала двух граждан, которые пытались скрыться на автомобиле ГАЗ-66. В кузове находились похищенные ограждения и инструмент для их демонтажа. Всего с Теплоозерского участка трассы "Амур" было украдено 54 ограждения. Ущерб от похищенного имущества составил 50 тысяч рублей. …Суд назначил 29-ти и 30-летним жителям города Облучье условную меру наказания с испытательным сроком один год каждому».

Эти примеры - мизер от придорожного криминала. Плохо, что злоумышленникам выписали – условно. Дали бы хоть по году принудительного труда на трассе. А так их пример другим наука – можно, значит, запросто воровать ограждения на сумму до 50 тысяч за раз, и ничего за это не будет! Работы денежной на дороге еще тут невпроворот, но местные ею брезгуют, они выше этого!

Где ж тот рабочий класс, для которого трассу строили? Для кого министры и выше сей путь торили? Для воров? Для удобства привоза спиртовой отравы?! Для икорной мафии?! Это вопрос, разумеется, не к дорожникам, положившим здесь много здоровья и даже жизней. Вопрос к местной власти и карательным органам.

***

Хабаровск нас встретил песнями, плясками в честь открытия сей дороги, а, главное, одноместными номерами в гостинице! Тут все же Япония недалече, цивилизация!

Министр Левитин со всеми распрощался по-братски и, как мне показалось, смахнув украдкой скупую слезу, пригласил в другой раз поехать на трассу «Лена» - от Якутска до Магадана. Скучно ему в одиночку ездить. Поедем, конечно, такой наш крест…

СПРАВКА «КП» Автодорога «Амур» Трасса федерального значения М58 «Амур» - это часть трассы Омск - Владивосток, проходящей через Новосибирск и Красноярск. Ее главное назначение - соединить Москву с Владивостоком. Дорогу пытались сделать нормальной еще с 60-х годов прошлого века, но строительство шло плохо и с долгими перерывами. Формально она была открыта в феврале 2004 года, однако до недавнего времени поездка по трассе «Амур» считалась рискованным приключением, занятием для настоящих мужчин. Участки разбитого асфальта перемежались там с разбитой грунтовкой, где застревали даже «КамАЗы». В рейтинге самых худших трасс мира она уверенно держала первое место, поделив его с другой российской трассой - «Лена». В 2010 году строительство трассы завершилось - теперь асфальт появился на всей ее протяженности в 2100 км. В августе 2010 года трассу проинспектировал премьер-министр В. Путин.